Депрессивные регионы
Другой тип проблемных регионов – это депрессивные территории. Депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.
В конкретных общекризисных условиях России, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеприведенное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, следовательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. Поэтому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует считать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т.п. выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого превышения (степень депрессивности) есть показатель аномальной остроты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.
Санация депрессивных территорий.Естественно, что в условиях общего кризиса практически невозможна полная экономико-социально-экологическая реабилитация депрессивных территорий. Речь может и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с использованием простейших одномерных средств, например выделив специальную субсидию, объявив о создании оффшорной зоны и т.п.; практика опровергла представления о достаточности таких действий. Видимо, здесь необходимы иные, системные по существу, механизмы санаций (оздоровления), способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, социально-организационных, социально-экономико-демографнческих и других регуляторов территориальных ситуаций.
Санация депрессивных территорий должна принципиально отличаться от других мер государственного регулирования территориального развития (например, от абсолютно обезличенных трансфертов) обязательной индивидуальной направленностью. Варианты санации должны быть столь же разнообразны, сколь различны причины депрессии – как внутрирегиональные, так и внешние по отношению к данной территории. Конкретный путь санации всегда индивидуален: он отличен от других и целевым содержанием понятия «санация», и набором конкретных регулятивных действий, и их последовательностью.
Так, содержание санации, направленной на устранение основной причины депрессии, – отсутствия условий и стимулов нормальной воспроизводственной деятельности, – могут составить механизмы установления особых правовых режимов хозяйствования (например, предоставление налоговых льгот и каникул), поддержки отдельных его форм (например, фермерских или кооперативных) и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения – от создания новых рабочих мест до изменения форм собственности.
Принципы построения системы механизмов санации.Трудности в решении проблемы санации депрессивных территорий весьма значительны. Тем не менее правомерно предположить, что вышеуказанная система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях вполне может работать при опоре на девять достаточно простых принципов:
• целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; он должен быть «настроен» на достижение конечных результатов санации депрессивных территорий;
• системность воздействия. Предлагаемые механизмы должны решать несколько проблем одновременно или как минимум не быть противоречивыми (например, не проводить политику переселения и одновременно вводить новые жилищные льготы);
• многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; нужно выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;
• концентрация ресурсов. В предлагаемых механизмах нужно предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение между приоритетными направлениями санации необходимых ресурсов, поступающих по различным каналам;
• упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько загодя создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
• операциональноетъ. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему права, процедур, решений и т.д.;
• реальность. Лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию, социально-психологический климат санации и т.д.;
• контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;
• гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, будут оставаться зонами высокого социального напряжения; первой гарантией успеха санации нужно считать ясное и честное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий провокационных вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств государственной поддержки.