Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика.

Видимо, это общий закон истории, когда после периода необычайного творческого подъема следует время стагнации. Реформация не исключение. Скорее из-за желания сохранить достигнутое Реформацией, постреформационный период отличается строго схоластическим подходом к богословию. Феномен конфессионализма характеризуется стремлением достичь доктринальной точности и правильности. По-новому стали подчеркиваться принятые ранее исповедания веры (Лютеранское Аугсбургское 1530 г. соглашение и др.)

 

Новые трения возникли между последователями Лютера и Кальвина. “Вера” стала обозначать скорее свод доктрин, нежели личное доверие человека Богу. Мертвая ортодоксия угрожала заменить динамичную веру реформаторов. Достигнутое ими было приведено в систему и увековечено.

 

В этот период выделяются следующие характеристики нового подхода к богословию:

· главная роль в защите и изъяснении христианского богословия принадлежит разуму;

· изложение христианского богословия как логически стройной и рационально оправданной системы, строящейся на силлогистических дедукциях, основанных на известных аксиомах. Иными словами, богословие начинало с принципов, а не события, и продолжало строить свои доктрины на их основе;

· считалось. Что богословие в значительной степени основывается на философии Аристотеля, особенно на сделанных им открытиях в области природы метода. Писатели конца этого периода скорее богословы-философы, чем библейские богословы;

· богословие стало ориентироваться на метафизические и умозрительные темы, особенно относящиеся к природе Бога...

 

Начальная точка в таком подходе - общие принципы, а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином очевиден.

 

Основные богословы этого периода.

· Теодор Беза (1519-1605). Известный кальвинистский писатель, преподаватель Женевской академии в 1559-99. Три тома “Богословских трактатов” (1570-82). Используя аристотелеву логику изложил основные положения реформатского богословия и прояснил такие доктрины, как учение о предопределении и примирении.

· Иоган Герхардт (1582-1637). Лютеранский писатель. Перед лицом сильной оппозиции со стороны кальвинистов систематически изложил лютеранское богословие в 1610-22 г. Написал книгу “Общие положения богословия” - Theological Commonplaces. На протяжении многих лет этот труд оставался классическим изложением лютеранского богословия.

· Роберто Белларминс (1542-1621). Католический богослов, впоследствии ставший кардиналом. В 1586-93 пишет книгу “Споры о противоречиях христианской веры”. Отстаивает рациональность католического богословия в противовес лютеранскому и кальвинистскому.

 

Прежде чем мы перейдем к пиетизму, хотелось бы сказать несколько лов о таком влиятельном крыле реформатского движения как пуританство. Зародилось это движение в конце 16 в. в Англии. Акцент на практическом благочестии. Пуританство было очень влиятельно в Северной Америке в 17 в. Самыми яркими представителями этого движения в Англии стали Richard Baxter (1615 - 91) и John Owen (1616 - 83).