Виды рукопожатий
Очень широк и разнообразен спектр жестов рук и кистей рук. Например, положительное ожидание сопровождается потиранием ладоней. Сцепленные пальцы рук означают враждебность, агрессивность. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, испытываемого человеком.
«Шпилеобразным» положением рук пользуются люди, уверенные в себе, занимающие руководящие должности, или люди с ограниченной жестикуляцией. Этим жестом они передают информацию своей самоуверенностью. Чтобы показать свое превосходство и уверенность, люди часто также закладывают руки «в замок» за спиной. Когда человек расстроен и пытается взять себя в руки, он закладывает руки за спину и захватывает запястье. А если человек захватывает локоть, то это говорит о том, что он расстроен до предела и пытается взять себя в руки с большим усилием для самоконтроля.
Невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Многие жесты могут иметь противоположное значение у различных культур.
Жест «О'кей» или «кружок, образуемый пальцами рук» был популяризирован в Америке в XIX веке. Значение «ОК» хорошо известно в англоязычных странах, а также в Европе и Азии. Но в некоторых странах он имеет другое значение: во Франции «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», в некоторых странах Средиземноморского бассейна — обозначение гомосексуальности мужчин.
Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения: используется при «голосовании» на дороге, при попытке поймать машину; «все в порядке»; нецензурное ругательство (большой палец резко выбрасывается вверх). В Греции этот жест обозначает «заткнись». Этот же жест используют при счете: у итальянцев «1», а англичане «5». В сочетании с другими жестами он используется как символ власти и т. д.
V-образный знак пальцами популярен в Великобритании и в Австралии и имеет оскорбительное значение. Во время II мировой войны У. Черчилль популяризировал знак «V» для обозначения победы, но рука повернута тыльной стороной к говорящему, если же рука повернута ладонью к говорящему, то жест имеет значение «заткнись». Во многих странах этот жест обозначает цифру «2».
Уроженец Тибета, встретив незнакомого, показывает ему язык. Этим знаком он хочет сказать: «У меня на уме ничего дурного нет». Тем же жестом индеец майя обозначает, что он обладает мудростью, индус так выражает гнев, китаец — угрозу, а европеец — насмешку, поддразнивание.
Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами. Одной из серьезных ошибок при изучении языка тела является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно.
Каждый жест подобен одному слову, которое может иметь несколько значений. Поэтому жесты необходимо рассматривать в совокупности. Например: «Подпирание щеки указательным пальцем» в то время как другой палец лежит под подбородком, крепко скрещенные ноги, вторая рука лежит поперек тела, голова и подбородок наклонены (враждебно) — это совокупность жестов, обозначающих критически оценочное отношение.
Многочисленные исследования показали, что жесты поддаются классификации.
1. Врожденные. Немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что способность улыбаться у слепых и глухих детей от рождения проявляется без всякого обучения и копирования. Ученые Экман, Фризен, Зорензан подтвердили некоторые высказывания Дарвина о врожденных жестах, когда изучали выражения лица у людей разных культур, которые использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций.
2. Генетические. Когда человек скрещивает руки на груди, скрещивает ли он правую руку над левой или наоборот? В одном случае он чувствует себя неудобно, а в другом удобно, то есть этот жест не может быть изменен.
3. Приобретенные и культурно обусловленные. Существуют разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими.
Например, большинство мужчин начинают надевать свое пальто с правого рукава, большинство же женщин надевают пальто, начиная с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивается телом к женщине; женщина же проходит обычно, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно или же это является врожденным жестом женщин? А может, она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Исследования в области невербалики показали, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Чем выше социально-экономическое положение человека, тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.
Быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возраста. Другими словами, когда мы говорим о том, что подозревали, что кто-то солгал нам, мы, в действительности, имеем в виду, что жесты и слова этого человека не совпадают друг с другом, то есть, как уже говорилось, неконгруэнтны.
Женщины обычно в целом более восприимчивы, чем мужчины, что обычно называют «женской интуицией». Женщина обладает врожденным чувством видеть и расшифровывать невербальные сигналы и обращает больше внимания на различные детали, чем мужчины. Поэтому только небольшое количество мужчин способны лгать своим женам, не боясь того, что эта ложь будет раскрыта, в то время как женщины практически всегда могут обмануть мужчин. Женская интуиция особенно ярко проявляется у молодых мам, так как первые несколько лет жизни ребенка женщине приходится общаться с ним в основном жестами. Это считается причиной того, что женщины, как правило, в переговорах более удачливы, чем мужчины,
Просодика – ритмико-интонационных сторон речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Следующие виды невербальных средств связаны с голосом, который помогает выявить психическую индивидуальность человека. Различают просодические и экстралингвистические характеристики голоса. Просодика – общее название ритмико-индивидуальных сторон речи (высота голоса, громкость тона, тембр голоса, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя проявление психофизиологических факторов: плач, кашель, смех, вздох, а также использование в речи пауз. Просодические и экстралингвистические системы способствуют регулированию потока речи, при этом экономятся языковые средства, которые взаимодополняют друг друга, защищают и предвосхищают речь. Выражают ее эмоциональное состояние. Такие эмоции как радость, энтузиазм, недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх тоже высоким тоном голоса, но в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость сообщаются мягким приглушенным голосом и понижением интонации в конце фразы.
По скорости речи также можно определить чувства человека: быстрая речь передает взволнованность или беспокойство, а медленная – указывает на угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие.
Любому специалисту, будущему профессионалу необходимо научиться лучше разбираться в индивидуально-психологическом состоянии собеседника. При этом необходимо не только слушать, но и слышать интонацию речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые позволяют выражать чувства, мысли, волевые усилия не только наряду со словом, но и вопреки ему.
Проксемические особенности невербального общения. В организации пространства заложен механизм отношений друг к другу. Проксемические характеристики позволяют устанавливать между партнерами пространственную организацию (дистанцию). На проксемические характеристики оказывают влияния такие социальные факторы, как национальность, культура. Э.Холл выделил 4 уровня дистанции: 1) интимное расстояние (до 45 см) – общение близких людей (родственников, супругов, родителей и детей); 2) персональное (45 - 120 см) – общение со знакомыми людьми, друзьями; 3) социальное (120-400 см) – предпочтительно использовать при общении с чужими людьми и при официальном общении (руководителя с подчиненными, коллегами в трудовом коллективе, между президентом и представителями власти на высоком уровне); 4) публичное (более 400 см). Нарушение дистанции общения может восприниматься одним из собеседников негативно.
Особенно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений.
Необходимо подчеркнуть, что интерперсональное значение расстояния находится также под влиянием других факторов, таких, как состояние и настроение, физические условия и т. д. Лишь рассматривая эти взаимосвязанные факторы, можно понять коммуникативное значение пространственных отношений.
Очень часто в проксемике применяется термин «персональное пространство». Это такая область вокруг человека, которую он считает своей, и вторжение в которую других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как покушение на его неприкосновенность. Персональное пространство у каждого из нас имеет свои размеры. Чем больше персональное пространство у человека, тем больший эмоциональный стресс он испытывает в условиях скученности, тем хуже в этих условиях выполняет задачи, требующие нестандартного подхода, оригинального решения. Ощущение скученности приводит к росту раздражительности, к стрессу и конфликтам.
Вообще замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше, особенно от собеседника противоположного пола. Таким образом, люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.
Помимо дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников, их позы, мимику, жесты.
Позиции, общающихся за столом, определяются характером общения. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив.
При обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию.
При кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола.
Независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Умение почувствовать границы свободы поведения партнера и оправдать ожидания, связанные со своим появлением, — это и есть первый шаг к присоединению партнера к своим интересам.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и содержание невербального общения.
2. Кинесические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.
3. Экстралигвистические и паралигвистические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.
4. Проксемические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.
5. Психологическая характеристика визуального контакта партнеров.