Экономическое районирование.

Районообразование — одно из основных направлений в теории региональной экономики, характеризующее огромное разнообразие на территории условий и факторов размещения производительных сил, условий жизни, территориальной организации хозяйства и населения.

Особое значение в региональной экономике имеет процесс фор­мирования на территории страны экономических районов. Это объек­тивный естественный процесс (один из многих) реализации цели об­щественного развития посредством системной организации хозяйства на территории районов, взаимосвязанного и пропорционального раз­вития отраслей материального производства, социальной сферы и при­родных ландшафтов на территории районов в полном соответствии с их условиями и ресурсами, с учетом удовлетворения разнообразных потребностей местного населения, специализации районов на произ­водстве общественно необходимой продукции (услуг) и территори­ального разделения труда. Системная организация производительных сил на территории районов дает максимальный народнохозяйствен­ный эффект из всех возможных вариантов их территориальной орга­низации, так как позволяет значительно уменьшить затраты обще­ственного труда на производство продукции, наилучшим образом удовлетворить разнообразные потребности населения, сохранить при­родное разнообразие и экологический баланс в регионе.

Из вышесказанного нетрудно заметить, что в основе экономиче­ских районов лежат территориальные хозяйственные системы (ТХС). Под ТХС понимается взаимосвязанное целостное образование центра п организуемой им территории, которая специализируется в терри­ториальном разделении труда на производстве определенных видов общественно необходимой продукции (услуг). Основные свойства системных образований — взаимосвязанность составляющих их элементов, целенаправленность и адаптация к внешней среде — про­являются в экономических районах соответственно в комплексности развития хозяйства, его специализации на производстве обществен­но необходимой продукции (услуг) и удовлетворении потребностей местного населения, а также в участии в территориальном разделении труда. Каждый район в своей экономической деятельности связан и в значительной мере определяется экономикой других районов, ре­ализуя общую цель развития общества.

Теоретически ТХС и соответствующие им экономические районы могут занимать различные по площади территории. Правомерно гово­рить о ТХС межгосударственных образований (СНГ, ЕС, АТР), госу­дарств, крупных экономических районов (этот тип территориальных хозяйственных образований проявляется только на территории боль­ших по площади стран), подрайонов, микрорайонов и локальных об­разований. Их формирование на территории земного шара надо рас­сматривать как динамичный диалектический процесс, процесс постоянного изменения и совершенствования территориальной струк­туры хозяйства с точки зрения повышения удобств жизни людей и увеличения объемов производства общественно необходимой про­дукции. Он осуществляется в соответствии с НТП в обществе, терри­ториальным рассредоточением трудовых, материальных, природных, инвестиционных, административных и информационных ресурсов, соблюдением национальных интересов всех проживающих на терри­тории исследуемого района народов. Для каждой страны на опреде­ленном этапе ее развития может существовать лишь одна система эко­номических районов. Такое утверждение справедливо и для всех других видов районов, изучаемых региональной экономикой.

Деление территории на районы — районирование — следует расмптривать как метод выявления реально существующих (и формиру­ющихся на перспективу) на территории районов. В одних случаях такие районы являются объектами статистического наблюдения и анализа, позволяющего определить территориальную дифференциацию условий и результатов жизнедеятельности людей, гармонию (илди дисгормонию) в развитии общества и природы, тенденции и закономер­номерности размещении производительных сил, дать оценку территориального разделения труда и др. В других случаях при определении перспектив развития и размещения производительных сил регионы могут использоваться как объекты программирования, в третьих — как обьекты управления (регулирования), государственной поддержки депрессивных и слаборазвитых территорий, свободных (особых) эко­номических зон, бюджетного выравнивания регионов, реализации м< и ных и региональных программ, привязанных к территориям эконимических прогнозов, и т.д.

Районирование проводится в соответствии с поставленными целя­ми. т.е. всегда является целевым. Его условно можно разделить на административно-территориальное, общеэкономическое, транснациональное и отраслевое.

Административно-территориальное районирование. В настоящее время территория России разделена на 83 региона — субъекта Федера­ции В это число вошли 21 республика, девять краев, 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область и четыре автомных округа. Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в свою очередь делится на административые районы. Административно-территориальными единицами являются также города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. В 2000 г. на территории Российской Федерации образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2010 г. южный федеральный округ был поделен на два округа: Южный и Северо-Кавказский. Федеральных округов в России стало восемь. Федеральные округа — форма укрепления верти­кали государственной власти. Во главе федерального округа стою полномочный представитель Президента Российской Федерации. Выделение федеральных округов — вынужденная мера, вызванная острой необходимостью наведения порядка во всех частях страны, т.е. их выделение прежде всего определяется стремле­нием сделать более действенным и результативным выполнение административно-управленческих функций

Общеэкономическое районирование характеризует объективно существующую территориальную дифференциацию разных по тер­ритории экономик страны (региона). Вот почему именно актуальное экономическое районирование является необходимым условием опти­мизации территориального управления России, совершенствования ее территориальной экономики.

Примерами общеэкономического районирования являются:

1) экономическое районирование. В основе экономических райо­нов лежат целостные территориальные хозяйственные образо­вания — территориальные хозяйственные системы, которые являются звеньями, своеобразными цехами народного хозяй­ства страны в целом. В наследство от Советского Союза России достались 11 таких экономических районов;

2) проблемное районирование, которое осуществляется по осно­вополагающим проблемам: выделяются слаборазвитые, депрес­сивные и приграничные регионы, а также особые (свободные) экономические зоны и зона Севера. Для этих территорий ха­рактерно то, что они в силу ряда причин не могут самостоятель­но решать свои социально-экономические проблемы и (или) реализовывать свой потенциал и поэтому нуждаются в госу­дарственной поддержке. К проблемным регионам могут отно­ситься как субъекты Федерации в целом, так и отдельные их части, а также сопредельные части нескольких субъектов Фе­дерации и даже территории нескольких субъектов Федерации (например, зона ликвидации последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС; проблемный регион (зона), включающий со­предельные территории Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кал­мыкии). Проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.

Слаборазвитые районы — это районы, у которых основные со­циально-экономические показатели развития традиционно на протяжении длительного времени (свыше 20 лет) были значитель­но ниже (в несколько раз) средних по стране. Примерами таких регионов могут служить республики Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Усть-Ордынский Бурятский АО. Для таких регионов характерны малодиверсифицированная экономика, низкая интенсивность хозяй­ки иной деятельности и недостаточно развитая социальная сфера. По величине денежного дохода на душу населения указанные субъекты Федерации в конце XX в. составляли от среднероссийского уровня со­итие ктвенно 46,7; 34,9; 31,5 и 33%; по величине ВРП на душу населе­нии 29,6; 21,4; 25,7 и 23%.

Депрессивные районы — некогда экономически и социально расзвитые районы, но в результате изменений условий и стимулов развития резко (в несколько раз) снизившие объемы производства. Как правило это старопромышленные регионы, имеющие значительный щюптодственный потенциал, развитую инфраструктуру и высококвафицированные кадры, но неэффективную в условиях сложившегося мирового рынка отраслевую структуру экономики. Для депрессивных территорий характерно снижение деловой и политической активности населения, а также уровня жизни. Примерами таких реги­нов могут служить Псковская, Ивановская и Читинская области. Ни и кс промышленного производства (1997 к 1990 г.), уровень безработицы в 1997 г., отношение денежного дохода населения к прожиточ­ном vминимуму в 1997 г. в указанных субъектах Федерации соответвенно составили 25, 26 и 28% (в среднем по России — 49%); 14,1; 16,8 и 19,0% (в среднем по России — 11,2%); 165; 172 и 102% (в среднем по России — 224%).

Приграничные регионы — регионы, расположенные на окраине страны и выполняющие федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции. После распада Советского Союза по­мнилось много новых приграничных регионов, в которых возникла по- фебность в изменении конфигураций транспортных и инженерных коммуникациц, переориентации производственных и социальных связей, изменении режима природопользования и т.д. Эти регионы стали принимать и обслуживать значительные потоки русскоязычных переселенцев из республик бывшего СССР, отечественных и зарубежных туристов, коммерсантов. Недостаточное число пограничных перехо­дом, таможенных пунктов и других элементов соответствующей инфраструктуры в приграничных регионах не позволяет качественно выполнять пограничные функции. Граница не справляется с потоками контрабанды, страна несет значительные потери. В стратегии террито­риального развития России и ее интеграции в мировую экономику приграничным регионам отводится роль форпостов международного экономического сотрудничества. Реализация ими этой крайне важной для страны роли невозможна без федеральной поддержки.

Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) — регионы с льготными для предпринимательства условиями производства и ре­ализации продукции (услуг). Их характеризует наличие значительных экономических и (или) природных ресурсов, рациональное использо вание которых может вызвать ускоренное социально-экономическое развитие как этих территорий, так и страны в целом. Такие зоны хоро­шо зарекомендовали себя в Китае и ряде других стран. В России их создание по сути дела только начинается. Из известных в России осо­бых экономических зон наиболее развитыми (продвинутыми) явля­ются ОЭЗ «Янтарь» (Калининградская область), Находка (Примор­ский край), технико-внедренческие ОЭЗ в Зеленограде и Дубне, а также промышленно-производственная зона в Елабужском районе Республики Татарстан. На конец 2009 г. в России действовали четыре технико-внедренческие, две промышленно-производственные, семь туристско-рекреационных и три портовые зоны. К особым зонам мож­но также отнести создаваемый в Сколково международный инноваци­онный центр, в котором предусматривается установить один из самых благоприятных в мире налоговых режимов.

В подмосковном городе Зеленограде (административный округ г. Москвы) создается особая экономическая зона по производству науко­емкой продукции, инновационных технологий. В этом городе около 50% экономически активного населения имеет высшее образование.

Зона Севера России — большой регион (почти 3/4 территории России) с дискомфортными, экстремально дискомфортными и абсо­лютно дискомфортными условиями жизнедеятельности населения, вызывающими повышенные воспроизводственные затраты. Регион очень богат природными ресурсами. Согласно российскому законода­тельству, основным принципом социально-экономического развития Севера России является принцип государственного протекционизма, государственной поддержки северных территорий страны, что прояв­ляется в дотировании северного завоза и предоставлении ряда льгот населению этого региона.

Транснациональное экономическое районирование — выделение единого (общего) региона на приграничных территориях сопредель­ных государств. Примером такого районирования может служить трансграничный район «Сарлотлюкс», включающий территории трех стран — Саарскую область (землю) Германии, французскую Лотарингию и Люксембург. На границе России с Украиной по типу еврорегионов создан межгосударственный регион на стыке Курской и Сумской областей. Он получил название «Ярославна».

Отраслевое районирование характеризует территориальную дифференциацию условий воспроизводства, развития отраслей экономики, социальной сферы, использования природных ресурсов, взаимодействия природы и общества. Примерами такого районирования могут служить:

§ выделение лесов по категориям;

§ выделение земель по их хозяйственному назначению — пашни, пастбища, городские территории и др.;

§ развитие в районном разрезе черной металлургии (машино­строения, легкой промышленности и других отраслей); рекреационное районирование — выделение курортных и ту­ристских зон;

§ территориальная дифференциация доходов населения; загрязнение природной среды регионов.

ПРОБЛЕМЫ РАЙОНИРОВАНИЯ. Методика районирования базируется на принципах выделения районов по признакам (показателям), характеризующим их состояние. Например, выделение депрессивных регионов — по принятым показателям депрессивности развития их экономик (уровню падения индекпроизводства, показателям, характеризующим отсталость отрасле- «к.п структуры промышленности (например, по низкому удельному весу наукоемких производств), уровню зарегистрированной безрабо­тны); слаборазвитых регионов — по показателям низкого уровня развития экономики (уровню зарегистрированной безработицы, средне-компсным денежным доходам с учетом покупательной способности рубля, производству валового регионального продукта на душу населения); районирование по степени освоенности территории — по показателям освоенности (плотности населения, производству валового ре­чи шального продукта на единицу территории региона); выделение экономических районов — по показателям, характеризующим системность организации хозяйства на территории и участие района в терри- о.рпдльном разделении труда (показателям комплексности хозяйства, специализации района) и т.д. Значимость признака при выделении районов определяется сравнением его расчетного значения с нормативным, характеризующим принадлежность района к тому или иному виду.

Принципиально важным для России как самой большой по пло­щади страны является выделение на ее территории более крупных тер­риториальных хозяйственных (административно-территориальных) образований, чем губернии, республики, области и т.п.: деление страны на крупные экономические районы (федеральные округа). Хозяйст­венно-управленческая практика Российской Федерации (ранее Совет­ского Союза, царской России) неоднократно ставила вопрос о необ­ходимости такого районирования.

В этом направлении отечественными исследователями было сде­лано много предложений. Краткий исторический анализ территори­альных хозяйственных (административно-территориальных) образо­ваний — объектов управления социально-экономическим развитием страны такого уровня — свидетельствует о практической значимости и актуальности деления Российской Федерации на эти регионы, зве­нья единого народнохозяйственного комплекса страны. В 1970— 1980-х гг. схемы развития и размещения производительных сил в раз­резе экономических районов были, наряду с народнохозяйственными планами, важнейшими инструментами территориального прогнозиро­вания и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей в народном хозяйстве. Федеральные округа, учрежденные в 2000г., значительно укрепили вертикаль государственной власти в стране. В то же время некоторая неопределенность в численном со­ставе крупных территориальных хозяйственных (административно - территориальных) образований, предлагавшихся разными авторами (организациями), непроработанность вопросов выделения центров управления их развитием и отсутствие корректных и точных методов нахождения (вычленения) этих районов свидетельствуют о кризисе в теории экономического районирования.

Исправление сложившейся ситуации в области экономического районирования возможно в результате проведения дополнительных глубоких научных исследований в этом направлении и строго научно­го доказательства (с расчетом экономического и социального эффек­тов) его практической ценности для повышения экономической эффективности воспроизводства, оперативности руководства и улуч­шения обслуживания населения. В теории экономического райониро­вания нужен значительный научный прорыв, усиление доказательной базы научных выводов. Крайне актуальна интеграция науки и практи­ки. Учитывая, что границы экономических районов периодически ме­няются, целесообразно иметь также научно-практический орган, кото­рый отслеживал бы и периодически вносил в сетку экономических районов изменения с позиций повышения экономической эффективности общественного производства и улучшения условий жизни населения. К тому же следует продумать вопрос выбора центра управление социально-экономическим развитием экономического района.

В современный состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

Республики России: Адыгея (столица Майкоп), Алтай (Горно- Алтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Уд:)), Даге­стан (Махачкала), Ингушетия (Магас), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия — Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево- Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сык­тывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха (Якутия) (Якутск), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртская (Ижевск), Ха­касия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская — Чувашия (Чебоксары).

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодар­ский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Автономные округа: Ненецкий (Нарьян-Мар) в Архангель­ской области, Ханты-Мансийский (Ханты-Мансийск) в Тюмен­ской области, Чукотский (Анадырь), Ямало-Ненецкий (Сале­хард) в Тюменской области.

На территории России находится одна автономная область в Дальневосточном экономическом районе — Еврейская автоном­ная область (Биробиджан).

Отметим уникальную в мировой практике особенность терри­ториально-государственного устройства России. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) девять автономных округов (за исключением Чукотского) вошли в состав более крупных тер­риториальных единиц, но и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) стали равноправ­ными субъектами Федерации.