Занятие 1 (Государственное регулирование экономики: введение в курс).

ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Вопросы к семинару

  1. Необходимость и возможность государственного регулирования экономики.
  2. Государственное регулирование экономики как научная дисциплина и практика хозяйствования.
  3. Концепция государственного воздействия на экономику.
  4. Цели и объекты государственного регулирования.
  5. Инструменты и механизм реализации государственной экономической политики.

Дополнительные вопросы

1. Что такое «провалы рынка»? Приведите примеры.

2. Почему необходимо государственное регулирование экономики? Как эта необходимость обусловлена «провалами рынка»?

3. Назовите сферы, в которых вмешательство правительства необходимо прежде всего.

4. Что такое «внешние эффекты»? Приведите примеры внешних выгод и потерь. Каковы задачи правительства при отрицательных внешних эффектах?

5. Каковы возможности вмешательства правительства в экономику? Чем эти возможности ограничены?

6. Чем различаются понятия: государственное регулирование экономики, государственная экономическая политика, государственное управление, реформирование экономики правительством? Что общего в этих понятиях?

7. Каковы предмет, задачи курса "Государственное регулирование экономики"?

8. Почему возникла необходимость учебной и научной дисциплины «Государственное регулирование экономики»? Какова связь государственного регулирования экономики как научной дисциплины с практикой экономического развития?

9. Какова позиция отдельных экономических школ относительно роли правительства в экономике? В чем преимущества и ограниченность моделей регулирования экономики различных экономических школ (неоклассиков, монетаристов и т.д.).

10. Как на практике осуществляется государственное регулирование экономики? В чем отличие от теоретических моделей?

11. Каковы традиции государственного регулирования экономики в России?

12. Почему направления, интенсивность государственного регулирования экономики в различных странах и на разных этапах различны?

13. Насколько государственные органы власти самостоятельны в принятии экономических решений? Какова их зависимость от политической и экономической ситуации в стране?

14. Каковы цели государственного регулирования экономики? Как взаимосвязаны концепция регулирования и цели?

15. Какова стратегия и тактика относительно целей государственной политики?

16. Почему цели и результаты регулирования не всегда совпадают? Приведите примеры.

17. Возможно ли избежать отрицательных последствий вмешательства правительства в экономику?

18. Каковы причины модификации целей государственного регулирования экономики? Могут ли цели регулирования оставаться неизменными?

19. Каковы принципы выбора объектов регулирования?

20. Какие задачи относительно объектов регулирования решаются органами государственной власти?

21. Могут ли меняться объекты регулирования? Вследствие каких обстоятельств это происходит?

22. Назовите наиболее важные объекты регулирования для России. Покажите наиболее значимые объекты регулирования для Томской области.

23. Что понимается под «субъектами регулирования экономики»?

24. Каковы методы регулирования экономики и какова их взаимосвязь? Возможно ли воспользоваться при решении задач регулирования экономики только одним методом?

25. Возможно ли в условиях рыночной экономики обойтись без административных методов регулирования экономики?

26. В чем плюсы и минусы разных методов регулирования экономики?

27. Что общего и чем отличаются «индикативное планирование» и «планирование в командной экономике»?

28. Какие задачи выполняет прогнозирование?

29. В чем проявляется роль государства при следующих вариантах правового регулирования:

«рамочное регулирование»;

«разрешено все, кроме…»;

«запрещено все, кроме…»?

Каковы особенности поведения граждан при разных вариантах? Покажите конкретные меры регулирования при разных вариантах:

- правил выгула собак;

- видов предпринимательской деятельности.

30. Определите ожидаемые результаты и последствия по следующим действиям правительства:

- отмена льгот для пенсионеров, соответствующее увеличение пенсии;

- переход на платное образование, выплата стипендии только отличникам;

- сокращение налогового бремени на предприятия по социальным налогам, введение индивидуальных социальных налогов;

- отмена единой 13-процентной ставки, введение дифференцированного налогообложения по подоходному налогу;

- увеличение платы за коммунальные услуги;

- введение квот на импорт продовольствия.

31. На примере возможного решения для России жилищной проблемы и проблемы рождаемости покажите следующее:

систему целей;

инструменты регулирования;

механизм регулирования;

32. На выборы в городскую думу выдвинуты два кандидата в депутаты – Редькин и Петькин.

Программа Редькина: обеспечение независимости городской Думы от мэрии; строительство ночлежки для бездомных; введение специального налога на предприятия для обеспечения порядка; введение дополнительного налога на автолюбителей для финансирования ремонта дорог; создание народных дружин.

Программа Петькина: обеспечение пенсионеров продовольственными наборами к праздникам; сокращение аппарата мэрии на 20% путем передачи данных функций общественным организациям; строительство кольцевой автодороги вокруг Томска; сохранение койко-мест в больницах и увеличение финансирование медицины.

Насколько рационально разработаны программы с позиции теории целей? Кого, на ваш взгляд, выберут в депутаты? Если пройдут оба претендента, кто из них может быть переизбран на следующий срок?

33. Какое из приведенных ниже положений можно охарактеризовать как генеральную цель государственной экономической политики?

А) Экономическая и социальная стабильность, укрепление и адаптация существующего строя;

Б) Выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, поощрение конкуренции;

В) Совершенствование структуры народного хозяйства, поддержание нормальной занятости, стабильность цен.

34. Цели государственного воздействия на экономику могут:

А) взаимодействовать друг с другом;

Б) вступать друг с другом в конфликт

В) быть автономными по отношению к друг другу

Г) все ответы верны

35. Является ли объектом государственного регулирования экономики государственный аппарат?

А) да

Б) нет

В) да, если речь идет о командно-административной экономике