Техника тройного прыжка с разбега

В настоящее время выделяют три стиля: «вертикальный», «заг­ребающий» и «беговой».


«Вертикальный» стиль характеризуется сильным подтягивани­ем голени к бедру в полетной фазе и постановкой толчковой ноги по вертикали движением сверху—вниз навстречу дорожке. Это обычно скоростные и скоростно-силовые прыгуны.

«Загребающий» стиль относительно высокий замах бедра с последующим выпрямлением ноги в колене и активная постановка загребающим движением прямой ноги при отталкивании.

«Беговой» стиль — разноименная работа рук, быстрое продвиже­ние по прыжку. Нога ставится на отталкивание беговым движени­ем, туловище наклонено вперед, основным является сохранение скорости к третьему отталкиванию, что приводит к увеличению последней части — «прыжку».

Дальность в тройном прыжке зависит от:

  • горизонтальной скорости разбега;
  • оптимальных углов вылета во всех трех отталкиваниях;
  • максимального снижения потери горизонтальной скорости в трех отталкиваниях на протяжении всего прыжка.

Необходимо знать, что увеличение угла вылета в отталкива­нии, с одной стороны, повышает дальность полета, с другой — повышает высоту траектории ОЦМ, что приводит к перегрузке на толчковую ногу, затруднению отталкивания, потере гори­зонтальной скорости. Угол вылета в тройном прыжке меньше, чем в прыжках в длину. У квалифицированных спортсменов эти углы вылета составляют: в «скачке» — 17°, в «шаге» — 14°, в «прыж­ке» — 18°.

Условно технику тройного прыжка делят на следую­щие части: разбег — первое отталкивание — «скачок» — второе отталкивание — «шаг» — третье отталкивание — «прыжок» — при­земление.

Разбег.Длина разбега в тройном прыжке несколько меньше, чем в прыжках в длину. Скорость разбега достаточно высока и за­висит от физической подготовленности прыгуна. Начало разбега такое же, как и в прыжках в длину. Можно начинать или с места (как с высокого старта), или с подхода (подбега), но с обязатель­ным попаданием на контрольную отметку. Скорость разбега долж­на постепенно возрастать, набирая свое оптимальное значение к концу разбега. Необходимо добиться разбега, стабильности ритма и длины шагов, особенно последних, где происходит подготовка к первому отталкиванию. Перед отталкиванием нельзя менять струк­туру беговых шагов, стараться продвинуться вперед в ускорен­ном, стремительном темпе, как бы вбегая в прыжок.

Первое отталкивание. Толчковая нога ставится на место оттал­кивания на всю стопу быстрым, но естественным беговым движе­нием. Туловище выпрямлено или слегка наклонено вперед. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90—100°, работают как в беге. Нога, почти выпрямленная в коленном суставе, ставится достаточно близко к проекции ОЦМ прыгуна, что создает эффек­тивные условия для последующего отталкивания с минимальной потерей горизонтальной скорости. Маховая нога, сильно согнутая в колене, выносится активно вперед, толчковая нога полностью выпрямляется под углом отталкивания 62°. Прыгун как бы пробега­ет отталкивание, завершая его вслед движению ОЦМ.

«Скачок».В этой полетной фазе необходимо, чтобы не увеличи­лся угол вылета, который может привести к потери скорости, Повысить траекторию полета, создавая тем самым отрицательные Условия второму отталкиванию (перегрузка).

В первой трети полета прыгун сохраняет положение полета в «Шаге», затем маховая нога опускается вниз, сгибаясь в колене, и продолжает движение бедром назад. Толчковая нога, одновре­менно с маховой, выводится коленом вперед, голень и бедро со­ставляют угол примерно 90°. В последней части полета толчковая нога, выпрямляясь в колене, опускается вниз. Постановка ее на место отталкивания осуществляется широким «загребающим» дви­жением на полную стопу. Необходимо помнить, что первое и вто­рое отталкивания осуществляются одной и той же ногой. После активной постановки толчковой ноги на место второго отталки­вания начинается фаза второго отталкивания. Руки в «скачке» мо­гут работать разноименно, как в беге, а если происходит одно­именная работа рук, то прыгун в момент первого отталкивания выводит две руки вперед, затем круговым движением вверх —на­зад—вниз подготавливает их для махового движения во втором отталкивании. Туловище во время «скачка» держится вертикаль­но, лишь ко второму отталкиванию слегка наклоняется вперед.

Второе отталкивание. Нога ставится на опору почти прямая «загребающим» движением. Угол постановки ноги — около 70°, в момент постановки ноги на грунт активно выносится вперед бедро маховой ноги, помогая приблизить ОЦМ к вертикали и тем самым снизить потери скорости и воздействие тормозящих сил. Туловище занимает вертикальное положение. Активное дви­жение бедра маховой ноги снижает угол отталкивания до 60°, соответственно снижается и угол вылета ОЦМ до 15°. В конце отталкивания несколько увеличивается наклон туловища вперед. Руки работают или разноименно, как в беге, или одноименно, т.е. обе руки выводятся активно вперед, помогая выполнить от­талкивание.

Полетная фаза «шаг».После второго отталкивания прыгун в полетной фазе занимает положение «шага», т.е. выполняет пры­жок с ноги на ногу. Туловище несколько наклонено вперед. Махо­вая нога бедром выводится вперед до горизонтали, голень почти вертикально направлена вниз. Толчковая нога после завершения отталкивания слегка сгибается в коленном суставе, затем пятка приближается к тазобедренному суставу. Когда ОЦМ начинает опускаться вниз, то и маховая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе. Ее постановка на опору осуществляется на полную стопу, «загребающим» движением. В момент постановки ноги на грунт бедро маховой ноги активно выводится вперед — вверх, начиная третье отталкивание.

Третье отталкиваниедолжно выполняться активно и быстро, сохраняя оставшуюся горизонтальную скорость. Нога ставится по­чти прямой упруго и энергично, угол сгибания в коленном суста­ве должен быть минимальным — до 140°. Угол вылета достигает 65°, несколько больше, чем при «скачке», также больше и угол вылета ОЦМ — до 20°. Это достигается опережающими махами ногой и руками, направленными вперед и вверх.

 

«Прыжок» — завершающая полетная фаза в тройном прыжке выполняется так же, как и в прыжках в длину. Движения прыгуна в «прыжке» совпадают по технике с прыжками «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницы». Применение того или иного спо­соба зависит от квалификации прыгуна и его координационных способностей. Единственное отличие от простого прыжка в дли­ну — более кратковременная фаза полета.

Женская техника тройного прыжка с разбега визуально не от­личается от мужской техники, только биомеханические характе­ристики женского прыжка несколько ниже. Вообще техника трой­ного прыжка у женщин зависит от их анатомо-физиологических особенностей.

По наблюдениям тренеров, занимающихся женским тройным прыжком, у женщин техника прыжка приносит более скоростной характер, по их образному выражению напоминающий «бабочку, порхающую с цветка на цветок. Иными словами, женский тройной прыжок менее силовой, более скоростной и легкий.