И развития их творчества 5 страница

На первом этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к произведению, формирования умения внимательно её рассматривать, эмоционально откликаться на содержание. Такое содержание задач обусловливает и применение особых приёмов: искусствоведческого рассказа педагога, постановки конкретных и подробных вопросов, приёмы «вхождения» в изображение, воссоздания событий, предшествующих произведению и последующих.

Задачи второго этапа работы: развивать умение самостоятельно анализировать содержание произведения, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» произведение, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

Основные методические приёмы: искусствоведческий рассказ педагога, постановка вопросов более обобщённого характера (по сравнению с первым этапом работы), приём точных установок, приём композиционных и колористических вариантов, конкретные вопросы, направленные на формирование личностного отношения к произведению.

Задачи третьего этапа работы: формирование творческого восприятия детьми произведений искусства; учить сопоставлять содержание произведений разных художников, жанров; содержание произведений со своим личным опытом, реальной действительностью.

Основные методические приёмы: приём сравнения, приём мысленного создания собственного содержания картины по названию, данному художником; приём точных установок с более усложнённым содержанием вопросов, игровые упражнения, постановка вопросов детьми.

На каждом из этих этапов работы может активно использоваться метод оживления детских эмоций с помощью литературных и музыкальных, песенных образов; метод музыкального сопровождения.

Дальнейшая работа с ранее просмотренными произведениями искусства с целью закрепить у детей полученные от первичного восприятия эмоциональные впечатления; углубить осмысление содержания картины; вызвать новые ассоциации и стимулировать повторное их возникновение.

Приобщение детей к искусству в свободное от занятий время осуществляется в ходе совместной деятельности педагога и детей в виде индивидуальной работы и работы с дифференцированными группами детей.

Индивидуальная работа проводится с детьми двух категорий:

с неусвоившими на занятии знания о новом произведении, а также с робкими, застенчивыми, с рассеянным вниманием, с пониженным интересом к произведениям искусства, со слаборазвитой эмоциональной сферой.

Работа с детьми этой категории может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного – двух произведений, активным использованием игровых приёмов;

с одарёнными детьми, с ярко выраженным стойким интересом к произведениям искусства, высокой активностью, развитым уровнем речи.

Работа с ними может включать восприятие произведения искусства в сочетании с их собственной художественной деятельностью, или восприятие произведений искусства в сочетании с восприятием музыки и художественной литературы.

Работа с дифференцированными группами детей, имеющими одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития, строится с учётом показателей трёх уровней развития: высокого, среднего, низкого (Р. М. Чумичева).

Показатели уровней представлений дошкольников о произведениях искусства:

высокий – отвечает на вопросы: «Что изображено?», «О чём картина?, «Что художник рассказал?» Подтверждает ответы логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой); точно определяет и обосновывает настроение, чувства, умеет пользоваться образным языком;

средний – отвечает на вышеуказанные вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;

низкий – затрудняется отвечать на поставленные опросы, вскрывает несущественные связи в содержании и выразительных средствах.

Показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям искусства:

высокий – без затруднений отвечает на вопрос, почему понравилась картина, мотивирует содержательными выразительно-изобразительными её качествами, высказывает личные ассоциации, привносит своё эмоциональное отношение в восприятие произведения, живые, яркие речь и мимика (желание поделиться своими впечатлениями);

средний – объясняет, почему понравилось произведение, рассказывает, какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены;

низкий – выбор понравившейся картины не мотивирует или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «весёлая» и др.

Выбор методов и приёмов для работы с детьми дифференцированных групп производится также дифференцированно, в зависимости от этапа приобщения их к искусству.

В свободное от занятий время и по желанию детей могут использоваться разные формы работы. Это могут быть:

– развлечения (например, «Как прекрасен этот мир!»);

– выставки репродукций картин;

– конкурс на лучший рассказ ребёнка о понравившейся картине;

– викторина о картинах (произведениях изобразительного искусства) и художниках, создавших их;

– рассматривание слайдов картин художников (за один просмотр – от 5 до 8 слайдов);

– чтение книг из серии «Встреча с картиной»;

– экскурсии в «Зал искусств»;

– посещение выставок, посвящённых одному художнику, с картинами которого дети познакомились на занятиях; или определённому жанру искусства: пейзажу, натюрморту и т. д. Экскурсоводами на этой выставке могут быть и воспитатель, и дети, заранее подготовленные, с живым воображением и развитой эмоционально-образной речью.

На выставках репродукций картин и других произведений изобразительного искусства Р. М. Чумичева предполагает использовать разные варианты сочетания музыкальных, литературных произведений:

поочерёдное включение произведений разных видов искусства с целью усилить их воздействие на эмоции детей;

попарное включение произведений разных видов искусства. Цель: усилить воздействие разных видов искусства через сравнение;

одновременное включение в восприятие разных видов искусства с целью показать гармонию, например, музыки и живописи;

включение контрастных произведений разных видов искусства с целью формирования у детей оценочного отношения, эстетического вкуса.

 

Тема 3.1. Изобразительная деятельность дошкольников

3.1.1. Изобразительная деятельность дошкольников как средство развития личности ребёнка

 

В дошкольном детстве, наряду с игрой, дети проявляют большой и особый интерес к изобразительной деятельности, которая возникает в недрах предметной. Естественный интерес ребёнка к изобразительной деятельности обусловливает возможности активного её использования для обеспечения его эмоционального благополучия, реализации идеи амплификации (А. В. Запорожец), сущностью которой является необходимость сделать воспитательно-образовательный процесс интересным и занимательным, наполнить детскую жизнь радостью.

Изобразительная деятельность ребёнка – это деятельность, основным назначением которой является образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность помогает ребёнку наладить контакты с миром, познать его. Это своеобразный вид коммуникативной деятельности, вид общения, с помощью которого он отражает своё отношение к изображаемому (самовыражается), познаёт своё «Я», «общаясь» со своим внутренним миром.

Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения. Психологи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Короткова) относят изобразительную деятельность к продуктивным видам деятельности. Как подчёркивает Н. А. Короткова, понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов деятельности (активности) – это рисование, лепка, аппликация, конструирование, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий (репрезентирующий) характер, т. е. особым образом отражают мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит её с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников. Вместе с тем продуктивные виды деятельности отличаются от игры: вне зависимости от конкретных материалов (которые в них используются) они представляют «созидательную» (творческую) работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (т. е. замыслом). Это рисунок, лепной образ, аппликация, постройка и т. д.

Развивающие функции изобразительной деятельности довольно богаты и связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые Н. А. Короткова делит на 2 группы: общеразвивающие функции и специфические.

Общеразвивающие функции. Н. А. Короткова прежде всего отмечает участие изодеятельности в эмоционально-личностном становлении ребёнка: в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами.

Репрезентирующий (моделирующий) характер изобразительной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое и части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов.

Изобразительная деятельность, как вид продуктивной деятельности, в силу её «созидательного» характера, как ни один из других видов деятельности, практикуемой в детские годы, создаёт условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребёнка, развивает у него целеустремлённость, настойчивость.

Изобразительная деятельность связана ещё и с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и её целевой регуляции с использованием различного рода опосредованных звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) – это использование образцов и графических моделей (схем, чертежей, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Развитие такого рода знаково-символического опосредования деятельности – важный показатель перехода ребёнка на более высокий уровень психической организации.

Широкие возможности изобразительная деятельность имеет и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструкторские пластические материалы, «ставя» перед ребёнком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его реализации.

К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной «умелости», моторики, которым способствует продуктивная деятельность любого рода.

Специфические развивающие функции изобразительной деятельности.

Продуктивная деятельность также создаёт условия и для развития специфических умений и навыков, связанных: а) с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, аппликации, шитья и т. д.); и б) с техникой использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и т. п.).

Поэтому изобразительная деятельность – одно из средств развития базиса личностной культуры у детей, которое осуществляется в трёх основных направлениях: формирование эмоциональной, познавательной (интеллектуальной) и волевой (деятельностно-практической) культуры.

Такой подход к определению сущности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста исключает их «предметное» натаскивание, т. е. формирование только специальных умений и навыков. Это ремесленческий подход, который отрицательно сказывается на общем развитии личности. Таким образом, изобразительная деятельность – средство развития целостной личности.

Основные особенности изобразительной деятельности:

образная основа: ребёнок изображает только то, что представляет, т. к. в основе изодеятельности лежат образные представления, главным источником которых является окружающий мир (природа, социальный мир, предметная среда) и искусство (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина и др.);

активная опора на чувства, эмоции, переживания: как подчёркивает Л. С. Выготский, ребёнок рисует не столько то, что знает, сколько то, что переживает, что вызвало у него яркий интерес, повлияло на воображение, затронуло эмоциональную сферу. Поэтому он считал, что рисование – это способ снятия страхов, неврозов. Уместно вспомнить понятие «изотерапия» - это лечение рисованием. Данное направление психокоррекции берёт своё начало в психиатрической практике (Эдит Крамер, Маргарет Наумберг), которая базируется на гуманистической теории личности.

Наряду с освоением детьми изобразительных способов в процессе деятельности решаются задачи, направленные на общее психическое развитие ребёнка: развитие воображения, мышления, восприятия, памяти, эмоций, координации движений, ориентировки в пространстве и т. п.;

художественно-творческий характер, специфическая творческая направленность деятельности, что связано с основным побудительным мотивом – желанием ребёнка выразить свои чувства, отношение к изображаемому в графических линиях, цветных пятнах, пластических формах. При этом он посильно подбирает средства выражения, основными из которых является цвет, форма, композиция, т. е. те же художественные средства, которые использует и зрелый мастер;

социальная направленность изобразительной деятельности дошкольников, проявляющаяся в ряде моментов:

· ребёнок стремится создать узнаваемое изображение, т. к. он изображает не только для себя, но и для других;

· своё отношение к миру ребёнок передаёт через содержание рисунка, лепки, аппликации, опираясь при этом на приобретённый художественный опыт и представления, полученные от восприятия окружающего;

· он создаёт изображение для близких, родных, друзей, чтобы порадовать их, проявить внимание (Е. С. Евдокимова), т. е. выразить к ним особое отношение;

сложный характер изобразительной деятельности: с одной стороны, для выражения своего отношения к изображаемому необходима полная свобода, а с другой – необходимо овладеть специальными умениями, навыками, знаниями (об особенностях материалов, инструментов, самой деятельности);

связь с игрой. Игра и изобразительная деятельность – это виды художественно – творческой деятельности, проявление детского творчества, направленного на отражение своего отношения к окружающему миру. Основной момент связи изодеятельности и игры – глубокая вера ребёнка в реалистичность изображаемых событий. Но в игре нет материального результата, а в изобразительной - есть (рисунок, пластический образ, конструкция);

связь с трудовой деятельностью, что объясняется близостью структур и функций данных видов деятельности. Н. П. Сакулина подчёркивала, что изобразительная деятельность – это своеобразный вид труда. Например, в структуру видов этой деятельности входит и художественный труд. В своём исследовании Е. С. Евдокимова показала, что дети в качестве средства выражения гуманного отношения к близким людям предпочли изобразительную и трудовую деятельность.

Сенсорные основы изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание мира. Все её виды объединяет образное отражение окружающей действительности.

По своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений.

Психологи Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко в своих работах показали, что изображение в рисунке ребёнка может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, объектом, потому что творчество начинается с живого созерцания, а от характера восприятия зависит качество тех представлений, которые лежат в основе изображения. Н. П. Сакулина подчёркивает, что чем яснее и отчётливее представления детей об окружающем, тем свободнее они воплощают их в рисунке, лепке, аппликации. Поэтому основная педагогическая задача, с одной стороны, научить ребёнка видеть; развивать его сенсорную культуру. А с другой – свободно передавать через форму, цвет, строение, положение в пространстве свои замыслы, своё отношение к изображаемому.

Важно развивать восприятие ребёнка, т. к. изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умение рассматривать предметы, всматриваться, вычленяя части, сравнивая с сенсорными эталонами форму, величину, цвет; определять признаки предмета или явления. Для создания художественно – выразительного образа необходимо эмоционально – эстетическое восприятие, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.

Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Дошкольный возраст является благоприятным для их развития. Наибольшие возможности в этом открывают именно продуктивные виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность) (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Кудрявцев и др.). Сенсорное воспитание, являясь основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.

Очень важно в сенсорном воспитании обучение детей обобщённым и систематизирующим знаниям о воспринимаемых качествах предметов. Изобразительная деятельность предполагает воссоздания качеств и свойств предметов. Она связана с необходимостью детального обследования этих свойств, выявления их внутренней структуры (например, взаимоотношение частей формы).

Обследование – специально организованное восприятие предметов с целью их изображения в разных видах изобразительной деятельности.

Данный метод разработан и предложен для практиков Н. П. Сакулиной. Автор рекомендовала его использовать в области рисования. В дальнейшем особенности использования обследования в других видах продуктивной деятельности были конкретизированы: Н. А. Курочкиной – в лепке, М. И. Гусаковой – в аппликации, Н. Н. Поддъяковым и Л. А. Парамоновой – в конструировании.

Обследование – многоэтапный процесс. Особенности его проведения см. в теме «Методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности».

Характеризуя виды изобразительной деятельности (изображения), можно опираться на разные принципы их классификации.


 
 

 

 


 

 

   
 
 
 

 


Таким образом, разнообразие видов изобразительной деятельности позволяет ребёнку полнее, многостороннее отражать окружающий мир в изображении, реализовывать свои интересы, желания и потребности.

Проблема интеграции (взаимосвязи) видов изобразительной деятельности

Интеграция в системе воспитания и обучения – одна из наиболее важных и актуальных задач как общеобразовательной школы, так и ДОУ.

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение) – это:

— объединение в целое каких – либо частей, элементов;

— взаимное проникновение различных видов деятельности в едином занятии на основе взаимопомощи и дополнительности;

— один из видов взаимосвязи.

Проблема интеграции (взаимосвязи) разных видов художественной деятельности в работе с детьми занимает особое место в исследованиях психологов и педагогов. Особое внимание в данном вопросе заслуживает дошкольный возраст, т. к. именно в этот период детства закладываются основы будущей личности, формируются отношения к окружающему миру.

Известно, что овладение детьми одним из видов художественной деятельности положительно сказывается на овладении другими, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства. Н. Зеньковский ещё в 30 г.г. прошлого столетия подчёркивал, что ребёнок полихудожествен, в его душе взаимодействуют все виды искусства, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализовано, т. е. доминанта одного искусства налагается на другие художественные занятия. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подчёркнутый жизнью: художественно-творческие способности развиваются в комплексе. Развитие психических процессов – основа взаимодействия разных видов искусства, успешного освоения разных видов художественной деятельности и их взаимосвязи.

Большой вклад в разработку проблемы взаимосвязи разных видов искусств и художественной деятельности внесли такие педагоги, как Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. И. Лазарь, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева, Л. А. Компанцева и др.

Е. А. Флёрина, первая из исследователей данной проблемы, в основу взаимосвязи видов изобразительной деятельности заложила принцип «жизненности». По её мнению, главное – это отбор содержания для передачи его в разных видах изобразительной деятельности, которое напрямую связано с окружающей жизнью. В связи с этим на первое место ставился метод наблюдения за окружающим миром и отражение его в изодеятельности.

Н. П. Сакулина определила единое для всех видов изобразительной деятельности программное содержание:

– изображение предметов. В связи с этим выделялось предметное рисование, лепка, аппликация;

– изображение связанного содержания (сюжетное рисование, лепка, аппликация);

– составление узоров, украшение форм (декоративное рисование, лепка, аппликация);

– технические умения и навыки.

Н. П. Сакулиной разработаны циклы занятий, объединённые задачами выражения жизненного содержания и усвоения изобразительных умений. В целом было выделено 7 циклов: растения, животные, птицы, рыбы, человек, транспорт, здания. Они построены в определённой взаимосвязи и последовательности. Основная цель этой взаимосвязи – формирование у детей обобщённых представлений о предметах и способах их изображения. В связи с этим, Н. П. Сакулина выделила форму как сенсорный эталон, позволяющий решить данную цель.

Т. И. Лазарь изучала взаимосвязи между разными по содержанию видами рисования: предметного, сюжетного, декоративного.

Автор выделила в каждом из этих видов рисования основные художественно-выразительные средства с целью ознакомления детей с ними:

· в предметном – линия;

· в сюжетном – композиция;

· в декоративном – цвет.

Т. И. Лазарь выявила линии взаимосвязи разных по содержанию видов рисования, что способствовало совершенствованию содержания обучения и повышению выразительности детских работ.

Т. Г. Казакова в основу взаимосвязи видов изобразительной деятельности кладёт другой принцип – принцип формирования художественно-образного начала. При этом существенное значение имеет выбор художественных средств в каждом виде изобразительной деятельности, их чёткая дифференциация и интеграция. Например, ритм объединяет все виды изобразительной деятельности, а цвет – только рисование и аппликацию.

Т. Г. Казакова рекомендует в одном задании сочетать разные виды деятельности. Например, рисование и аппликация; аппликация, рисование и лепка. Эта идея получила большое распространение.

Т. С. Комарова предложила блочно-тематическое планирование занятий художественным творчеством (по типу интегрированных блоков). Каждое из занятий имеет определённую доминанту, что даёт детям возможность активно знакомиться с окружающим миром, «погружаться в красоту природы», учиться самостоятельно передавать художественно-выразительный образ.

Исследования показали, что интеграция важна не сама по себе. Суть в том, что педагог должен в ходе занятий прививать детям первоначальные основы художественной культуры; развивать эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывать при этом их интересы и склонности.

В рамках рассматриваемого вопроса Т. Г. Казакова выделила ряд моментов, важных для развития творческих способностей детей на основе интеграции видов изобразительной деятельности. Она подчёркивает, что:

Интеграция (взаимосвязь) видов изобразительной деятельности:

– даёт детям возможность находить свои варианты, способы изображения. Задания такого характера, если создаётся поисковая ситуация, условия для выбора художественных материалов, дети выполняют более творчески. Поэтапное решение задания учит планировать деятельность, находить адекватные изобразительно-выразительные средства;

– даёт основание говорить о новом аспекте структуры детской изобразительной деятельности, её планировании. Усвоение практических навыков, специфических для каждого вида (рисования, лепки, аппликации), по-прежнему остаётся главным направлением работы, но при одном условии, если на занятии устанавливается тесная взаимосвязь между видами. Только так можно усилить общевоспитательный эффект воздействия на каждого ребёнка. Только такой подход поможет приобщить к изобразительному искусству, обогатит инициативно возникающую самостоятельную художественную деятельность, тесно связанную с игрой;

– взаимодействие всех видов изобразительной деятельности педагог обеспечивает в значительной степени индивидуально-дифференцированным подходом к детям с учётом их возрастных возможностей. Каждый ребёнок (в условиях целенаправленного воспитания) отдаёт предпочтение тому или иному виду изобразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора, решая учебную задачу, он получает оптимальные условия в плане своего художественного развития. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста;

– педагогическое руководство изобразительной деятельностью при условии интеграции её видов приобретает более косвенный характер. Основное внимание воспитатель уделяет активизации художественного опыта. В результате устанавливается взаимосвязь между методами, используемыми на занятиях разного характера. Разнообразие форм занятий разного типа даёт возможность выполнять учебные и творческие задачи как индивидуально, так и коллективно, находить в каждом конкретном случае способы их самостоятельного решения. Знания, приобретённые на занятиях одним видом изобразительной деятельности, дети могут с успехом использовать и в ходе других работ и с другим материалом;

– изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни;

в процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. (Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4. С. 80 - 86).

 

Тема 3.1.2. Цель и задачи обучения изобразительной деятельности дошкольников

 

Основная цель использования изобразительной деятельности в дошкольные годы – содействие развитию личности, т. е. содействие становлению ребёнка как субъекта деятельности. Понятия «личность» и «субъект деятельности» равнозначны. Это человек, который способен ставить цель деятельности, выбирать средства для её реализации, планировать и достигать желаемого результата. Таким образом, субъект деятельности – это самостоятельный, активный, инициативный человек.

Одна из сторон личности – индивидуальность. Основными её характеристиками являются: неповторимость, своеобразие, непохожесть, уникальность, самобытность. Все эти характеристики применимы и при оценке творческого человека, ибо одна из форм проявления индивидуальности – творчество. Суммируя всё вышесказанное, следует уточнить цель использования изобразительной деятельности – важно содействовать развитию творческой личности.

Творчество, как саморазвитие, самостроительство, немыслимо без способности к рефлексии (самоанализа, самопознания, соотнесения себя с другими). Поэтому процесс освоения изобразительной деятельности ребёнком – дошкольником должен быть сопряжён с развитием способности к рефлексии (самоосознанию) в этой деятельности.

Общеизвестно, что дошкольный возраст сензитивен к развитию воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости. А. В. Запорожец в своих работа призывал уделять «особое внимание воспитанию тех ценных интеллектуальных качеств, которые наиболее интенсивно формируются в данном возрасте, а затем войдут в золотой фонд зрелой человеческой личности» («Основы дошкольной педагогики» / под ред. А. В. Запорожца. – М., 1981. - С. 49).