Демократия как одна из форм организации государственной власти
Рассматривая проблемы соотношения гражданского общества и государства, недостаточно отметить лишь примат первого над вторым и подчеркнуть учреждаемость политической власти обществом.
Необходимо также раскрыть конкретный механизм взаимодействия общества и государства, то есть выяснить, каким образом общество реализует свои права учредителя государственной власти.
Уже является фактом, что для утверждения цивилизованных, основанных на праве взаимоотношений между гражданским обществом и государством, необходимо, чтобы в обществе был установлен и функционировал подлинно демократический режим. Название демократического режима исходит из понятия демократия, которое также нуждается в правильном истолковании. Осмысливая его, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты.
Понятие демократии в юриспруденции раскрывается в связи с оценкой порядка формирования и деятельности государства. Демократия - это не просто власть народа, как можно предположить из буквального перевода этого греческого слова. В конечном счете демократия - это показатель того, насколько в реально функционирующей государственной власти присутствуют интересы народа, насколько она в своей деятельности исходит из народной воли.
Демократию сегодня нельзя рассматривать лишь в духе поли-тии Аристотеля, поскольку таких мелких государств, как древнегреческие полисы сейчас нет. Поэтому сегодня она рассматривается как одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений.
Необходимо также подчеркнуть, что демократия- оценочное понятие, которое нельзя примерять к каким-либо формам или типам государства Наоборот, с ее помощью следует оценивать действующую государственную власть. Поэтому нужно признать ошибочным утверждения о социалистической или буржуазной демократии. Демократия не может быть ни социалистической, ни буржуазной: она не может быть и французской, узбекской, российской или еще какой-то. Она представляет собой совокупность определенных требований, с позиций которых следует оценивать то или иное общество и государство. Демократия - это изобретение всего человечества, предусматривающее такие институты, посредством которых государственная власть волей народа цивилизованно сдерживается от деградации. Таким образом, демократия, по нашему мнению, представляет собой
одну из форм организации государственной власти, опирающейся на волю народа. Она характеризуется признанием широких прав и свобод граждан, равенством их перед судом и законом.
Как одна из форм организации государственной власти, демократия отличается от других форм своим режимом. Последний характеризуется' следующими моментами: уважительное, терпеливое отношение к мнению меньшинства; равноправие граждан независимо от национальности, вероисповедания; признание в обществе широких естественных, политических и социальных прав, закрепленных в законе, гарантирующем их реализацию; выборность и подотчетность органов государственной власти и управления, должностных лиц своим избирателям; гласность в деятельности государства.
Конечно, демократия как форма организации государственной власти тоже имеет определенные недостатки. Так, усложненные процедуры соблюдения ее принципов могут влиять на оперативность принимаемых государственными органами решений. Реализация некоторых форм демократии, например референдума, может потребовать значительных средств. На основе этих и многих других причин в современной России приходится слышать даже утверждения о том, что демократия не для России.
Это и понятно. Демократия имеет свою особую историю в России. Вернее даже можно сказать, что в истории России демократии еще никогда не было. Да и современная Россия находится еще лишь на этапе перехода к демократической форме организации государственной власти. К тому же Россия из тоталитаризма сразу же шагнула не в подлинную демократию с верховенством закона, а в популистскую демократию, зачастую игнорирующую законы.
Популистской демократией называют такой режим формирования органов государства, политическую власть в целом, когда каждый имеет очень широкие избирательные права, но не обладает культурой их использования.
Действительно, переход России к демократической избирательной системе происходил в условиях нарастания популистских (народолюбивых) настроений. Демократия в России не узнала: ни лишения права голоса женщин, ни возрастного (в некоторых странах границы возрастного ценза тяготела к 21-22 годам), ни имущественного ( в некоторых странах право голоса имел только тот, кто имел на
счете определенную сумму), ни налогового (право участия в формировании органов государственной власти имел только тот, кто платил налоги для содержания государства), ни географического (пассивным правом пользуются только те, кто родился на определенной территории) цензов. На основе этих и других причин популистская демократия в России не только не несет блага, но и позволяет формировать государственную власть не всегда осознанно, осмысленно.
Учитывая именно недостатки популистской демократии, по форме один человек - голос, а большинство голосов - это уже решение, некоторые предлагают формировать государственную власть на основе многоступенчатых выборов. Однако это, возможно, надо было сделать раньше. Сейчас же это будет шагом назад.
Как бы мы не относились в России к демократии - она одна из лучших форм организации государственной власти. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить демократию с уже известной нам из истории СССР - партократией. Есть и другие антиподы демократии (например, бюрократия, охлократия, элитократия, меритократия, плутократия, болтократия), а также тоталитарные и авторитарные режимы.
Возможно и демократические режимы государственной власти могут деградировать или уступать другим режимам. Но, чтобы не допустить этого, есть верный путь: реализовать и постоянно поддерживать принцип верховенства власти закона в обществе. Недемократические режимы не в состоянии установить власть закона, поскольку по своей природе они противоправные режимы. Подлинно же демократическим может быть только правовое государство. Под влиянием общественных, классовых, национальных и иных интересов оно не ограничивает свободу людей, если это не наносит ущерба свободе других. Демократичность государства - это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересов других. Демократия возможна лишь на основе строгого соблюдения легитимных законов.
Осмысливая проблемы, связанные с понятием демократии, необходимо различать формы и институтыдемократии, наличие и использование которых свидетельствует о работающем демократическом режиме.
95
Форма демократиипредставляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами
общества.
Что касается институтов демократии,то именно они позволяют отличать демократическое государство от других. Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:
1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;
2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;
3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;
4) свобода деятельности политических партий и объединений.
Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства. Другой показатель и путь влияния - гражданская активность населения, его способность использовать в полную меру возможности демократического режима. Это достигается деятельностью средств массовой информации, политических партий и общественных объединений. В демократическом обществе использование людьми средств массовой информации также регламентируется законами, обеспечивающими одинаковую доступность всех к этим средствам. Граждане свободно могут создавать различные политические партии и общественные объединения для более концентрированного выражения своих интересов и желаний, адресованных государственным
структурам.
Конечно, может сложиться так, что основные вопросы общественно-государственной деятельности могут закрепляться не в од-
ном, а в разных законах (например, в Англии). Однако в большинстве стран принято иметь конституцию именно как основной закон, закрепляющий основы общественного и государственного строительства. В связи с этим мы не разделяем утвердившееся в юридической литературе мнение о писаных и неписаных конституциях. Если речь идет о юридическом понятии конституции, то есть об основном законе государствообраэующего общества, то неписаной она не может быть.
Но главное в понимании конституции все же сводится к выяснению ее сути. Здесь важным является то, что она зарождается в эпоху новой цивилизации. Ее основное назначение - быть средством упорядочения деятельности государственной власти и подчинения ее интересам общества, инструментом обеспечения народовластия. По этой причине конституции не могут выполнять свою истинную роль в абсолютно монархических государствах, где их зачастую вообще нет. В тоталитарных государствах роль конституции низводится до нуля. Отсюда вытекает и такой важный вывод, что конституция по своему историческому назначению является основным документом государ-ствообразующего общества (а не государственной власти или какой-либо ее ветви) для юридического контроля за деятельностью государственной власти.
Принятие подлинно народной конституции - это показатель зрелости гражданского общества, его способности определять пределы и направления деятельности государственной власти, эффективно контролировать ее и заменять дискредитировавшую себя власть. Следует также иметь в виду, что истинное свое назначение конституция может выполнять лишь при подлинно демократическом режиме, когда на первом месте в обществе находится безусловно уважительное отношение к ней. Только через призму уважения конституции должно складываться уважение к конкретным руководителям государства.
Таким образом, конституция цивилизованного общества, во-первых, должна быть актом выражения воли большинства государст-вообразующего народа, первоосновой всей правовой системы общества. Идея правового государства, какой бы она ни была хорошей, должна найти выражение, во-первых, в конституции страны. Конституция правового государства - это учредительный документ правового гражданского общества. Важно уяснить, что она не только основной, но и учредительный закон, определяющий сущность, форму го-
сударства и основные параметры его взаимоотношений с гражданским обществом;
во-вторых, конституция должна быть документом государст-вообразующего общества (государствообразующего народа как политической общности), а не самой государственной власти. Поэтому она разрабатывается не государственным аппаратом или какой-то ветвью государственной власти, а представителями всех ветвей власти с реальным участием народа и его представителей. Конституция должна быть принята или всенародным голосованием (референдумом), или специально созданным органом (конституционной ассамблеей, учредительным собранием, собранием представителей субъектов федерации, конвентом и т д.). Поскольку источником государственной власти является народ, то он и должен сформировать учредительный закон - конституцию. Если допустить, что конституцию принимает какая-то ветвь власти без явно выраженной воли народа, то может оказаться нарушенным соотношение государства и гражданского общества в ущерб интересам государствообразующего народа;
в-третьих, не только общая идея, но и концепция, и содержание конституции должны быть согласованы с волей народа. Конституция не может быть формально декларативной, она должна содержать правовые нормы прямого действия, иначе теряет смысл образование конституционного суда (совета, другого органа надзора за соблюдением конституции), который призван следить за тем, чтобы никакие другие акты не противоречили не только идеям и принципам, но и закрепленным в ней конкретным нормам. И не только специальный орган контроля, но и любой гражданин должен иметь возможность обращаться в юрисдикционные органы за защитой своих конституционных прав. Только тогда конституция будет работающей, защищающей интересы людей;
в-четвертых, имеет большое значение и вопрос о том, какие идеи, принципы должны быть закреплены в конституции. Она должна исходить из приоритета общечеловеческих ценностей и общепризнанных принципов международного права (не классовых, национальных, а общечеловеческих). Здесь следует не изобретать новые или важные только для нас права и свободы, а приобщаться к признанным правам человека и закреплять их в конституции.
Именно человек (а не нация) - мера всех вещей, и нельзя в ущерб его интересам преувеличивать роль интересов государства, общества и т.д.
Конституция правового общества должна исходить из приоритета гражданского общества перед государством. Государственная власть производна от гражданского общества. Вот почему, повторяем, конституция - основной закон не государства, а прежде всего общества - его учредительный документ. Государство же, по большому счету, - исполнительный орган общества. В конституции государствообразующее общество формирует основные направления деятельности государства;
в-пятых, конституция правового общества должна отличаться стабильностью. Нельзя вносить в нее бесконечные изменения и дополнения. В ней самой должна быть установлена жесткая процедура внесения поправок;
в-шестых, конституция государствообразующего общества - это правовая основа свободного функционирования гражданского общества. Именно конституция должна содержать юридические основы стабилизации и консолидации общественного плюрализма. Любое общество объективно плюралистично, в нем достаточно возможностей проявления социальных, групповых интересов. Конституция не только должна содержать возможности оптимального функционирования различных социальных сил и интересов, но и предусматривать основы разрешения возникающих между ними конфликтов, для чего в ней должен быть изложен механизм действия власти права, а не грубой силы.
В конституции должна быть заложена основа плюрализма в экономике. Мировой опыт показывает, что нельзя стандартизировать экономику, необходимо предоставить ей возможности развиваться и определять наиболее эффективные пути своего развития. Поэтому вряд ли есть смысл подробно закреплять в конституции экономическую систему общества. Параметры экономической системы определяются естественно, в процессе общественного развития. Обществу и государству необходимо лишь создать условия для оптимального функционирования экономики;
в-седьмых, в конституции должно быть оптимально разреше-о соотношение общедозволительного и разрешительного типов воз-гиствия права на общественную жизнь. Всякая разумная деятель-
ность должна быть разрешена в обществе. В отношении деятельности граждан, особенно в сфере экономики необходимо придерживаться общедозволительного типа регулирования, при котором разрешено все, что прямо законом не запрещено. В то же время в отношении деятельности государства, его должностных лиц следует установить разрешительный (запрещено все, что законом не разрешено) тип регулирования. Именно закрепление в конституции общедозволительного и разрешительного начал регулирования в отношении тех или иных адресатов позволит предметно контролировать соответствие текущего законодательства нормам конституции.
Итак, конституция должна быть основным законом - учредительным документом государствообразующего общества, определяющим принципы организации его жизни и деятельности, основы взаимоотношений общества и государства, государства и личности.
Невольно хочется заметить, что мы ведем речь о том, как должно быть. Об этом, безусловно, надо говорить. В реальной же жизни, к сожалению, случается, что конституция нередко является кабинетным творением. Если же и есть более или менее сносная конституция, то и ее зачастую нарушают, игнорируют, используют в качестве ширмы. Это происходит тогда, когда институты гражданского общества не сформированы или подавлены, когда государствообразующий народ не знает, не осознает свои права и находится под неограниченным контролем руководителей государства. Но и в этих случаях следует знать, какой должна быть по своей сути подлинная конституция.
Для того, чтобы совершенствовать конституционно-правовые институты в нужном направлении, необходимо вырабатывать и прививать обществу идеи конституционализма, который представляет собой систему знаний, взглядов, касающихся признанных ценностей в политико-правовой организации страны. Эти идеи и ценности также не догма, они развиваются, что происходит и с ценностями конституционализма. Если в первое время на конституцию возлагали задачу равного разделения власти между всеми гражданами, и это называли свободой, то в настоящее время цель конституционализма заключается в обеспечении каждому личной самостоятельности, понимаемой как свобода, и в гарантиях этой самостоятельности. Сама же Конституция теперь больше всего воспринимается как учредительный закон гражданского общества, определяющий порядок взаимодействия общества и государства, государства и личности.
Глава 3. ГОСУДАРСТВО 1. Основные подходы к понятию государства
В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается как сложностью проблемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.
Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности. Аристотель понимал государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, которые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных интересов граждан. Взгляды Аристотеля вошли в историю как патриархальная концепция возникновения и развития государства.
Римский юрист Цицерон государство представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставлено самому народу (народоправство).
В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхождениягосударства. Представители так называемой теологической (теократической) концепции государства (Августин, Фома Акви некий) проповедовали вечность., незыблемость государства как продукта божественного творения.
Весьма интересным и привлекательным до настоящего времени остается теория договорного происхождения государства.Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и ДР-Х н° основательное развитие она получила в период разложения феодального строя. Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гр°Ции> Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного договора: люди сами создают государство своим разумом для решения своих же жизненных проблем.
В XIX в появилась органическая теорияпроисхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс
и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы.
Достаточно распространенной теорией происхождения государства является теория насилия(Л.Гумпловнч, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате военно-политических причин, и ради этого оно существует: одни племена смогли одержать победу над другими и для удержания побежденных создали государство.
В историю вошла также психологическая теория,которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зависимости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий).
Имеется также волевая теорияпонимания государства, которая объясняет его происхождение волевой деятельностью сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория,в соответствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений. Так, по мнению К Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д.
Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И М Коркунов писал, что «государство -это общественный союз представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»1.
Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «...государство - это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»2.
Довольно интересным и сегодня представляется понятие государства, сформулированное известным русским государствоведом А.Д.Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определнной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния»3.
1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1994. С.240.
2 Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. С.15.
3 Градовский А.Д. Курс общего государственного права. Спб., 1879-1880. -С.1.
Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение получило марксистско-ленинское представление о государстве. В работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и революция», «О государстве» утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в повиновении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подходк объяснению природы и социального назначения государства.
Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения, в связи с объявлением советского государства общенародным, начали отыскивать универсальные функции государства. Однако, в конечном счете, в понимании государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли к так называемым буржуазным государствам, а другое - к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть. Получалось, что если встретились бы советский юрист и его коллега, скажем из Франции, то они вряд ли могли найти общий язык относительно понятия «государство». Конечно же, это было ненормальным явлением.
Представители отечественной науки о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные определения государства. Российская школа этой науки не только еще не выработала единого подхода к понятию государства, но и не предпринимает шагов в этом направлении. Некоторые юристы все еще не могут освободиться от марксистско-ленинского учения. Классовый подход еще цепко держит их в понимании государства, хотя вряд ли они сами смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России относится, и даже к какому классу можно отнести их самих. Так, В.А.Ржевкий пишет: «...государство есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме» .
Примерно такое же определение государства мы встречаем в учебнике В.В.Лазарева «Общая теория права и государства». «Государство
1 Ржевский В.А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995, С.35.
- пишет В.В.Лазарев, - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока, классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»1.
Мне, например, такое определение не совсем нравится. Оно слишком громоздкое, да и изрядно запутанное. Давайте попробуем разобраться, как говорится, по порядку:
во-первых, слово «особая» к этому определению не подходит, можно вполне обойтись без него. Ведь в принципе любая организация она особая, иначе это и не есть организация. Более того, термин «особая» напоминает времена, когда люди боялись государства как какой-то особой организации, малоизвестной (в силу именно особенности) простым людям;
во-вторых, слово «публичной» тоже лишнее. Политическая власть она не может не быть публичной. Политическая власть - публичная, официальная, декларированная, содержащаяся на налоги и сборы с населения;
в-третьих, ссылка на господствующий класс показывает только на явные остатки влияния классового подхода к пониманию государства. Нельзя все государства объявлять классовыми. Если сегодня попытаться выяснить какой класс где господствует и кто к этому классу относится, то довольно трудно будет четко разобраться;
в-четвертых, выражение «располагающая специальным аппаратом управления и принуждения» в таком контексте не совсем понятно. Ведь государство, по существу, и есть аппарат управления и принуждения; если же оно только располагает ими, то, что же представляет собой сама эта организация;
в-пятых, в словах «представляя общество, осуществляет руководство этим обществом» гипертрофируется роль и место государства по отношению к обществу. Между тем любое государство - это продукт общества. Каково общество - таково и государство. Общество все же формирует государство и контролирует его деятельность.
Хотелось бы сослаться еще на один источник. Так, в Кратком словаре-справочнике по теории государства и права понятие государ-
I
ства определяется следующим образом: "Государство - всеохватывающая организация общества, служащая главным орудием подавления эксплуатируемых классов или средством решения коренных проблем, стоящих перед обществом"1. Такое определение: во-первых, не позволяет точно сказать, что же такое государство, потому что понятие государства дается через союз "или": государство - это орудие подавления или средство решения коренных проблем. Таким путем все же трудно выйти на понятие государства; во-вторых, в таком определении не охвачено самое главное: что государство является продуктом общества, порождением общества, учреждаемой обществом властью. Без упоминания в самом определении понятия государства его рукотворной зависимости от общества мы закладываем возможность теоретического оправдания тех государств, которые на самом деле возвышаются или стараются возвышаться над обществом. Понятно, что этого делать нельзя. Напротив, нам необходимо всегда подчеркивать, что цивилизованное государство - это есть, созданное гражданским обществом, средство управления его делами, что государство не может отклониться в своей деятельности от интересов общества, его граждан.
Кроме того в юридической литературе выделяются подход к государству как к совокупности трех слагаемых: власти, территории и населения. Такой подход, на мой взгляд, больше раскрывает признаки государства, нежели объясняет то, что оно представляет.
В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический - (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведе-нии); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .
Общая теория права и государства: Учебник. М, 1995. С.36-37.
1 Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С.9.
2 Подробнее см.: Чиркин В.Е. Три ипостаси государства//Государство и пра-
во. 1993. №8. С. 107-115.
Таким образом, подходов к понятию государства очень много. Однако науке «Теория юриспруденции» необходимо выработать единственный, но соответствующий науке подход к пониманию государства. Ведь на самом деле нельзя же серьезно говорить о том, что сегодня много подходов к понятию государства, а наука не выработала более или менее однозначного ответа.
Думается, что к понятию государства необходимо подойти с позиций социального назначения государства, исходя из его служебной роли в обществе.