В. 6.2. Система и принципы организации власти в субъектах РФ

В.6.1. Субъект Федерации: правовой статус и полномочия

В 6.5. Основы статуса высшего должностного лица субъекта РФ

В. 6.4. Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ

В. 6.3. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

 

Анализ места и роли субъекта федерации, являющегося составляющим федера­цию образованием - базовая проблема для понимания сути и перспек­тив федерации и от того, как она решится, какими будут взаимоотноше­ния составляющих федерацию частей (субъектов) зависит характер федеративного государства и его жизнеспособность. Особую значимость обретают роль и место субъекта Федерации в РФ, где вновь наступил тяжелый переходный период от формальной федера­ции (а фактически жестко унитарного государства) к государству феде­ративному. Над российской государственностью, культурой управления в современных условиях довлеет огромный груз стереотипов унитариз­ма, который выдается за главную державную идею, и страха развала Рос­сийской империи и Советского Союза, которые в большей степени, кста­ти, связаны с жестким унитаризмом и централизацией.

Правовое положение субъекта Российской Федерации.В соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации у нас закреплен принцип конституционной федерации. Основы конституционного строя характеризуют российскую государственность в современных условиях как демократическое, федеративное, правовое государство. Эта характеристика в полной мере определяет и природу субъектов Российской Федерации. Исходя из положения Конституции страны о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, в субъектах Федерации источ­ником власти также является их население, или, как отмечают, «мно­гонациональный народ» субъекта Федерации. В то же время, отражая интересы всей составляющей населения, Конституция, в частности, подтверждает положение о том, что многонациональный народ РФ, принимая Конституцию, исходит из общеприз­нанных принципов равноправия и самоопределения народов. В главе «Основы конституционного строя» (в ст. 4 Конституции РФ) подчеркивается, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и, следовательно, верховен­ство Конституции страны и федеральных законов, исходя из волеизъ­явления и суверенности единого народа, обеспечивает тем самым це­лостность и неприкосновенность своей территории. В этом плане федеративное государство мало чем отличается от унитарного. И не­зависимо от того, как называется субъект Федерации, он находится в едином правовом поле правового государства, защищает права и сво­боды граждан и местных сообществ. Граждане страны и всех субъектов Федерации, а не просто субъекты Федерации, формируют органы госу­дарственной власти РФ и ее субъектов. Все сказан­ное вовсе не означает, что федеральные органы власти обладают нео­граниченными полномочиями. В федеративном государстве действует принцип разделения властей, в том числе и по вертикали. Механизм разделения властей в различных странах может быть различным.

Статья 5 Конституции Российской Федерации непосредственно определяет статус субъектов Федерации.К конституционным осно­вам отнесен также и принцип равноправия субъектов Федерации, не допускающий соподчинения одних субъектов Федерации другим. Различное название субъектов Федерации и даже их основных зако­нов не должны вести к различиям в их статусе. Республики РФ («государства») и все остальные субъекты Федера­ции — края, области, автономии — являются такими же государствен­ными образованиями. Единственное отличие — это то, что республи­ки еще во времена Советского Союза обладали признаками государ­ственных образований, хотя и формально. При этом важно обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на государ­ственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и органами государ­ственной власти ее субъектов.

Единство РФ обеспечивает также соблюдение принципов «равноправия и самооп­ределения народов в Российской Федерации» и зиждется на единстве правового и экономического пространства. Исходя из вышесказанно­го, глава 3 Конституции РФ «Федеративное уст­ройство» не допускает установления на территории страны каких-либо преград, препятствующих свободному перемещению людей, товаров, услуг и т. д.

На принципе разделения властей строится и государственная власть в субъектах Федерации. Общие принципы формирования органов государственной власти в субъектах Федера­ции определены федеральными законами, их формируют сами субъек­ты Федерации с учетом перечисленных требований, главным из кото­рых является принцип сохранения единства системы государственной власти, обеспечивающий единство экономического и правового про­странства. В условиях Федерации этот принцип обеспечивает одно­временно разделение властей по вертикали и не допускает сверх­централизации государственной власти. Отсюда — необходимость и целесообразность самостоятельности субъектов Федерации. Федераль­ная исполнительная власть осуществляет функцию исполнения зако­нов РФ в центре и на местах. Исполнительная власть субъектов Федерации исполняет законы и нормативные акты субъектов Федерации. Местное самоуправление выступает частью единой системы территориального управления государством.

Судебную власть образуют: Конституционный Суд и другие кон­ституционные, уставные суды, Высший Арбитражный Суд и др.арбитражные суды, Верховный Суд и др. суды общей юрисдикции.

Важнейший институт федерализмадвухпалатный парламент, а также законодательные, исполнительные и представительные органы субъектов федерации, наличие которых создает проблему сочетаемос­ти федеральных и региональных правовых систем. В целом понятие «системы государственной власти», заложенное в основах конституци­онного строя, определяет структурно-функциональное многообразие и единство государственной власти в РФ и одновре­менно служит для обозначения совокупности всех органов государ­ственной власти, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти. Собственную компе­тенцию субъект Федерации реализует самостоятельно через свою си­стему органов государственной власти.

Полномочия и равноправие субъектов Федерации.Полномочия субъектов Федерации определяются на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами влас­ти и органами власти субъектов Федерации. При этом учитываются осо­бенности и потребности субъекта Федерации, возможность самостоя­тельного решения стоящих перед ним задач, хотя и приходится преодолевать извечные и ущербные тезисы о том, что одни субъекты являются зависимыми и входят в состав более крупных единиц, а другие — большинство национальных (преимущественно нерусских) государ­ственных образований — в течение ряда десятилетий пользовалось более широким самоуправлением, чем края и области с русским населе­нием. Это изначально провокационные тезисы, которые будоражат сознание граждан и навязывают им чувство ущербности. На деле же никто не докажет, что, с одной стороны, Чувашия, Татарстан, Саха (Яку­тия), Дагестан или Кабардино-Балкария находятся в колониальной за­висимости от кого-то, или что, с другой стороны, Свердловская, Сара­товская и иные области, Ставропольский или Красноярский края обладали когда-либо меньшими полномочиями, чем республики. По многим нормам представительства, в том числе и в высших партийных советских органах, эти крупные российские области и края были в свое время приравнены фактически к союзным республикам.

Статус субъектов Федерации, прежде всего, определяется объемом их полномочий. Предметы ведения и полномо­чий в Конституции разграничены:

ст. 71 — исключительные полномочия Российской Федерации;

ст. 72 — предметы, относящиеся к со­вместному ведению;

ст. 73 указывает, что «субъекты Федерации об­ладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Федерации».

По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними правовые акты субъектов Федерации. Целые отрасли законодательства Феде­ральное Собрание создает совместно с субъектами Федерации. Одна­ко положение о том, что субъекты Федерации вправе издавать свои законы по предметам совместного ведения до издания соответствую­щего федерального закона, привело к массе недопустимых противоре­чий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Именно такие полномочия были отмечены в конституциях и уставах ряда субъектов Федерации. К сожалению, ушло в прошлое время, когда по предметам совместного ведения зако­нодательным органом РФ издавались Основы за­конодательства, где были и статьи прямого действия, и в то же время оставлялось поле для законотворчества региональным законодателям.

Подобным образом был создан Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах». Позже ввели лишь процедуры до­статочно формального согласования законопроектов с субъектами Федерации, фактически сведя к минимуму сотрудничество в сфере законотворчества.

Система органов власти субъектов Федерации.Многообразие и специфика субъектов Федерации отражены в их конституциях и уста­вах. Они различны по названиям, но имеют одинаковую правовую силу в регулировании полномочий субъектов Федерации. Общие тре­бования к конституциям и уставам субъектов Федерации закреплены в основах Конституционного строя РФ. В ст. 77 Конституции РФ говорится, что система органов власти субъектов Федерации устанавливается самим субъектом Фе­дерации в своих конституциях и уставах, но с учетом основ конститу­ционного строя РФ и общих принципов органи­зации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральными законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» принят в 1999 г.

В систему органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации входят: законода­тельные (представительные) органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, возглавляемые предсе­дателем правительства, председателем госсовета в республиках, гла­вами администраций и губернаторами в других субъектах Федерации, мировые, конституционные и уставные суды. Конституция РФ не регламентирует перечень и содержание деятель­ности этих органов власти. В настоящее время идет процесс конкрети­зации полномочий и возможностей субъектов Федерации.

Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Федерации:

· государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

· распространение суверенитета Российской Федерации на всей территории страны;

· разделение власти по горизонтали и единство системы государственной власти;

· разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;

· самостоятельная де­ятельность органов государственной власти субъектов РФ в рамках своих полномочий.

Си­стемы органов государственной власти субъектов Федерации во мно­гом скопированы с системы органов государственной власти РФ. Единство системы государственной власти в РФ обеспечивается федеральной Конституцией и законами, а также механизмами координации деятельности и инсти­тутами представительства.

Недостаточно внимания уделяет Федеральное Собрание законода­тельным инициативам субъектов Федерации. В течение четырех лет ра­боты Государственной Думы 2001-2004 гг. субъекты Федерации внесли более 500 законопроектов, однако принято из них только около 15.

Подробным же образом членами Совета Федерации было представлено 300 законопроектов, из которых Государственной Думой было принято только 7. Такова же и степень участия субъектов Федерации в сфере управления. Отсутствует четкая координационная деятельность Прави­тельства РФ по предметам совместного ведения, что, в свою очередь, делает невозможным проведение единой государ­ственной политики в целом ряде отраслей и сфер. Провозглашенный принцип единства экономического пространства страны нарушается, прежде всего, из-за характера экономической политики федерального правительства.

Важную роль в функционировании единой системы органов государ­ственной власти играют территориальные органы федеральной испол­нительной властив субъектах Российской Федерации. Они образуют­ся федеральными органами исполнительной власти для реализации законов Федерации на всей территории страны. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 78) «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориаль­ные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Право­вой статус этих органов вплоть до федеральных округов и полномоч­ных представителей Президента в них, равно как условия образования и характер взаимодействия с органами государственной власти субъек­тов Федерации, до конца не определены. В ряде субъектов Федерации в конституциях и уставах есть положение об обязательности согласова­ния кадровых вопросов с главами исполнительных органов субъектов РФ. В полной мере всеми необходимыми призна­ками суверенного государства обладает только РФ в целом, а субъекты Федерации участвуют в осуществлении федераль­ных полномочий в пределах и сферах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Систему органов государственной власти субъекта РФ состав­ляют:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, например: Законодательное Собрание; Областная Дума и др.;

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъек­та РФ, например: Правительство субъекта РФ; Администрация субъекта РФ и др.;

3.Высшее должностное лицо субъекта РФ (в большинстве субъек­тов РФ) или глава высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ, например:

Президент республики в составе РФ;

• Глава администрации (губернатор) субъекта РФ;

• реже - Глава правительства субъекта РФ и др.;

4. Иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов федерации ус­танавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии: с основами конституционного строя РФ и федеральными законами.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы организации власти в субъектах РФ являются:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004);

3.Федеральный закон "Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004);

4. Конституции (Основные законы, Уставы) субъектов РФ.

Базовый документ для отдельно взятого субъекта РФ, регули­рующий в соответствии с Конституцией РФ и указанными фе­деральными законами основы организации власти в субъек­тах РФ, — основной закон субъекта РФ.

Наиболее распростра­ненные названия основного закона субъекта РФ: конституция (обычно, так называется основной закон республик в составе РФ);устав или основной закон в большинстве остальных субъектов федерации.

Встречаются также уникальные названия основного закона, например Степное Уложение (Калмыкия).

Обычно конституции, уставы, основные законы субъектов РФ принимаются их законодательными (представительными) орга­нами. В некоторых республиках основной закон был принят Конституционным Собранием (в Калмыкии, Дагестане) или референдумом (в Тыве, Ингушетии). Пик принятия основных законов субъектов пришелся на 1994—1997 гг., в ряде субъектов основные законы приняты после 2000 г. Республика Карелия — единственный субъект РФ, где формально действует еще Кон­ституция 1978 г. (в ред. от 30.05.2004). Обычно конституции и уставы субъектов РФ по форме и структуре похожи на Консти­туцию РФ (в части прав человека), однако закрепляют основы организации власти с учетом специфики субъекта РФ.

Несмотря на разнообразие субъектов РФ, и их основных зако­нов, Федеральными законами "Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закреплен ряд принципов, обязательных для всех субъектов РФ:

регулярность выборов органов власти (что не позволяет продле­вать сроки пребывания у власти без выборов, например для принятия решения о продлении полномочий и т. д.);

запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ (любой гражданин РФ может выдви­гаться на любые должности в любом субъекте РФ независимо от места проживания, например житель Москвы может стать губернатором Чукотки и т. д.);

запрет устанавливать языковые цензы (субъект РФ не может устанавливать требование о знании языка (например, башкир­ского, чеченского, бурятского и др.) в качестве условия для выдвижения на выборные должности в соответствующих субъ­ектах РФ);

• установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права:

- 18 лет — для права избирать;

- 21 год — для права быть избранным в законодательный (представительный) орган субъекта;

- 30 лет - для права быть избранным главой субъекта РФ (су­бъекты РФ не имеют права устанавливать иные возрастные требования);

избрание высшего должностного лица субъекта РФ законода­тельным (представительным) органом субъекта по предложе­нию Президента РФ (т. е., начиная с 2005 г., ни один субъ­ект РФ не сможет установить прямые выборы своего высшего должностного лица непосредственно населением - например, и мэр г. Москвы, и Президент Чечни теперь фактически назначаются Президентом РФ (если не будет спец. за­кона по этим и другим субъектам);

установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ - 5 лет. Это значит, что:

- основным законом субъекта РФ не может быть установлен срок полномочий выборных органов (например, законодатель­ного собрания) одного созыва более 5 лет (например, 6 лет);

- высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть на­делено полномочиями на срок более 5 лет (например, на­значено один раз сразу на 10 лет или 8, - максимум через 5 лет должно произойти переназначение);

- любой выборный орган должен переизбираться не реже одного раза в 5 лет.