Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона.
Финансовая обеспеченность регионапредставляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления финансовыми ресурсами понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Более узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники финансового обеспечения субъекта Федерации.
Бюджетная самообеспеченность регионапредполагает опору региона в основном на собственные возможности и источники поступлений врегиональный бюджет, которые соизмеряются с расходами, достаточными для обеспечения уровня благосостояния населения, осуществления соответствующих социально-экономических программ.
Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджетной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным считают, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношениями. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.
В настоящее время наряду с механизмом вертикального выравнивания (из федерального бюджета в регионы-реципиенты) целесообразно инициировать создание механизма горизонтального выравнивания,в котором «богатые» регионы осуществляют по некоторой методике трансферты в бюджеты «бедных» регионов.
Сложившаяся в настоящее время практика принятия решений о финансовой поддержке регионов не в полной мере учитывает реальный уровень благосостояния населения, качества жизни, состояние отраслей экономики, уровень развитости инфраструктуры, степень использования налогового потенциала региона.
В практике экономического анализа используются следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития субъектов Федерации:
- объем финансовых ресурсов на душу населения;
- средний душевой доход;
- средний бюджетный доход на душу населения;
- средний бюджетный расход на душу населения;
- средняя заработная плата;
- стоимость потребительского набора;
- удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах;
- прожиточный минимум.
Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, сравниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по региону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансовая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.
Данный подход к оценке, основывающийся на принципе выравнивания финансового положения регионов по среднему значению, применяется в настоящее время, но в условиях кризиса финансовой системы и экономики он вряд ли может использоваться. Поэтому можно предложить иной подход к оценке финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъекта Федерации.
Показатель оценки уровня финансовой обеспеченности (ФО) в целом по региону может быть рассчитан по формуле:
ФО = (ФР / ПО) x 100%
ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период;
ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления.
С учетом принципа адресности финансирования указанный показатель уровня финансовой обеспеченности может быть модифицирован в виде множества аналогичных показателей по конкретным направлениям социально-экономического развития региона:
ФО1 = (ФР1 / ПО1) x 100%
ФР — суммарный объем финансовых ресурсов, выделенных региону для реализации программ социально-экономического развития на некоторый период;
ПО — суммарная потребность в финансовых ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона за рассматриваемый период, рассчитанная на основе социальных нормативов финансового потребления.
Использование множества целевых показателей ФО, дает более точный результат комплексной и дифференцированной оценки финансового состояния региона, чем интегральный показатель ФО.
Аналогичным образом можно определить показатель интегральной и дифференцированной оценок бюджетной обеспеченности (самодостаточности) субъекта Федерации:
БО1 = (БР1 / ПБР1) x 100%
БО, — бюджетная обеспеченность по первому направлению социально-экономического развития региона;
БР1 ПБР1, — соответственно бюджетные ресурсы региона и потребность в бюджетных ресурсах региона по первому направлению.
Управление финансовой обеспеченностью и бюджетной самодостаточностью региона представляет собой комплекс воздействий на доходную и расходную части бюджета в целях повышения его доходности.
Уровень финансовой обеспеченности региона может быть повышен за счет:
- роста доходной части бюджета на основе достижения необходимых объемов налоговых и прочих поступлений дифференцированно по каждой статье бюджета;
- увеличения эффективности использования финансовых ресурсов за счет значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям;
- объективизации бюджета путем формирования его статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администрацией региона активной экономической политики. Аккумулируя финансовые ресурсы с помощью налогов и сборов и направляя их на приоритетные нужды регионального сообщества, властные органы проводят заявленную на выборах экономическую и социальную политику.