Проблемы количественных и качественных оценок событий.

Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при устойчивых представлениях о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие первых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Можно сформулировать следующие критерии оценки региональных ситуаций:

а) объективность и достаточность исходной информации;

б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;

в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;

г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источников информации.

Объективность и достаточность исходной информации— наиболее очевидное и наименее реализуемое методическое требование.

Сравнительный характер оценокпроявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с прежним состоянием, с состоянием соседней или условно аналогичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анализируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличаются) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.

Многокритериальный характер оценки определяется объективной невозможностью правильно описывать, а тем более корректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одному частному или интегральному показателю.

Метод имитационно-экспертного моделирования.В целях объективной оценки региональной ситуации, количественной и качественной оценки регионального развития целесообразно применить методы социологического моделирования в сочетании с экспертным опросом представителей регионов.

Разновидностью социологического моделирования являются имитационные модели, которые решают целый ряд исследовательских задач. Эти модели относятся к классу наиболее перспективных. Моделирование этого плана является одним из способов наглядного представления замысла и концептуальной схемы реализации вариантов развития экономики и социальной сферы региона. Гипотезы развития, закладываемые в имитационной модели, как правило, содержат ряд сценариев развития объекта: оптимистический, пессимистический и реалистический.

Использование метода имитационного моделирования наиболее целесообразно для проверки главного вопроса, возникающего перед исследователем, — оценки эффективности сложившегося характера распределения между федеральным центром и региональными органами власти функций по обслуживанию населения и финансовых ресурсов.

Информационной базой для проведения такого рода исследований является выделение четырех групп регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами.

Первая группа (А) — депрессивные регионы (в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточных минимума).(К этой группе относятся Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий-Эл, Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, Чукотская АО — всего 14 субъектов Федерации.)

Вторая группа (Б) — малообеспеченные (дотационные) регионы (на одного человека в среднем 2 прожиточных минимума). (В эту группу входят: Калининградская, Ленинградская, Псковская, Тверская, Брянская, Курская, Воронежская, Астраханская,Волгоградская, Саратовская, Тамбовская, Пензенская, Нижегородская, Рязанская, Московская. Владимирская, Ивановская, Костромская, Архангельская, Челябинская, Курганская, Новосибирская, Амурская, Магаданская, Камчатская области; республики: Северная Осетия, Мордовия. Чувашия, Алтай, Саха (Якутия),Приморский, Хабаровский, Красноярский края, Корякский, Ненецкий автономные округа — всего 35 субъектов РФ.)

Третья группа (В) — регионы относительного благополучия (на одного человека приходится 3 прожиточных минимума). (К этой группе относятся: Мурманская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Калужская, Тульская, Липецкая, Орловская, Белгородская, Ростовская, Кировская, Пермская, Екатеринбургская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области; Красноярский, Ставропольский края, республики Карелия, Коми; Санкт-Петербург; Эвенский, Таймырский, Коми-Пермяцкий автономные округа — всего 26 субъектов Федерации.)

Четвертая группа (Г) — регионы высокой обеспеченности населения (доноры) (в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных уровней). В эту группу вошли только 4 субъекта Федерации: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Дифференциация регионов по уровню обеспеченности населения свидетельствует о разных потенциальных возможностях их экономического развития и, соответственно, о разных объемах внутреннего регионального продукта, который может так или иначе перераспределяться. Анализ характера распределения регионов по уровню доходов является основой для экспертов при оценке возможных путей развития данного региона.

Процедура изучения мнения экспертов состояла из трех этапов. На первом этапе применялся визуальный экспресс-метод графического моделирования с параллельным обсуждением результатов визуализации. Это позволяет дать общую характеристику социально-экономических процессов, происходящих в регионах. На втором этапе выявляется существо исследуемой проблемы. На третьем этапе экспертами проводилась количественная оценка показателей.

Оценка хода реформ в регионах как важнейший элемент мониторинга.Технология мониторинга хода реформирования экономики и воздействия реформ на ситуацию в регионах имеет свою специфику и основывается на следующих принципах:

1) использование системной методологии;

2) вычленение собственно воздействий реформы на оцениваемую региональную ситуацию;

3) раздельная оценка обязательных и возможных, немедленных и отдаленных результатов реформ;

4) учет результатов сопряженного реформирования.

Использование системного подхода предполагает анализ взаимосвязанных изменений в возможно большем числе элементов региональной системы под воздействием конкретных реформационных действий (например, региональные последствия приватизации следует оценивать не столько с позиций широты и темпов этого процесса, сколько с позиций его воздействия на все важнейшие социально-экономические, экологические, демографические и другие параметры каждого конкретного региона).