В. 6.2. Система и принципы организации власти в субъектах РФ
В.6.1. Субъект Федерации: правовой статус и полномочия
В 6.5. Основы статуса высшего должностного лица субъекта РФ
В. 6.4. Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ
В. 6.3. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ
Анализ места и роли субъекта федерации, являющегося составляющим федерацию образованием - базовая проблема для понимания сути и перспектив федерации и от того, как она решится, какими будут взаимоотношения составляющих федерацию частей (субъектов) зависит характер федеративного государства и его жизнеспособность. Особую значимость обретают роль и место субъекта Федерации в РФ, где вновь наступил тяжелый переходный период от формальной федерации (а фактически жестко унитарного государства) к государству федеративному. Над российской государственностью, культурой управления в современных условиях довлеет огромный груз стереотипов унитаризма, который выдается за главную державную идею, и страха развала Российской империи и Советского Союза, которые в большей степени, кстати, связаны с жестким унитаризмом и централизацией.
Правовое положение субъекта Российской Федерации.В соответствии с Конституцией Российской Федерации у нас закреплен принцип конституционной федерации. Основы конституционного строя характеризуют российскую государственность в современных условиях как демократическое, федеративное, правовое государство. Эта характеристика в полной мере определяет и природу субъектов Российской Федерации. Исходя из положения Конституции страны о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, в субъектах Федерации источником власти также является их население, или, как отмечают, «многонациональный народ» субъекта Федерации. В то же время, отражая интересы всей составляющей населения, Конституция, в частности, подтверждает положение о том, что многонациональный народ РФ, принимая Конституцию, исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. В главе «Основы конституционного строя» (в ст. 4 Конституции РФ) подчеркивается, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и, следовательно, верховенство Конституции страны и федеральных законов, исходя из волеизъявления и суверенности единого народа, обеспечивает тем самым целостность и неприкосновенность своей территории. В этом плане федеративное государство мало чем отличается от унитарного. И независимо от того, как называется субъект Федерации, он находится в едином правовом поле правового государства, защищает права и свободы граждан и местных сообществ. Граждане страны и всех субъектов Федерации, а не просто субъекты Федерации, формируют органы государственной власти РФ и ее субъектов. Все сказанное вовсе не означает, что федеральные органы власти обладают неограниченными полномочиями. В федеративном государстве действует принцип разделения властей, в том числе и по вертикали. Механизм разделения властей в различных странах может быть различным.
Статья 5 Конституции Российской Федерации непосредственно определяет статус субъектов Федерации.К конституционным основам отнесен также и принцип равноправия субъектов Федерации, не допускающий соподчинения одних субъектов Федерации другим. Различное название субъектов Федерации и даже их основных законов не должны вести к различиям в их статусе. Республики РФ («государства») и все остальные субъекты Федерации — края, области, автономии — являются такими же государственными образованиями. Единственное отличие — это то, что республики еще во времена Советского Союза обладали признаками государственных образований, хотя и формально. При этом важно обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Единство РФ обеспечивает также соблюдение принципов «равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации» и зиждется на единстве правового и экономического пространства. Исходя из вышесказанного, глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» не допускает установления на территории страны каких-либо преград, препятствующих свободному перемещению людей, товаров, услуг и т. д.
На принципе разделения властей строится и государственная власть в субъектах Федерации. Общие принципы формирования органов государственной власти в субъектах Федерации определены федеральными законами, их формируют сами субъекты Федерации с учетом перечисленных требований, главным из которых является принцип сохранения единства системы государственной власти, обеспечивающий единство экономического и правового пространства. В условиях Федерации этот принцип обеспечивает одновременно разделение властей по вертикали и не допускает сверхцентрализации государственной власти. Отсюда — необходимость и целесообразность самостоятельности субъектов Федерации. Федеральная исполнительная власть осуществляет функцию исполнения законов РФ в центре и на местах. Исполнительная власть субъектов Федерации исполняет законы и нормативные акты субъектов Федерации. Местное самоуправление выступает частью единой системы территориального управления государством.
Судебную власть образуют: Конституционный Суд и другие конституционные, уставные суды, Высший Арбитражный Суд и др.арбитражные суды, Верховный Суд и др. суды общей юрисдикции.
Важнейший институт федерализма — двухпалатный парламент, а также законодательные, исполнительные и представительные органы субъектов федерации, наличие которых создает проблему сочетаемости федеральных и региональных правовых систем. В целом понятие «системы государственной власти», заложенное в основах конституционного строя, определяет структурно-функциональное многообразие и единство государственной власти в РФ и одновременно служит для обозначения совокупности всех органов государственной власти, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти. Собственную компетенцию субъект Федерации реализует самостоятельно через свою систему органов государственной власти.
Полномочия и равноправие субъектов Федерации.Полномочия субъектов Федерации определяются на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. При этом учитываются особенности и потребности субъекта Федерации, возможность самостоятельного решения стоящих перед ним задач, хотя и приходится преодолевать извечные и ущербные тезисы о том, что одни субъекты являются зависимыми и входят в состав более крупных единиц, а другие — большинство национальных (преимущественно нерусских) государственных образований — в течение ряда десятилетий пользовалось более широким самоуправлением, чем края и области с русским населением. Это изначально провокационные тезисы, которые будоражат сознание граждан и навязывают им чувство ущербности. На деле же никто не докажет, что, с одной стороны, Чувашия, Татарстан, Саха (Якутия), Дагестан или Кабардино-Балкария находятся в колониальной зависимости от кого-то, или что, с другой стороны, Свердловская, Саратовская и иные области, Ставропольский или Красноярский края обладали когда-либо меньшими полномочиями, чем республики. По многим нормам представительства, в том числе и в высших партийных советских органах, эти крупные российские области и края были в свое время приравнены фактически к союзным республикам.
Статус субъектов Федерации, прежде всего, определяется объемом их полномочий. Предметы ведения и полномочий в Конституции разграничены:
ст. 71 — исключительные полномочия Российской Федерации;
ст. 72 — предметы, относящиеся к совместному ведению;
ст. 73 указывает, что «субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации».
По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними правовые акты субъектов Федерации. Целые отрасли законодательства Федеральное Собрание создает совместно с субъектами Федерации. Однако положение о том, что субъекты Федерации вправе издавать свои законы по предметам совместного ведения до издания соответствующего федерального закона, привело к массе недопустимых противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Именно такие полномочия были отмечены в конституциях и уставах ряда субъектов Федерации. К сожалению, ушло в прошлое время, когда по предметам совместного ведения законодательным органом РФ издавались Основы законодательства, где были и статьи прямого действия, и в то же время оставлялось поле для законотворчества региональным законодателям.
Подобным образом был создан Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах». Позже ввели лишь процедуры достаточно формального согласования законопроектов с субъектами Федерации, фактически сведя к минимуму сотрудничество в сфере законотворчества.
Система органов власти субъектов Федерации.Многообразие и специфика субъектов Федерации отражены в их конституциях и уставах. Они различны по названиям, но имеют одинаковую правовую силу в регулировании полномочий субъектов Федерации. Общие требования к конституциям и уставам субъектов Федерации закреплены в основах Конституционного строя РФ. В ст. 77 Конституции РФ говорится, что система органов власти субъектов Федерации устанавливается самим субъектом Федерации в своих конституциях и уставах, но с учетом основ конституционного строя РФ и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральными законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» принят в 1999 г.
В систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации входят: законодательные (представительные) органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, возглавляемые председателем правительства, председателем госсовета в республиках, главами администраций и губернаторами в других субъектах Федерации, мировые, конституционные и уставные суды. Конституция РФ не регламентирует перечень и содержание деятельности этих органов власти. В настоящее время идет процесс конкретизации полномочий и возможностей субъектов Федерации.
Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Федерации:
· государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
· распространение суверенитета Российской Федерации на всей территории страны;
· разделение власти по горизонтали и единство системы государственной власти;
· разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;
· самостоятельная деятельность органов государственной власти субъектов РФ в рамках своих полномочий.
Системы органов государственной власти субъектов Федерации во многом скопированы с системы органов государственной власти РФ. Единство системы государственной власти в РФ обеспечивается федеральной Конституцией и законами, а также механизмами координации деятельности и институтами представительства.
Недостаточно внимания уделяет Федеральное Собрание законодательным инициативам субъектов Федерации. В течение четырех лет работы Государственной Думы 2001-2004 гг. субъекты Федерации внесли более 500 законопроектов, однако принято из них только около 15.
Подробным же образом членами Совета Федерации было представлено 300 законопроектов, из которых Государственной Думой было принято только 7. Такова же и степень участия субъектов Федерации в сфере управления. Отсутствует четкая координационная деятельность Правительства РФ по предметам совместного ведения, что, в свою очередь, делает невозможным проведение единой государственной политики в целом ряде отраслей и сфер. Провозглашенный принцип единства экономического пространства страны нарушается, прежде всего, из-за характера экономической политики федерального правительства.
Важную роль в функционировании единой системы органов государственной власти играют территориальные органы федеральной исполнительной властив субъектах Российской Федерации. Они образуются федеральными органами исполнительной власти для реализации законов Федерации на всей территории страны. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 78) «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Правовой статус этих органов вплоть до федеральных округов и полномочных представителей Президента в них, равно как условия образования и характер взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации, до конца не определены. В ряде субъектов Федерации в конституциях и уставах есть положение об обязательности согласования кадровых вопросов с главами исполнительных органов субъектов РФ. В полной мере всеми необходимыми признаками суверенного государства обладает только РФ в целом, а субъекты Федерации участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и сферах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, например: Законодательное Собрание; Областная Дума и др.;
2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, например: Правительство субъекта РФ; Администрация субъекта РФ и др.;
3.Высшее должностное лицо субъекта РФ (в большинстве субъектов РФ) или глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, например:
• Президент республики в составе РФ;
• Глава администрации (губернатор) субъекта РФ;
• реже - Глава правительства субъекта РФ и др.;
4. Иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии: с основами конституционного строя РФ и федеральными законами.
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы организации власти в субъектах РФ являются:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004);
3.Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004);
4. Конституции (Основные законы, Уставы) субъектов РФ.
Базовый документ для отдельно взятого субъекта РФ, регулирующий в соответствии с Конституцией РФ и указанными федеральными законами основы организации власти в субъектах РФ, — основной закон субъекта РФ.
Наиболее распространенные названия основного закона субъекта РФ: • конституция (обычно, так называется основной закон республик в составе РФ);• устав или основной закон в большинстве остальных субъектов федерации.
Встречаются также уникальные названия основного закона, например Степное Уложение (Калмыкия).
Обычно конституции, уставы, основные законы субъектов РФ принимаются их законодательными (представительными) органами. В некоторых республиках основной закон был принят Конституционным Собранием (в Калмыкии, Дагестане) или референдумом (в Тыве, Ингушетии). Пик принятия основных законов субъектов пришелся на 1994—1997 гг., в ряде субъектов основные законы приняты после 2000 г. Республика Карелия — единственный субъект РФ, где формально действует еще Конституция 1978 г. (в ред. от 30.05.2004). Обычно конституции и уставы субъектов РФ по форме и структуре похожи на Конституцию РФ (в части прав человека), однако закрепляют основы организации власти с учетом специфики субъекта РФ.
Несмотря на разнообразие субъектов РФ, и их основных законов, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закреплен ряд принципов, обязательных для всех субъектов РФ:
• регулярность выборов органов власти (что не позволяет продлевать сроки пребывания у власти без выборов, например для принятия решения о продлении полномочий и т. д.);
• запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ (любой гражданин РФ может выдвигаться на любые должности в любом субъекте РФ независимо от места проживания, например житель Москвы может стать губернатором Чукотки и т. д.);
• запрет устанавливать языковые цензы (субъект РФ не может устанавливать требование о знании языка (например, башкирского, чеченского, бурятского и др.) в качестве условия для выдвижения на выборные должности в соответствующих субъектах РФ);
• установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права:
- 18 лет — для права избирать;
- 21 год — для права быть избранным в законодательный (представительный) орган субъекта;
- 30 лет - для права быть избранным главой субъекта РФ (субъекты РФ не имеют права устанавливать иные возрастные требования);
• избрание высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта по предложению Президента РФ (т. е., начиная с 2005 г., ни один субъект РФ не сможет установить прямые выборы своего высшего должностного лица непосредственно населением - например, и мэр г. Москвы, и Президент Чечни теперь фактически назначаются Президентом РФ (если не будет спец. закона по этим и другим субъектам);
• установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ - 5 лет. Это значит, что:
- основным законом субъекта РФ не может быть установлен срок полномочий выборных органов (например, законодательного собрания) одного созыва более 5 лет (например, 6 лет);
- высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть наделено полномочиями на срок более 5 лет (например, назначено один раз сразу на 10 лет или 8, - максимум через 5 лет должно произойти переназначение);
- любой выборный орган должен переизбираться не реже одного раза в 5 лет.