Определения

Тема 16. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика – деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

Цели внешнеэкономической политики:

- благоприятные внешнеэкономические условия для расширения воспроизводственного процесса в стране;

- оптимизация участия страны в международном разделении труда;

-

- разработка концепции и стратегии развития ВЭП; - тарифные и нетарифные методы регулирования, таможенная политика; - правовое регулирование ВЭП; - система стандартов и критериев ввоза товаров; - контроль и порядок вывоза; - валютное регулирование и валютный контроль; - предоставление кредитов, экономическая помощь и содействие предприятиям; - управление внешним долгом; - управление платежным и торговым балансом; - привлечение иностранных инвестиций
изменение стратегии и тактики в меняющейся внешнеэкономической ситуации.

 

 

 

 


 

Рисунок 34 – Способы регулирования внешнеэкономической деятельности

       
   
- внешнеторговая политика (автаркия, фритредерство, протекционизм); - валютная политика; - инвестиционная политика (экспорт и импорт капитала); - таможенная политика
 
 

 


Рисунок 35– Направления внешнеэкономической политики

 

 
 
- Министерство промышленности и торговли РФ; - Министерство финансов РФ; - Министерство экономического развития РФ - Федеральная таможенная служба; - Центральный Банк РФ; - Федеральное агентство по туризму (Министерство спорта, туризма и молодежной политики); - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (Минобороны РФ); - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Министерство сельского хозяйства РФ) - Федеральная миграционная служба (МВД РФ); - Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Министерство промышленности и торговли РФ) - Департамент международных и региональных связей (Томская область)

 


 

               
   
 
   
 
   
 
Региональный уровень регулирования
 
   
 

 


Рисунок 36 – Органы управления внешнеэкономической деятельностью.

 

Таблица 48 – Товарная структура экспорта и импорта РФ (в %)

Показатели Экспорт Импорт  
Продовольствие 1,8 1,9 1,8 2,6 2,0 18,3 17,7 15,7 13,2
Минеральные продукты 57,7 64,6 65,7 64,9 69,6 4,0 3,1 2,4 2,3 3,1
Продукция химической промышленности 6,6 5,6 5,9 6,5 15,8 16,5 15,8 13,8 13,1
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 3,9 3,4 3,2 3,5 2,5 3,8 3,3 2,9 2,7 2,4
Текстиль и обувь 0,8 0,4 0,3 0,3 0,2 4,6 3,7 4,3 4,4
Машины и оборудование 7,8 5,6 5,8 5,6 4,9 41,2 47,7 50,9 52,7
Прочие товары 1.1 1,1 1,1 1,2 0,9 4,3 3,7 3,6 3,6 3,4
                         

Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

 
 
Государственное регулирование ВЭД

 

 

           
     
 

 


прямые
косвенные

               
   
   
   
 
 
 

 


 

Рисунок 37 – Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

Таблица 49 – Внешняя торговля РФ (млрд. долл.)

 
Внешнеторговый оборот, всего 368,9 468,4 551,6 734,9
Экспорт 243, 6 304,5 351,8
Импорт 125,3 163,9 199,6 266,9
Сальдо торгового баланса 118,3 140,7 152,2 201,1
Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья        
Экспорт 210,1 261,1 299,2 398,2
Импорт 103,5 138,6 169,8 230,3
Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья 166,6 122,5 129,4 167,9
Внешнеторговый оборот со странами СНГ        
Экспорт 35,5 43,4 52,6 69,8
Импорт 21,8 25,2 29,8 36,6
Сальдо торгового баланса со странами СНГ 11,7 18,2 22,8 33,2

Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

Таблица 50 – Внешнеэкономическая деятельность Томской области

годы Оборот внешней торговли Иностранные инвестиции
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США Экспорт, млн. долл. США Импорт, млн. долл. США Инвестиции-всего Прямые инвестиции Прочие
720,8 122,2 199446,5 171325,1 28121,4
853,4 127,3 467610,3 417076,4 50533,9
771,5 112,8 679215,2 574132,3 105082,9

Источник: данные Департамента международных и региональных связей (Томская область)

 

Таблица 51 – Товарная структура экспорта и импорта (Томская область), % к итогу

Показатели
Импорт:      
Продукция химической промышленности, каучук 74,7 54,5 72,5
Машины, оборудование и транспортные средства 18,7 34,2 18,2
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,7 4,9 2,1
Металлы и изделия из них 1,7 1,6 3,0
Минеральные продукты 0,3 0,8 1,0
Другие товары 2,9 3,3 3,2
Экспорт:      
Продукция химической промышленности, каучук 82,3 80,2 64,2
Топливно-энергетические товары 0,8 0,01 1,0
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 10,2 12,2 22,4
Машины, оборудование и транспортные средства 5,7 6,3 10,5
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 0,4 0,4 1,0
Другие товары 0,01 0,3

Источник: данные Департамента международных и региональных связей (Томская область)

 

Тема 16. Актуальные проблемы государственного регулирования. Приоритетные национальные проекты

 

Определения

Экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Социально-экономические проекты – намеченные к проведению работы с указанием содержания задач, целей. методов, сроков выполнения и достигаемых результатов в интересах социально-экономического развития.

Угрозы для Томской области (точка зрения Томской областной Администрации):

- истощение запасов нефти и газа (объем разведанных запасов – на 30 лет);

- негативные демографические процессы;

- жесткий сценарий бюджетного федерализма;

- консервация атомных реакторов Сибирского химического комбината;

- сокращение государственной поддержки НОК;

- резкое падение мировых цен на нефть;

- резкие изменения в государственной политике в области цен и тарифов на товары и продукцию естественных монополий.

 
 

 


Рисунок 38 – Варианты национальной безопасности

 

Таблица 52 – Приоритетные национальные проекты в РФ

Проект Направления
Доступное и комфортное жилье – гражданам России Повышение доступности жилья
Увеличение объемов ипотечного жилищного строительства
Строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Социальное жилье
Образование Поддержка лучших образцов образования
  Внедрение современных образовательных технологий
Создание университетов и бизнес-школ
Повышение уровня воспитательной работы в школах
Развитие системы обучения в армии
Сельский школьный автобус
Поддержка субъектов федерации по модернизации образования
Здоровье Развитие первичной медико-санитарной помощи
Обеспечение населения медицинской помощью
Развитие АПК Ускоренное развитие животноводства
Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК
Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе

 

 

Таблица 53 – Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» на территории Томской области

Показатели Федеральный бюджет (млн р.) Прочие средства (областной бюджет, работодатели, средства учреждений)
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Общее образование            
Стимулирование школ 23,5 23,423 10,495
Поощрение лучших учителей и преподавателей 6,9 6,9 6,9 0,75
Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием 5,481 14,338 53 комплекта 34,901 42,881 24,5
Выплата денежного вознаграждения классным руководителям 101,525 98,35 96,9813 55,992 3,038 3,12
Поставка автобусов 6,218 5,005 7 автобусов 13,6 11,34 14,3
Информатизация образования - - - 8,534 4,28772
Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования     116,8635    
Итого проект общее "Образование" 141,124 145,593 241,745 137,277 91,682 365,703
Вузы            
Поддержка талантливой молодежи 1,20 1,860 2,250 0,750 0,780 8,386
Учреждения СПО и НПО, внедряющих инновационные программы   40,0 81,98   39,99 81,879
Всего вузы 630,0 1018,0 388,0 152,0 215,09 96,293
Итого 772.324 1205,453 713,975 289,277 347,542 552,261
               

Источник: данные Томской областной администрации

 

 

Таблица 54 – Реализация Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье » в РФ в 2009 – 2012 годах (млрд. р.)

Направления Объемы финансирования
Годовой объем ввода жилья, млн. кв. м. 52,0 53,0 58,0 65,0
Доля ввода жилья по стандартам эконом-класса, % 5,0 8,0 15,0 25,0
Доля ввода малоэтажного жилья, % 42,0 50,0 55,0 60,0
Количество созданных жилищных некоммерческих объединений граждан, ед. 50,0 100,0 500,0 1000,0
Объем ввода жилья для расселения аварийного и ветхого жилищного фонда, млн. кв. м. 1,23 1,4 0,04 0,04
Объем расселенного аварийного и ветхого жилого фонда, млн. кв. м. 1,13 1,3 0,04 0,04
Количество человек, переселенных из аварийного и ветхого жилищного фонда, тыс. чел. 79,1 87,0 2,9 2,9
Государственные гарантии РФ по кредитам на развитие инженерной инфраструктуры 19,5 19,5 19,5 19,5

Источник: Данные Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.