В. 8.3. Основные принципы организации местного самоуправления в РФ

Муниципальный район: сельские поселения + городские поселения + межселенные территории.

Эта категория муниципальных образований призвана обеспечить решение тех вопросов местного значения, которые не могут быть эффективно решены на уровне отдельных поселений, а также отдельных государственных полномочий, которые могут быть им переданы. Особенно важна роль муниципальных районов будет в регионах с низкой плотностью населения.

Административный центр района выбирается исходя из местных традиций и сложившейся инфраструктуры. Границы муниципального района должны устанавливаться «с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района» (п.11, ч. 1, ст.11). В труднодоступных местностях, на территориях с низкой плотностью это положение может не выполняться.

Т.о., вся территория каждого субъекта РФ будет поделена на муниципальные районы и городские округа.

Местное самоуправление самостоятельная и под свою ответ­ственность деятельность граждан по решению вопросов местно­го значения.

Основы организации и деятельности местного самоуправления в России урегулированы Конституцией РФ, Федеральным зако­ном "Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации" от 28.08.95 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) и Федеральным законом "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 12.08.2004). Оба Закона одно­временно действуют до 1 января 2006 г. (ФЗ 1995 г. действует вчасти, не противоречащей ФЗ 2003 г., и утрачивает силу с 1 янва­ря 2006 г., после чего полностью вступает в силу) — и это — особенность правового регулирования местного самоуправления на современном этапе.

Также вопросы местного самоуправления регулируются иными федеральными законами, конституциями (уставами) субъек­тов РФ, другими нормативно-правовыми актами.

Конституционные основы местного самоуправления:

органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти;

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самос­тоятельно;

население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжа­ется муниципальной собственностью;

население самостоятельно определяет структуру органов мест­ного самоуправления;

границы муниципальных территорий не могут быть изменены без учета мнений жителей данных территорий;

местное самоуправление осуществляется гражданами:

Ø как непосредственно;

Ø так и через выборные и другие органы местного самоуправ­ления.

В соответствии с международными договорами РФ и соответ­ствующими им федеральными законами, законами субъек­тов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Предмет ведения органов местного самоуправления, закрепленный конституционно:

• управление муниципальной собственностью;

• установление местных налогов и сборов;

• формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

• осуществление охраны общественного порядка;

• иные вопросы местного значения.

Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов госвласти.

Конституционные гарантии местного самоуправления:

• запрет на ограничение прав местного самоуправления;

• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти;

• право на судебную защиту.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления:

• муниципальная собственность;

• имущество, находящееся в госсобственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

• иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования;

• местные бюджеты;

• местные налоги и сборы.

Органы местного самоуправления несут ответственность за решения, действия, противоречащие Конституции РФ и зако­нодательству и умаляющие права и свободы человека. Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими право­вые акты в случае, если указанные акты противоречат Консти­туции РФ, федеральным законам и иным нормативным право­вым актам РФ или субъекта РФ. Нормативный акт, решением суда признанный незаконным, должен быть отменен в уста­новленный судом срок.

За невыполнение судебного решения, если незаконные норма­тивные акты повлекли признанные судом нарушение (умале­ние) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, представительный орган местного самоуправле­ния может быть распущен; полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отреше­ния его от должности. Представительный орган местного са­моуправления может быть распущен законом субъекта РФ ли­бо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ либо указом Президента РФ.

Как уже отмечалось,местное самоуправление может осуществляться гражданами: непосредственно иличерез органы местного самоуправления.

А) Формы непосредственного осуществления местного самоуправления:

1) муниципальные выборы — проводятся в целях избрания депута­тов, членов выборного органа местного самоуправления, вы­борных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании;

2) местный референдум — непосредственное голосование населения муниципального образования по наиболее важным вопросам ме­стного самоуправления, результаты которого имеют обязатель­ную силу,

3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местно­го самоуправления, выборного должностного лица местного са­моуправления - проводится с целью досрочного лишения пол­номочий указанных лиц. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;

4) сход граждан - может проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 че­ловек для решения вопросов местного значения. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей посе­ления, обладающих избирательным правом и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования;

5) народная правотворческая инициатива — предложение гражда­нами проекта нормативного акта по вопросам местного само­управления. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом пред­ставительного органа муниципального образования и не мо­жет превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;

6) территориальное общественное самоуправление (ТОС)- самоорганиза­ция граждан по месту их жительства на части территории по­селения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуще­ствляется посредством:

Ø проведения собранийи конференцийграждан;

Ø путем создания органов территориального общественного са­моуправления (ТОС), которыми могут быть советы или комитеты микрорайонов, кварталов, жилых комплексов, поселков, улиц, домов и т.д.;

7) публичные слушания — могут проводиться для обсуждения про­ектов муниципальных правовых актов по вопросам местного зна­чения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образо­вания, главы муниципального образования, а также граждан;

8) собрания граждан — могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального обществен­ного самоуправления;

9) опрос граждан — проводится на всей территории муниципаль­ного образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Ре­зультаты опроса носят рекомендательный характер;

10) индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления — направляются гражданами с целью получе­ния ответа на волнующие их вопросы в области местного са­моуправления. Должностные лица местного самоуправления обя­заны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца;