Регуляторы мотивации и главные мотивы работников
В различных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния «Я» и определять собой конкретную структуру «Транзакций». Важнейший вид такой структуры – «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом).
Иногда выделяют следующие функции делового общения: 1) инструментальную (общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимого доя реализации принятого решения и т.д.); 2) интегративную – средство объединения деловых партнеров для коммуникативного процесса: решение задачи, выработки совместного общения и т.д.; 3) самовыражающую – позволяет показать личностный интеллектуальный и психологический потенциал; 4) трансляционную – предназначается для передачи конкретных способов деятельности, мнений, суждений и пр.; 5) социально контролирующую – регламентирует поведение и деятельность и речевые акции участников делового взаимодействия; 6) социализирующую – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета; 7) экспрессивную – деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоции, переживания друг друга, чаще выражающиеся невербальными средствами.
Ориентация на контроль и понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Эти ориентации предполагают определенные закономерности общения.
Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.
Стратегия «понимателя »- адаптация к партнеру. «Контролеры» стремятся к доминирующим позициям «вертикального взаимодействия», а «пониматели» - к равным горизонтальным взаимодействиям.
Открытость и закрытость в общении.Открытость общения – открытость предметной позиции в способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения – нежелание раскрывать свои позиции. Существуют смешанные типы.
Мотивы общения. Функция мотивации направлена на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей. Повышение мотивации ставит сразу две цели: 1) снижение уровня неудовлетворенности работников благодаря регуляторам мотивации; 2) увеличение уровня удовлетворенности с помощью усиления главных мотиваторов (см. 2.3.).
Таблица 2.3.
РЕГУЛЯТОРЫ МОТИВАЦИИ | ||
1. Рабочая среда | 2. Вознаграждения | 3. Безопасность |
Удобное рабочее место, низкий уровень шума, эргономика, дизайн, столовая, чистота, хорошие физические условия работы | Хорошая зарплата, справедливое вознаграждение по результатам работы (премии, акции, девиденты от прибыли), социальные блага (жилье, детсады, медобслуживание и пр.) | Ощущение своей принадлежности, нужности для фирмы, уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя, хорошие отношения в коллективе |
ГЛАВНЫЕ МОТИВЫ | ||
4. Личностный рост | 5. Чувство причастности | 6. Интерес и вызов |
Возможности для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния, возможность экспериментирования, творчества, самовыражения | Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах фирмы, интерес и учет руководством мнений работников, совместное принятие решений | Интересная работа, усложняющаяся работа, требующая мастерства; возрастающая ответственность; соревновательный эффект; постановка трудных интересных трудовых целей |
Выделяют следующие методы стимулирования результативности труда: 1) экономические методы; 2) целевой метод; 3) метод расширения и обогащения работ; 4) метод соучастия или привлечения работников.
Мотивы общения могут быть совпадающими (облегчают общение) и противодействующими (препятствуют установлению хорошего общения). Устойчивые мотивы наблюдаются в том случае, если одному человеку интересно общаться с другим в течение длительного времени. Временные мотивы ситуативны, возникают под влиянием тех или иных обстоятельств. Мотив-долг характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, совести, мировоззрения. Мотив-потребность обусловлен биологическими, материальными или духовными ценностями.
Вопросы для обсуждения:
1. Функции общения (аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная).
2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
3. Общение как понимание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
4. Коммуникативные барьеры.
5. Механизмы формирования взаимоотношений и преодоления стереотипов.
6. Стратегия и структура межличностного взаимодействия.
7. Диалог как наиболее эффективная форма общения.
8. Взаимопонимание как результат процесса общения.
9. Воздействие на человека и группы людей как цель общения.
10. Мотивы общения.