Области взаимодействия различных видов транспорта.

 

Транспортный комплекс, учитывающий поведение внешней среды, рынка, всевозможные ситуации и выдающий стратегическое (перспективное) решение, создавая тем самым управляемую систему, требует применения логистических принципов при организации его работы. Это является важнейшим направлением повышения эффективности и конкурентоспособности транспортного комплекса.

Логистика рассматривается как наука о выборе и развитии техники и технологии, особенно в области транспортирования. При развитии логистических систем делается упор на транспорт, которому передаются многие функции по складированию, подготовке грузов, отслеживанию (контролю) за продвижением грузов, так как именно транспорт обеспечивает выполнение концепций «точно в срок» и т.п. Поэтому транспортные фирмы берут на себя создание и планирование единой технологии транспортировки, т.е. соединяет в себе функции общего экспедитора. Применение принципов логистики переводит конкуренцию между видами транспорта в область взаимодополняемости.

Различают уровни применения логистики: внутрипроизводственный (промышленный транспорт), внутритранспортный (по видам транспорта) и высший уровень – транспортный комплекс, связанный воедино с производством.

 

4. Виды сообщений: прямое, смешанное, прямое-смешанное (мультимодальное).

 

Организация транспортного процесса в транспортной системе предусматривает следующие виды сообщения:

1) Прямое – перевозка грузов одним видом транспорта.

2) Смешанное – перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта. Может быть с передачей грузов в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим и оформлением раздельных документов.

3) Прямое-смешанное сообщение – несколько видов транспорта под ответственность одного перевозчика по одному транспортному документу и по единой тарифной ставке. За рубежом такие сообщения называются мультимодальными.

 

5. Интермодальные (бесперегрузочные) технологии: виды и эффективность их использования.

 

Единая технология транспортировки предполагает непрерывность транспортного процесса с минимизацией (ликвидацией) сбойных ситуаций прежде всего в перегрузочных пунктах. Такая система требует детального расчета типов и количества транспортных средств, перегрузочной техники, а также согласования разных технологий работ каждого вида транспорта или их совокупности с производственной технологией.

Обеспечить непрерывность транспортного процесса на современном уровне позволяет организация бесперегрузочного сообщения. Однако действующие виды бесперегрузочных сообщений, строго говоря, не точно отражают смысл данной системы. Дальнейшее ее развитие идет по пути совершенствования подвижного состава и создания возможности его работы на разных видах транспорта. Это направление может быть отнесено к интермодальному (от лат. inter – между и modal – касающийся формы).

Под интермодальными перевозками можно подразумевать (по терминологии, принятой Европейской конференцией министров транспорта) последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалке на другой вид транспорта.

Одними из первых в этом направлении являются появившиеся с 1930-х годов трейлерные перевозки, т.е. системы перемещения железнодорожного вагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта.

Контрейлерные перевозки – это системы перевозки автотранспортных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем пониженную высоту.

Как мы видим, для получения доходов от выигрыша в конкурентной борьбе за рынки транспортных услуг есть много разнообразных возможностей, включая нетрадиционные способы перевозки.

 

6. Транспортные коридоры: сущность и значение в развитии экономики страны.

 

Развитие рыночных отношений в России дало возможность расширять международные связи. Географическое положение России позволяет ей не только сотрудничать со странами Европы и Азии, но и быть для них транзитной страной.

В современных условиях для транспорта главное – соблюдение требований заказчика по своевременности («точно в срок»), объему и качеству транспортировки грузов и безопасная в срок доставка пассажиров. Это достигается внедрением логистического подхода, позволяющего оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединять их в единую систему.

Однако в международном сообщении транспортники сталкиваются с объективными причинами, мешающими делать процесс транспортировки непрерывным, с минимизацией риска и экономически целесообразным. Основная причина этого – различные нормы и ограничения по техническим условиям безопасности движения на отдельных видах транспорта, зависящие, в том числе и от исторических традиций развития транспорта в конкретной стране. Характерный пример – различная ширина колеи железных дорог, требующая перевалки грузов.

Специализация отдельных стран по видам продукции приводит к еще большему расширению международных связей, что потребовало также новых подходов к системам транспортировки, осуществляющим связь между странами.

Улучшение транспортного взаимодействия между Европейским Союзом, странами Центральной и Восточной Европы и странами СНГ, необходимое для развития торговли и экономики каждой страны, привело к необходимости еще в 1994 г. на 2-й международной конференции по транспорту, так называемой Критской Конференции, выделить 9 приоритетных транспортных направлений и 13 ответвлений с учетом стратегических направлений грузовых и пассажирских потоков, названных транспортными коридорами.

Транспортный коридор – это совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством различных видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня.

Существенная роль отводится инфраструктуре, которая должна создаваться и реконструироваться в соответствии с международными соглашениями и конвенциями, а также законодательством ЕС. В связи с новым строительством особое значение придается экологическим аспектам.

Такие организации, как ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН должны унифицировать требования к транспортной инфраструктуре и параметрам транспортных средств, так как совместная качественная транспортная работа между государствами может осуществляться при условии соблюдения общих требований к транспортным путям, искусственным сооружениям, транспортным средствам, информационным коммуникациям и комплексу сервисных услуг (терминалы, порты и т.д.).

Финансирование транспортных коридоров осуществляется правительствами заинтересованных стран, международными финансовыми организациями и специальными программами EC TACIS и Фаре, а также частными инвесторами.

Новый подход позволяет интегрировать транспортную структуру России в межконтинентальные коммуникационные связи.

Финансирование транспортных коридоров осуществляется правительствами заинтересованных стран, международными финансовыми организациями и специальными программами EC TACIS и Фаре, а также частными инвесторами.

Для России особое место занимают коридоры: IX («Балтийский мост» или «путь из варяг в греки») Хельсинки - Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса; II Берлин – Варшава – Минск – Москва с дополнениями, утвержденными на 3-й международной конференцией по транспорту, проходившей в городе Хельсинки (1997 г.):

1. Балтика (Санкт-Петербург) – Центр (Москва) – Черное море (Ростов-на-Дону, Новороссийск);

2. Москва – Астрахань;

3. Запад (Берлин – Варшава – Минск) – Центр (Москва) – Нижний Новгород – Урал (Екатеринбург) – Сибирь (Иркутск) – Дальний Восток (Находка);

4. Северный Морской путь;

5. Водный путь из региона Черного и Азовского морей через Волго-Донский канал в Каспийское море.