Позиции партнеров в общении определяются теми состояния Я, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения.
РЕБЕНОК. Распознание состояний
ВЗРОСЛЫЙ. Распознание состояний
РОДИТЕЛЬ
Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка
№ | Распознание состояний | Критическое | Кормяще-заботливое |
1. | Общее поведение | Оценивающее, ироническое, порицающее, показывающее, авторитарное, запрещающее, приказное | Доброе, ободряющее, озабоченное, сочувствующее, защищающее, советующее, помогающее |
2. | Речевые формулировки | «Ты должен, ты не должен»; «Это следует делать, это не следует делать»; «Как ты может!»; «Я не позволю так обращаться со мной!» | «Успокойся», «Я могу вас понять», «Лучше не делать этого»; «будь осторожен»; не ломай себе голову» |
3. | Манера говорить | Твердо, высокомерно, саркастически, цинично и т.д. | Тепло. Успокаивающе, сочувственно |
4. | Выражение лица | Отчужденное, лоб нахмурен, критический взгляд, сжатый рот | Заботливое, одобряющее, улыбчивое, любовно-заинтересованное |
5. | Жесты и положение тела | Поднятый вверх указательный палец, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены, голова поднята вверх | Протянутые руки, поглаживание по голове и др. |
№ | Распознание состояний | |
1. | Общее поведение | По-деловому, объективно, без эмоций, независимо, собирая и перерабатывая информацию |
2. | Речевые формулировки | «Возможно», «Вероятно», «Я думаю» и т.д. Вопросы начинаются со слов: как, почему, кто, что, когда |
3. | Манера говорить | Уверенно, ясно и четко, спокойно, без страстей и эмоций, нейтрально |
4. | Выражение лица | Частое изменение выражения лица в соответствии с ситуаций, лицо обращено к партнеру, внимательное |
5. | Жесты и положение тела | Жесты подкрепляют то, что говорится, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед |
№ | Распознание состояний | Свободное | Приспосабли-вающееся | Бунтарское |
1. | Общее поведение | Игривое, хитрое, раскрепощенное, вялое, естественное | Осторожное, покорное, обиженное | Капризное, своенравное, грубое, агрессивное |
2. | Речевые формулировки | «Я хочу», «Так тебе и надо!», «Замечательно!» | «Почему всегда Я?», «Я попробую», «Я правильно сделал?» | «Я этого не хочу», «оставьте меня в покое!» |
3. | Манера говорить | Громко, быстро, печально | Тихо, плаксиво, нудно, привередливо | Гневно, громко, упрямо |
4. | Выражение лица | Воодушевленное, возбужденное, лукавое, печальное и т.д. | Потерянное, тактичное, выражающее согласие | Жесткое, упрямое, отсутствующее |
5. | Жесты и положение тела | Свободные, напряженный или расслабленный корпус | Склоненная голова, опущенные плечи, поза «слуги» | Напряженность, угрожающая поза, опущенная голова |
По мнению Э.Берна трансакция представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии.
Три формы трансакций. Э.Берн выделяет три формы трансакций – параллельные, или дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Причем каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.
1.Дополнительные (параллельные) трансакции между двумя любыми состояниями Я собеседников, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Стимул. Вы подготовили материалы к совещанию? - Реакция. Да, набрал на компьютере и распечатал.
Стимул. Сколько раз говорить, что сведения в налоговую инспекцию должны подаваться своевременно. – Реакция. Очень сожалею, столько всяких срочных дел. Завтра все будет подготовлено.
Правило коммуникации: параллельные, или дополнительные трансакции могут продолжаться долго. Длительное общение не Вов всех случаях бывает эффективным.
2. Пересекающиесятрансакции препятствуют течению беседе. В данном случае реакция собеседника исходит не из того состояния Я, на которое было направлено.
Стимул. Мне звонили из хозотдела? – Реакция. Реже нужно выходить, тогда не будет вопросов.
Правило коммуникации: пересекающиеся трансакции прерывают коммуникации временно.
3. Скрытые трансакции предполагают взаимодействие сразу на двух уровнях – социальном и психологическом. На социальном уровне произносится одно, а на психологическом – подразумевается другое. Правило коммуникации: при скрытых трансакциях общение происходит на скрытом психологическом уровне.