Основные понятия и категории, которые применяются в федералогии
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.
Сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ.
Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона (Конституции).
В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:
• Конституции РФ;
• Федеративного договора;
• договоров между РФ и отдельными субъектами.
Основной принцип разграничения - выделение 3 сфер ведения:
• исключительного ведения РФ;
• совместного ведения РФ и субъектов РФ;
• ведения субъектов РФ.
1. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:
• государственного строительства;
• регулирования экономики и социального развития;
• внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
• обороны и охраны границы;
• создания правоохранительных органов и правовой системы;
• метеорологии и статистики;
• государственных наград и почетных званий.
• обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;
• обеспечение законности и правопорядка;
• установление общих принципов организации местного самоуправления;
• природопользование;
• здравоохранение;
• местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;
• подбор кадров судебных и правоохранительных органов;
• адвокатура;
• нотариат;
• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о цедрах и об охране окружающей среды.
Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.
«Федерация» — союз, объединение; «субъект федерации» — члены государственного сообщества; «федеративные отношения» — реальная практика федерализма в системе общественных взаимоотношений разных уровней власти и управления; «автономия» — часть государства, управляемая самостоятельно в соответствии с общей Конституцией; «бюджетный федерализм» — многоуровневая система бюджетов составных частей и всей федерации; «федералисты» — основоположники федерализма в США, основатели американской федерации (А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей при поддержке Т. Джеферсона); «унитаризм» — жестко централизованное, единое государство, состоящее только из административных образований; «конфедералпзм» — союз государств, который не образует единого государства, а создается для совместной реализации ряда полномочий; «компетенции» — права федерации и субъектов федерации; «полномочия» — поава органов власти федерации и субъектов федерации; «региональная политика» — реализация интересов государства и народа на части территории страны; «суверенитет» — верховенство и независимость государственной власти во внутренней и внешней политике; «субсидиарность» — паритет прав федерации, местных сообществ, субъектов федерации, сотрудничество всех уровней власти в пределах своих полномочий.