Пиетизм

Реакция на протестантскую схоластику, когда подчеркивалась доктринальная точность и правильность учения в ущерб его важности для повседневной жизни.

 

Пиетизм - благочестие /piety/.

 

Считается, что началось это движение тогда, когда была опубликована книга Philip Jacob SpenerБлагочестивые желания” (1675). В этой книге он оплакивал печальное состояние немецкой Лютеранской церкви, в котором она оказалась после тридцатилетней войны (1616 - 48), и предлагал, что должно быть сделано для ее оживления и возрождения. Главным среди его предложений было личное изучение верующим Священного Писания. И хотя богословы скептически относились к этому произведению, оно оказало позитивное влияние на многие немецкие церкви, которых перестали устраивать стерильность учения на фоне деградации общества после этой войны. Согласно пиетистам реформа доктринального богословия должна непременно и всегда сопровождаться изменением жизни верующих.

 

Двумя наиболее видными представителями пиетизма стали:

 

1. Nicolaus Ludwig Graf von Zinzendorf (1700 - 60). Основал общину своих последователей в селении Herrnhat, Германия. Отмежевавшись от сухого рационализма и голой ортодоксии своего времени, он подчеркивал важность “религии сердца”, в основании которой были бы личные, очень тесные отношения верующего с Христом. По-новому стали подчеркиваться чувства в противовес разуму и сухой ортодоксии. Им делался акцент на личной вере человека, что нашло свое выражение в таком девизе: живая вера, которую он противопоставлял мертвой протестантской ортодоксии. Позднее его идеи были развиты в одном направлении Шлейермахером, в другом - Уэсли.

2. John Wesley (1703 - 91). Основатель методистского движения в Англиканской церкви, которое впоследствии сформировало методистскую церковь как самостоятельную деноминацию. Убежденный в том, что ему недостает веры, посредством которой человек и может только спастись, он посещает Herrnhat в 1738. Это произвело на него очень сильное впечатление. Подчеркивание пиетистами необходимости иметь живую веру, а также по-новому представленная роль опыта в христианской жизни привели его к обращению в мае 1738 г., когда он почувствовал, что его сердце было как-то “странно согрето”. Он подчеркивал опыт как необходимый аспект веры. Постепенно это привело к самому значительному религиозному пробуждению в Англии. Можно сказать, что это движение также явилось реакцией на однобокую доктринальную ортодоксию. Вера должна удовлетворять сокровеннейшие нужды человека. Ему принадлежат знаменитые слова: “Весь мир - мой приход”.

 

Г. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1700 - поныне)

Примерно с 1700 г. христианское богословие перестало быть явлением лишь европейской общественно - церковной жизни, но стало мировым феноменом. Колонизация Северной Америки европейцами, в т.ч. лютеранами, сторонниками реформатской церкви, анабаптистами. Крупнейший американский богослов 18 века Jonathan Edwards.

 

Австралия, нижнесахарская Африка (black theology), Южная Америка (liberation theology).

 

Закончилась гегемония немецких богословов ( к концу 20 в.). Сначала Лютер и Цвингли... в нашем веке Бультман, Йорген Мольтман, Вольфган Панненберг, Пауль Тиллих.

 

Сегодня в богословии английский язык является доминирующим...

 

Важность этого периода заключается в том, что влияние именно его идей (многие из которых представляют собой вызов современному христианству) мы испытываем сегодня в большей мере.

 

О географии сказали, термины будем объяснять по ходу.