В.8.1. Местное самоуправление: проблемы и перспективы
В. 8.4. Понятие и принципы муниципальной службы
В. 8.3. Основные принципы организации местного самоуправления в РФ
В. 8.2. Новое административно-территориальное устройство России
В.8.1. Местное самоуправление: проблемы и перспективы
Тема 8. Местное самоуправление как элемент публичной власти
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. По достижении данного возраста или ранее (например, в связи с истечением срока служебного контракта, по иным основаниям) гражданский служащий увольняется с гражданской службы.
Гражданский служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым, пенсионным законодательством и законодательством о гражданской службе.
Реформирование системы публичной власти, начавшееся в 1993 г. в связи с принятием Конституции РФ, до настоящего времени осуществлялось на основе административно-территориального устройства (АТУ), сложившегося в период централизованного управления.
Современное АТУ является следствием административной реформы, проведенной в конце 20 - начале 30-х гг. прошлого столетия. В научной исторической литературе за этой реформой закрепилось специальное название - "районирование".
Районирование осуществлялось с целью обеспечения строительства жестко централизованного государства пролетарской диктатуры. Одним из направлений реформирования АТУ было создание районов как территориальных подразделений органов госвласти. Основная цель - приблизить органы госвласти к населению.
Органы госвласти СССР не были заинтересованы в развитии самоуправления. Такая задача вообще не ставилась. Более того, в самом начале реформы сознательно были предприняты меры по расформированию экономически самостоятельных административно-территориальных единиц. В результате этих действий, например, волость как относительно самодостаточная сельская территория утратила это качество.
В процессе эволюции централизованной системы власти на территории России в системе государственного управления стал доминировать отраслевой принцип, в соответствии с которым управление социально-экономическим развитием территорий осуществлялось преимущественно под воздействием и в интересах соответствующих отраслевых министерств и ведомств.
Цели и задачи современной реформы практически противоположны целям и задачам районирования конца 20 - начала 30-х гг. прошлого века. На сегодня основная задача власти - это децентрализация управления территориальным развитием, при котором появляется реальная возможность не только распознавать актуальные местные проблемы, но и обеспечивать их своевременное решение. Именно этой логике подчинены усилия федерального Центра по возрождению местного самоуправления и созданию условий для повышения его эффективности.
Одной из важнейших составляющих местного самоуправления является непосредственное участие населения в управлении, а также право контроля за деятельностью власти со стороны жителей. Для того чтобы сделать этот контроль эффективным, необходимо "приблизить" органы местного самоуправления к населению. С этой точки зрения современный административный район не может рассматриваться как оптимальная территориальная основа для осуществления местного самоуправления.
Вместе с тем при попытках организовать осуществление местного самоуправления на уровне поселений пришлось столкнуться с проблемой обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Источником проблемы является существенная неоднородность поселений по налоговому потенциалу, образовавшаяся в результате длительного периода централизованного государственного управления. К этому следует добавить существенную неоднородность муниципальных образований по территориальной организации, которая образовалась в результате проведенной реформы местной власти (1995—2003). Именно неоднородность муниципальных образований (по налоговому потенциалу и территориальной организации) стала препятствием для разработки и проведения в жизнь системных государственных решений в бюджетной и налоговой сферах.
Преодоление последствий централизованной государственной экономики и формирование необходимой для перехода на режим устойчивого развития финансово-экономической базы муниципальных образований - это длительный процесс. Поэтому в качестве неотложной меры, которая может обеспечить необходимый минимальный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований, видится становление системы межбюджетных отношений, позволяющей на начальном этапе выравнивать их финансовую обеспеченность законодательными (нормативными) механизмами. Однако формирование системы межбюджетных отношений на единых принципах и нормативах возможно лишь при условии достаточной для этого однородности территориальной основы местного самоуправления.
Таким образом, образовался замкнутый круг проблем: существенная неоднородность муниципальных образований по экономическому потенциалу требует развития эффективной системы межбюджетных отношений, формирование которой затруднено существенной территориальной неоднородностью муниципальных образований. Разрешить сложившуюся ситуацию призван новый Закон о местном самоуправлении.
Основные идеи по развитию местного самоуправления были сформулированы в документе, подготовленном Комиссией при Президенте Российской Федерации, под названием "Концепция разграничения полномочии между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления". Названная Концепция разработана на следующих основных принципах:
• всемерное соблюдение прав и свобод человека, превращение их в реально действующий механизм, обеспеченный максимально конкретизированным закреплением обязанностей публичной власти;
• концентрация основного массива регулятивных и контрольных полномочий на федеральном уровне с одновременной децентрализацией исполнительно-распорядительных полномочий;
• недопустимость произвольного и необоснованного вмешательства в осуществление субъектами Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
• реалистичность и дифференциация в зависимости от типа муниципального образования перечня вопросов местного значения, самостоятельно решаемых населением.
Одним из первых законодательных актов, разработанных на основе материалов Комиссии при Президенте России, стал Закон о местном самоуправлении № 131-ФЗ. Важнейшими направлениями реализации названных принципов стали совершенствование территориальной основы местного самоуправления и установление необходимого объема его компетенции.
Новый закон имеет принципиальную особенность. Он содержит нормы, которые предполагают внесение изменений во многие отраслевые законы. Закон, т.о., должен стать системообразующим правовым актом для развития публичной, гражданской, налоговой, бюджетной и других отраслей российской правовой системы.
Для приведения сложившегося законодательства в соответствие с новой редакцией Закона о местном самоуправлении предусмотрен переходный период (около двух лет). Новый закон вступает в силу с 1 января 2006 г., до тех пор будет действовать прежняя редакция.
К настоящему времени в соответствие с названным законом приведены 154 законодательных акта, включая Бюджетный и Налоговый кодексы. Эти меры должны обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований, т.е. создать условия для становления дееспособного местного самоуправления.
Актуальной остается проблема перехода поселений на режим устойчивого развития. Формирование дееспособного местного самоуправления является лишь необходимым условием устойчивого социально-экономического развития городских и сельских поселений. При этом, принятие Закона о местном самоуправлении № 131 -ФЗ и внесение изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а также принятие многих других законов, вытекающих из требований новой редакции, необходимо рассматривать только как первый шаг по правовому обеспечению устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.