ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Литература
Структура и назначение номенклатурных дел
После исполнения документы определенное время хранятся в организации. Для того чтобы их можно было быстро находить и использовать, необходима систематизация исполненных документов, т.е. группировка их в дела. Государственный стандарт определяет дело как «совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку».
Чтобы правильно сформировать дела и обеспечить возможность использования нужной информации, документы классифицируют: разделяют их на группы с разными сроками хранения. Специальным классификационным справочником, позволяющим определить порядок распределения документов в дела, является номенклатура дел.
Номенклатура дел - систематизированный перечень наименовании дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел – это многофункциональный документ, используемый для разных целей: как схема классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела (папки). Заголовки дел, закрепленные в ней, переносятся затем на обложки дел; каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, включенных в него. Таким образом с ее помощью намечают ориентировочные сроки хранения документов, что является первым этапом экспертизы ценности документов; номенклатура дел используется при построении информационно-поисковой системы по документам предприятия. При регистрации документов в регистрационный индекс часто включают индекс дела по номенклатуре. Кроме того, классификационная схема номенклатуры может быть использована при формировании справочной картотеки на исполненные
Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1997 г.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «документ».
2. Виды документов.
3. Требования к оформлению документов (ГОСТ Р 6.30-97).
4. Требования к содержанию и структуре текста.
5. Расположение и размеры реквизитов документов.
6. Примерные формы бланков документов.
7. Организация делопроизводства.
8. Учет входящих и исходящих документов.
9. Правила формирования и хранения дел. Примерная форма внутренней описи документов.
1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.- М., 1997, 2001, 2002.
2. Деловое общение: УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева., Т.А. Фокина - Н. Новгород,2003.
Дополнительная литература
1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб., 2000.
2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова, М.А., Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.
3. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. – Самара, 2006.
4. Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2003.
5. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006.
6. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1998, с. З, п.75.
7. Делопроизводство (электронный ресурс).- Режим доступа.- http://www.delowork.ru
8. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Васильева Татьяна Николаевна
Деловое общение
Курс лекций
Часть III
Подписано в печать 29.05.2009.
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.
Усл. печ. л. 4,1. Тираж 60 экз. Заказ №
Как только человек научился писать, он начал создавать документы.
Документом называется все, что служит для регистрации, передачи и сохранения информации о каком-либо предмете и позволяет определить автора или лицо, утвердившее документ.
Любое административное действие сопровождается документами. С появлением документом началась регламентация работы с ними, которую сегодня принято называть делопроизводством. Первым и явным признаком плохой организации работы является постоянный поиск нужных документом и их авторов. Поэтому помимо работы с отдельным документом важным вопросом является организация системы делопроизводства.