В. 7. 2. Основы государственной гражданской, военной и правоохранительной службы
Отличие государственной должности госслужбы от государственной должностив том, что лица, занимающие государственные должности госслужбы сами не исполняют полномочий РФ или субъектов РФ, а обеспечивают их исполнение.
Например, депутат Госдумы непосредственно исполняет полномочия РФ, а начальник аппарата Госдумы - обеспечивает осуществление полномочий РФ.
В РФустановлены следующие должности госслужбы:
• федеральной государственной гражданской службы;
• государственной гражданской службы субъекта РФ,
• воинские;
• правоохранительной службы.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ определяется федеральным законом или указом Президента РФ.
Государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий:
• федеральных государственных органов;
• государственных органов субъектов РФ;
• лиц, замещающих государственные должности РФ;
• лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба РФ подразделяется:
• на федеральную государственную гражданскую службу;
• государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Выделение государственной гражданской службы (наряду с военной и правоохранительной) как самостоятельного вида государственной службы - новшество российского законодательства. Основным нормативным актом, регулирующим прохождение государственной гражданской службы, является ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который действует с 31.01.2005.Данный Закон:
• существенно меняет порядок прохождения государственной службы (так как большая часть государственных служащих находится именно на государственной гражданской службе);
• отменяет (с 31 января 2005 г.) Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.95 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) - ранее базовый закон о государственной службе в России, который действовал почти 10 лет (1995-2005 гг.).
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях: • в Вооруженных Силах РФ; • других войска; • воинских (специальных) формированиях; • органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Такие граждане несут службу на воинских должностях, им присваиваются воинские звания.
Основной нормативный акт, регулирующий основы военной службы, особенности, порядок ее прохождения, — ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 23.03.98 № 53-ФЗ (ред. от 22.08.2004, вступающая в силу с 1 января 2005 г.).
В связи с выделением правоохранительной службы в отдельный вид государственной службы после принятия соответствующих законов о правоохранительной службе возможно внесение изменений в законодательство о военной службе.
Правоохранительная служба — особый вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции: 1) по обеспечению: • безопасности;• законности; • правопорядка; 2) борьбе с преступностью; 3) защите прав и свобод человека и гражданина.
Такие граждане несут свою службу на правоохранительных должностях, им присваиваются специальные звания и классные чины.
В настоящее время законодательство, регулирующее правоохранительную службу как отдельный вид государственной службы, разрабатывается.
Основная масса государственных служащих работает в системе государственной гражданской службы (федеральной и субъектов РФ). Поэтому главное внимание в нашем предмете уделяется именно государственной гражданской службе.
Взаимосвязь гражданской службы игосударственной службы РФ иных видов
- обеспечивается на основе: единства системы государственной службы РФ; общих принципов ее построения и функционирования;
- посредством:
• соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
• установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов;
• учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
• соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ любого вида.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальная служба не относится к государственной службе (ни к гражданской, ни к военной, ни к правоохранительной). Это - отдельный вид профессиональной деятельности, но она имеет некоторые общие черты с государственной службой.
Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
• единства основных квалификационных требований к должностям и гражданской и муниципальной службы;
• единства ограничений и обязательств при прохождении и гражданской и муниципальной службы;
• единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации и гражданских и муниципальных служащих;
• учета стажа:
-муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
-гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
• соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий игражданских и муниципальных служащих;
• соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца
В. 7.3. Принципы государственной гражданской службы.
Должности и классные чины гражданской службы
Принципы государственной гражданской службы — базовые начала, на которых основывается государственная гражданская служба (далее - гражданская служба). Принципами гражданской службы являются:
-приоритет прав и свобод человека и гражданина;
-единство правовых и организационных основфедеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от:
• пола;
• расы;
• национальности;
• происхождения;
• имущественного и должностного положения;
• места жительства;
• отношения к религии;
• убеждений;
• принадлежности к общественным объединениям;
• других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями, гражданами;
защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Должность гражданской службы — предусмотренная штатным расписанием, реестром служебная единица (место работы) в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ с установленными:
• статусом (местом в системе иных должностей);
• кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана;
• набором прав;
• денежным содержанием;
• ответственностью за исполнение обязанностей.
Должности гражданской службы подразделяютсяна категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители— должности (замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий) руководителей и заместителей руководителей:
- государственных органов и их структурных подразделений;
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений; представительств государственных органов и их структурных подразделений;
2) помощники (советники) – должности,утверждаемые для содействия (в реализации их полномочий)лицам, замещающим государственные должности, руководителям:
- государственных органов;
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- представительств государственных органов;
3) специалисты- должности:
- учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций;
- замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты— должности, учреждаемые:
- для организационного; информационного; документационного; финансово-экономического;
хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов изамещаемые без ограничения срока полномочий.
Должности гражданской службы подразделяютсянагруппы:
• высшие должности гражданской службы;
• главные должности гражданской службы;
• ведущие должности гражданской службы;
• старшие должности гражданской службы;
• младшие должности гражданской службы.
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники) " подразделяются на:
• высшую; • главную; • ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "специалисты " подразделяются на: • высшую; • главную; • ведущую; • старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "обеспечивающие специалисты " подразделяются на:• главную; • ведущую; • старшую; • младшую группы должностей гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в котором они классифицируются по: государственным органам; категориям; группам; иным признакам. Реестр утверждается указом Президента РФ.
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФутверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ.
Классные чины гражданской службыприсваиваются гражданским служащим:
• в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы,
• в пределах группы должностей гражданской службы.
Классные чины присваиваются гражданским служащим, замещающим следующие должности гражданской службы:
• высшей группы - действительный государственный советник РФ1, 2 или 3-го класса;
• главной группы - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;
• ведущей группы - советникгосударственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.
• старшей группы - референтгосударственной гражданской службы РФ1, 2 или 3-го класса.
• младшей группы - секретарьгосударственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса.
Классные чины присваиваются следующими должностными лицами:
• действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса - Президентом РФ;
• государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
• иные классные чины— руководителемгосударственного органа или лицом, имеющим право осуществлять наемработника.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.