Понятие культуры, ее деление и функции

Психографические черты личности

 

Еще в глубокой древности ученые обратили внимание на большие индивидуальные различия в особенности поведения людей. Темперамент – совокупность душенных и психических свойств человеческой личности, характеризующая степень возбудимости и его отношения к окружающей действительности. Выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность (стремление активно действовать, проявлять себя) и эмоциональность (возбудимость, впечатлительность, быстрота возникновения и сила эмоций человека).

Различают четыре основные вида темперамента:

сангвинический (живой);

флегматический (медленный, спокойный);

холеристический (энергичный, страстный);

меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Древнегреческий врач Гиппократ считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (лат. – сангвис), слизь (греч. – флегма), красно-желтая желчь (греч. – холе) и черная желчь (греч. – мелайн холе).

По одной из теорий рассматривают две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы (их основная цель – контроль над ситуацией; деятельность второстепенна, главное - роль) и актуализаторы (ощущают себя и других как неповторимые личности; первично деятельность, роль – вторична).

ТЕМА 10. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИЙ

Культура – многозначительный термин. Самое короткое и широкое определение предложил американец М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми». Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – это исторически определяемый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях; это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующая уровень его развития. В более узком смысле – это сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (навыки, умения, знания, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей, нравственное и эстетическое развитие). Культура не существует вне человека. Понять сущность и изучать ее необходимо лишь через деятельность народов, населяющих планету.

Культура разделяется на 2 сферы (базисные элементы):

материальную (орудия труда, жилища, одежда, пища – все, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей человека);

духовную (литература, театр, ИЗО, танец, музыка, этикет, архитектура – для удовлетворения духовных потребностей).

Разделение культуры на материальную и духовную условно, т.к. каждый материальный предмет, прежде всего, был вначале «идеей» человека, а любая духовная идея должна принять вид объекта – книги, картины, музыкального произведения. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура отношений к собственному телу; физическая культура. Она характеризует материальную деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности. Духовная культура является многослойной, включает в себя: познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. Она характеризует нормы, правила, образцы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, обычаи, традиции, язык, мифы, знания, идеи, символы. Сложившиеся формы общественной и семейной жизни людей составляют понятие социальной культуры. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями называются культурным наследием. Культуру подразделяют по ее носителю: на мировую и национальную. Культура многофункциональная система. Выделяют следующие функции: гуманистическая (самая главная, все остальное как бы вытекает из нее), функция трансляции социального опыта (исторической преемственности) (литература, искусство, философия и т.д.), познавательная (знания, идеи), регулятивная (регулирует поступки людей – мораль и право), знаковая или семиотическая (языки), ценностная или аксиологическая (отражает качественное состояние культуры – ценностные потребности и ориентации).

Человек по-разному реализует свое творческое начало. Его творческое самовыражение достигается через сознание и использование различных культурных форм. Формы культуры: миф, религия, искусство.