Определения

Рисунок 26 – Регулирование предпринимательства и малого бизнеса

 
 


Таблица 37 – Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организации

(в % от базовых организаций)

 
Недостаток денежных средств
Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны
Неопределенность экономической ситуации
Отсутствие надлежащего оборудования
Конкуренция со стороны зарубежных производителей
Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом

Источник:данные Федеральной службы государственной статистики.

 

 

Таблица 38– Областная программа поддержки предпринимательства Томской области

Статьи программы Сумма, млн. р.
Информационная поддержка
Кадровое обеспечение МБ
Поддержка муниципальных программ
Развитие инфраструктуры поддержки (в т.ч., создание регионального гарантийного фонда)
Финансовая поддержка МСП 14,5
Содействие международным и межрегиональным связям 9,5
Пропаганда и популяризация
Общий объем финансирования
Финансирование из областного бюджета: в 2005 году В 2006 году 45,5 53,2
Финансирование из федерального бюджета: в 2005 году В 2006 году 39,9 41,3

Источник: данные Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.

 

Таблица 39 – Механизм поддержки МСП (малого и среднего предпринимательства) в Томской области

Направление Форма поддержки Условия получения поддержки
Конкурс предпринимательских проектов «Бизнес-старт» субсидия до 300 тыс. рублей на условии софинансирования не менее 50 %. Приоритетные направления:внедренческая или инновационная деятельность; хозяйственная деятельность в сельской местности. Критерии оценки проектов: соответствие приоритетам социально-экономического развития Томской области; высокий уровень налоговых и иных поступлений; меньший срок окупаемости; социальная значимость (создание дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата).
Конкурс «Первый шаг» Субсидия до 300 тыс. р. на возмещение затрат в связи с производством, собственное участие не менее 20% Для лиц из числа безработных или ищущих работу. Основные этапы: регистрация в службе занятости, отбор на основе тестирования, обучение основам предпринимательства, регистрация в качестве предпринимателя, подготовка заявки, участие в конкурсе

 

 

Окончание табл.

Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга Субсидирование процентной ставки в размере 8% годовых, но не более 2,5 млн.р. Получатели: субъекты инвестиционной деятельности. Приоритетные направления поддержки: внедренческая или инновационная деятельность; микрокредитокание МСП. Критерии оценки проектов: соответствие приоритетам социально-экономического развития Томской области; высокий уровень налоговых и иных поступлений; меньший срок окупаемости; социальная значимость (создание дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата).
Субсидирование части размера платы за технологическое присоединение Субсидии в размере 50% за технологическое присоединение к электрическим сетям Получатели: субъекты инвестиционной деятельности. Приоритетные направления поддержки: внедренческая или инновационная деятельность; микрокредитокание МСП. Критерии оценки проектов: соответствие приоритетам социально-экономического развития Томской области; высокий уровень налоговых и иных поступлений; меньший срок окупаемости; социальная значимость (создание дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата).
Субсидирование затрат предпринимателей по продвижению товаров и услуг за пределы Томской области и РФ Субсидирование от 50% до 2/3 затрат по участию в выставках и ярмарках, патентованию, разработке и регистрации средств индивидуализации (товарный знак и пр.) Получатели: предприятия МСП. Максимальный размер субсидии в год: по участию в выставках – до 100 тыс. р.; по услугам сертификации – до 250 тыс. р.; по услугам патентования – 100 тыс. р.; по разработке средств индивидуализации – 30 тыс.р.
Поручительство Гарантийного фонда По кредитам до 10 млн.р., на срок до 36 месяцев, в пределах 50% кредита. Является платным (2% размера поручительства). Для предприятий МБ с положительным финансовым состоянием, не имеющих кредитных нарушений,
Государственная программа финансовой поддержки МСП Микрозаймы, предоставление имущества в лизинг, финансирование под уступку требований, кредитование через уполномоченные банки Уполномоченные банки: ВТБ24, Промрегионбанк, Банк КМБ, Росбанк. Кредиты до 60 млн. до 3 лет для предприятий МБ с положительным финансовым состоянием, не имеющих кредитных нарушений,

 

Таблица 40 – Структура малого бизнеса в Томской области по видам деятельности в 2008 году (% от общего числа )

Виды деятельности  
Торговля 42,3
Промышленность 13,6
Строительство 10.4
Транспорт и связь 4,6
Сельское хозяйство 3,9
Прочие 25,3

Источник: данные Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.

 

 

Тема 14. Регулирование рынка товаров и услуг

Таблица 41 – Характеристика регулирования рынка товаров и услуг

  Характеристика
Необходимость 1. Монополизм и несовершенная конкуренция. 2. Недобросовестная конкуренция. 3. Диспропорции в развитии рынка («провалы» рынка).
Направления 1. Защита прав потребителей. 2. Антимонопольное регулирование. 3. Ценовое регулирование. 4. Регулирование диспропорций на рынке (при дефиците, излишках).
Особенности 1. Эпизодичность (в случае необходимости) 2. Изменение принципов при изменении экономических условий.

               
   
Защита прав потребителя
 
     
 

 


Рисунок 28 – Способы защиты прав потребителей

       
   
- право на безопасность товаров; - право на информацию; - право на выбор товаров на конкурентной основе; - право на просвещение; - право на компенсацию
 
 

 


Рисунок 29 – Законодательно закрепленные права потребителей


Рисунок 30 – Государственное регулирование цен в РФ

Регулирование товарного рынка:

- федеральные исполнительные органы: Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная энергетическая комиссия;

- органы власти в Томской области: региональная энергетическая комиссия; департамент потребительского рынка, департамент государственного заказа и ценовой политики.

 

Таблица 42 – Стоимость фиксированного набора товаров и услуг по субъектам Федерации (рублей)

  Июль 2006 г. Июль 2007 г. Июль 2008 г. Июль 2009 г.
Российская Федерация
Центральный Федеральный округ 5530 6264 7267 8331
В т. ч., г. Москва
В т. ч. Смоленская область
Северо - Западный федеральный округ 5389 6130 7266 8160
В т. ч., г. Санкт- Петербург
В т. ч. Псковская область
Южный федеральный округ 4647 5292 6240 7101
В т. ч., Краснодарский край
В т. ч., республика Адыгея
Приволжский федеральный округ 4650 5224 6163 6840
В т. ч., республика Татарстан
В т. ч., Кировская область
Уральский федеральный округ 5262 5845 7005 7892
В т. ч., Тюменская область
В т. ч., Курганская область
Сибирский федеральный округ 4988 5506 6500 7229
В т. ч., Томская область

Окончание табл. 42

В т. ч., Омская область
В т. ч., Кемеровская область
В т. ч., Новосибирская область
В т. ч., республика Алтай
Дальневосточный федеральный округ 6913 7575 8794 10031
В т. ч., Сахалинская область
В т. ч., Магаданская область

Источник:данные Федеральной службы государственной статистики.

 

Таблица 43 – Стоимость коммунальных услуг по субъектам Федерации (январь 2009 года), рублей

  Отопление, кв. метр площади Холодное водоснабже-ние, с человека Горячее водоснабже-ние, с человека Электро-энергия 100 квт.ч.
Российская Федерация 17,43 173,14 216,7 205,76
Центральный Федеральный округ 18,64 188,12 259.6 246,33
В т. ч., г. Москва 15,3 239,72 354,3
В т. ч. Смоленская область 14,87 107,99 203,35 184,83
Северо - Западный федеральный округ 19,58 182,06 234,15 214,35
В т. ч., г. Санкт- Петербург 13,29 199,86 217,69
В т. ч. Псковская область 16,27 136,35 234,07
Южный федеральный округ 13,88 185,11 189,45 217,55
В т. ч., Краснодарский край 16,29 215,71 224,87
В т. ч., республика Адыгея 12,59 138,6 267,11
Приволжский федеральный округ 14,61 145,94 188,37 188,41
В т. ч., республика Татарстан 8,71 178,52 92,38
В т. ч., Кировская область 15,9 157,29 232,81
Уральский федеральный округ 18,96 166,21 193,38 178,32
В т. ч., Тюменская область 23,44 294,21 246,39
В т. ч., Курганская область 17,98 136,99 203,58
Сибирский федеральный округ 17,27 153,25 184,8 150,14
В т. ч., Томская область 26,65 212,31 236,97
В т. ч., Омская область 20,09 199,68 162,69
В т. ч., Кемеровская область 9,83 11,59 101,61
В т. ч., Новосибирская область 17,18 143,64 213,92
В т. ч., республика Алтай 44,47 152,57 419,21
Дальневосточный федеральный округ 29.26 226,44 302,86 214,36
В т. ч., Сахалинская область 36,15 221,7 494,33
В т. ч., Магаданская область 42,5 226,46 438,02

Источник:данные Федеральной службы государственной статистики.

 

Р S Р Р

S* S D

 

D D*

D*

 

D S S*

 

           
     


Рисунок 31 – Регулирование товарного рынка

 

Таблица 44 – Защита прав потребителей (Кемеровская область)

Показатель
Обращение граждан по поводу защиты прав потребителей
Плановые проверки по контролю прав потребителей
Внеплановые проверки по контролю прав потребителей

Источник:данные Роспотребнадзора

 

Тема 15. Социальная политика

Социальная политика– целенаправленная деятельность государства для ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики, предотвращения социальных конфликтов на экономической основе.

Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Социальная защита – система мер, защищающих граждан страны от экономической и социальной деградации в результате безработицы, потере и сокращении доходов вследствие болезни, инвалидности, старости и пр.

Социальное обеспечение- система перераспределения доходов в пользу нетрудоспособного и малообеспеченного населения.

 


Рисунок 32 – Характеристика социальной политики

Таблица 45 – Уровни социальной политики

Уровень Органы исполнительной власти Инструменты
Федеральный Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по труду и занятости Законодательство, социальные и трудовые гарантии, социальные пособия, целевое расходование государственные социальных внебюджетных и бюджетных фондов
Субъекты федерации (Томская область) Департаменты социальной защиты населения, здравоохранения, по культуре, по молодежной политике; управление социально-трудовых отношений Обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством, расходы и выплаты из бюджетов субъектов федерации

       
   
- дифференциация доходов; - бедность; - неопределенность и риски экономики; - социальные гарантии; - создание равных стартовых условий
 
 

   
 
 
 


Рисунок 33– Необходимость, особенности и принципы социальной политики.

Таблица 46 – Основные социально - демографические показатели по Томской области и РФ

Показатели 2009, сентябрь
Численность населения в Томской области, тыс. чел. 1064,8
Число родившихся в Томской области, на 1000 чел. 10,1 10,6 11,2 10,7 11,1 12,8  
Число умерших, на 1000 чел. в Томской области 14,3 14,0 14,5 13,5 12,8 12,9  
Коэффициент изменения, на 1000 чел. в Томской области -3,7 -3,7 -2,8 -3,8 -2,3 -0,8 -0,1  
Коэффициент изменения, на 1000 чел. в РФ -6,6 -6,2 -5,7 -5,9 -4,8 -3,3 -2,5  
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. в РФ
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году 113,3 108,3 110,4 111,9 102,9 95,1
Коэффициент фондов 13,9 14,5 15,2 15,2 16,8 16,9  
Величина прожиточного минимума (все население, 4 квартал, руб.) в Томской области  
Население с доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности, РФ 25.5 20,3 17,6 17,7 15,2 13,3 13,5  

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

 

Таблица 47 – Среднемесячная заработная плата в организациях по РФ

  2009 (сентябрь)
По РФ, всего
Сельское хозяйство
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, воды, газа
Строительство
Торговля
Гостиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
Операции с недвижимостью, аренда и услуги
Государственное управление
Образование
Здравоохранение
Прочие услуги

Источник:данные Департамента социальной защиты Томской области.