В. 5.4. Проблемы и тенденции развития российского федерализма, его реформирование
Важнейшими проблемами развития российского федерализма является то, что:
• федерализация проходит сверху, директивно, при различных базовых показателях. Отсюда ее асимметричность, которую следует воспринимать как это объективную реальность;
• само существование федерации — показатель существования в стране различных интересов, координирующихся и согласующихся благодаря федеративному устройству;
• федерация — это своеобразный общественный договор на основе правового равенства граждан, образующих федерацию разных субъектов, исходя из геополитических, экономических, демографических и этнонациональных особенностей;
• современные политико-правовые коллизии между федеральным центром и органами государственной власти субъектов РФ порождены не федерализмом как формой государственного устройства, а несовершенством механизмов федеративных отношений в сфере разграничения полномочий;
• невозможно разрешить противоречия федеративного процесса, не вникая в суть этнонациональных проблем федерального, регионального и местного уровней.
Сегодня российская демократия невозможна без федерализма, как и федерализм невозможен без демократии. Только в условиях этого единства и можно осуществлять эффективный контроль над деятельностью всех органов государственной власти.
И даже сегодня, несмотря на то, что новая Конституция России, провозгласившая демократию, действует уже более 10 лет, реализация на практике принципов федерализма тормозится пережитками тоталитарного мышления официальных лиц и старыми привычками населения страны, культурой управления, порой неадекватностью понимания федеративных отношений федеральным центром и субъектами федерации, их попытками дистанцироваться друг от друга вместо солидарного единства. Многолетний кризис экономики, социальной сферы, законодательства, слабость политической и экономической систем и институтов гражданского общества — все это и в ближайшем будущем не позволит в полной мере реализовать конституционные принципы российского федерализма. Снова все начнут искать спасения в жесткой централизации, что, по сути, является ошибочным. В. Путин выступает против подобных мер, признавая необходимость упорядочения дел в системе федеративных отношений. Это грань, на которой, возможно, придется балансировать в ближайшее десятилетие.
Маргарет Тэтчер, в первые годы перестройки наблюдая за нашими попытками приблизиться к западным образцам демократии, говорила: «Вы хотите сделать за несколько лет то, на что нам понадобились столетия».
Федеративная реформа.В мае 2000 г. Президент В. В. Путин принял важное решение, предложив реформировать федеративное устройство страны, видоизменить принципы и характер отношений между Центром и регионами (субъектами Федерации).
Тем самым он предложил свое решение проблем, возникающих в одной из наиболее сложных сфер российской политической и экономической жизни. В числе основных трудностей, с которыми столкнулась Россия в этой области в 90-е гг., наряду с подписанием Федеративного договора и принятием Конституции можно назвать следующие:
• ставшее чрезвычайно распространенным в субъектах РФ явление, когда конституции (уставы) и законы регионов противоречат федеральной Конституции и федеральному законодательству. Это касается, в том числе основополагающих прав и свобод граждан, как, например, те или иные ограничения избирательных прав, свободы слова средств массовой информации, преследование оппозиции региональными властями и т. д.;
• разрыв единого правового и экономического пространства страны, превративший Россию в причудливый образчик раннесредневекового государства, в котором может взиматься плата за въезд в какой-нибудь город или регион или же может быть запрещен вывоз за пределы региона зерна или масла и т. п.;
• фактическое «подминание» формально подведомственных центральному правительству региональных структур руководителями субъектов РФ, приводящее к тому, что центральные структуры, призванные стоять на страже федеральной Конституции и федерального законодательства, на самом деле часто служат проводниками неправомерных действий и решений региональных властей, от которых они получают материальную помощь и иные услуги.
Эти процессы по мере своего развития стали оказывать угнетающее воздействие на общество и экономику, поскольку в таких условиях становятся принципиально невозможными честная конкуренция на рынке товаров, услуг и капитала, нормальное функционирование политических институтов и институтов гражданского общества. Кроме того, подобная практика, взятая в своих крайних проявлениях, приводит к самым серьезным нарушениям прав и свобод граждан и даже может угрожать национальной безопасности страны.
13 мая 2000 г. вышел Указ Президента о создании семи федеральных округов, призванный вывести федеральные структуры в регионах из-под опеки региональных лидеров.
Чуть позже В. В. Путин предложил на рассмотрение Государственной Думы пакет законов, содержащий три принципиальные идеи:
• установление нового порядка формирования Совета Федерации (ликвидации «клуба губернаторов»);
• введение в законодательство России института «федерального вмешательства» (или, иными словами, права Центра распускать региональные парламенты и снимать с должности президентов республик и губернаторов за нарушение ими федеральной Конституции и федерального законодательства);
• усиление роли органов местного самоуправления и их взаимоотношения с федеральными и региональными властями.
Пресса и аналитики немедленно назвали эти инициативы «выстраиванием вертикали власти». Повсюду зазвучал гул одобрения в духе «давно пора». К сожалению, проснулась не ответственность, а жажда централизма, унитаризма, «сильной руки».
Хотя было совершенно очевидно, что Президент отвечает на вызовы, на которые нельзя не ответить. Очевидно также, что он стремится решить нелегкие проблемы, которые каждым по вертикали будут восприниматься по-своему, а не в соответствии с законом.
Самое главное — понять, является ли предлагаемая федеративная реформа адекватной с точки зрения стратегического движения России к подлинной демократии и эффективному государству (в том числе к современному федерализму), соответствующей духу и букве действующей российской Конституции, или это отказ от федерализма. Но Президенту удается сохранять федерализм и укреплять власть в стране.
Идея Монтескье о том, что нужны государства, совмещающие в себе локальные демократические образования и сохраняющие большие размеры, стала азбукой государственного строительства. Смысл его в том, что каждый регион представляет собой достаточно автономное образование, где люди сами решают свои собственные проблемы.1[7]
Россия более 15 лет переживает сложный этап радикального политического переустройства общества, реформирования национально-государственного устройства, требующего новой концепции политической и правовой модели федеративного многонационального государства с учетом ее нового геополитического положения.
Первые шаги становления подлинного российского федерализма, в частности, перераспределение властных функций из центра в регионы, воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания. Но проблема заключается в федерализме. После перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистских лозунгах, путая демократию со вседозволенностью. Федерализм на деле обеспечивает самостоятельность и свободное развитие регионов и при этом укрепляет единство и целостность государства.
Важнейшим условием политической стабильности является реализация конституционных принципов федерализма, основным из которых является принцип сохранения единства и целостности России и при этом расширение прав субъектов Федерации. С одной стороны, необходимо четкое разграничение полномочий федеральных органов власти и органов власти областей, краев и республик, с другой — реальные самостоятельность и равноправие всех субъектов Федерации. Ключевое положение здесь — обеспечение достойной жизни и безопасности гражданина на всей территории единой страны.
В. 5.5. Перспективы реструктуризации Федерации
Реформа Федерации занимает центральное место в становлении российской государственности на современном этапе. Федеративная модель нашего государства, утвержденная Конституцией, разработана с учетом международного опыта строительства территориально сложных и многонациональных государств. К сожалению, наши политики и ученые воспринимают современный российский федерализм лишь как формальную уступку регионам, прежде всего национальным республикам — как будто края и области не заинтересованы в демократизации государственного устройства и государственного управления. Как сказал на Заседании Совета Федерации Юрий Лужков: «Кому-то хочется нас держать постоянно у унитарного стойла». Когда Президент России начал укреплять вертикаль власти, хор унитаристов запел еще громче. Россия была поставлена вновь перед выбором между феодальной раздробленностью и феодально-имперским унитаризмом. И то и другое является отрицанием федерализма.
Ту жизненно необходимую работу по упорядочению разрыхленных федеративных отношений, которую сейчас проводят, многие восприняли как долгожданный возврат к временам имперского унитаризма. Между тем в современных условиях, если мы хотим быть цивилизованным государством и сохранить свое единство, у нас нет другого пути, кроме как быть полнокровной Федерацией. Соответственно задача состоит не в отказе от федеративной модели, а в совершенствовании, реструктуризации, если можно так сказать, федеративных отношений. Представляется, что в качестве основных направлений федеративной реформы должны быть выбраны следующие.
Первое.Ни в коем случае не пытаться переписывать раздел Конституции «О федеративном устройстве». Более того, дать время «успокоиться» модели федеративного устройства, которая нам досталась по наследству. В свое время разработчикам Федеративного договора и раздела Конституции о федеративном устройстве, пришлось соотносить свои идеи с реальным состоянием российской государственности. Чрезмерно радикальные, резкие движения были невозможны в условиях, когда развалился Советский Союз. Качественное состояние Федерации определяют не количество субъектов и их названия, а те реальные экономические и правовые отношения, в которые вступают субъекты Федерации и федеральные органы власти.
Второе.От Федерации политической, декларативной следует перейти к правовой, с четко отработанными «правилами игры». Нужны такие законы, которые обеспечивали бы на практике как целостность и жизнеспособность единого государства, так и самостоятельность субъектов Федерации. Надо учитывать, что чиновники в Центре и в федеральных округах могут довести меры федерального вмешательства до абсурда, перекладывая ответственность перед своим населением на президента и правительство страны.
Третье.Наша Конституция перегружена совместными полномочиями. И так получилось не от хорошей жизни. Важно было на фоне развала Советского Союза скорее собрать Федерацию. И все вопросы, которые не удавалось согласовывать, мы отправляли в корзину совместных полномочий, надеясь, что со временем законодатель распишет все как надо. В 1995 г. был внесен законопроект «О механизмах реализации ст. 72 Конституции Российской Федерации». Но, как ни странно, Совет Федерации не принял законопроект к рассмотрению, а в Государственной Думе он получил 14 голосов. Это еще раз продемонстрировало формальное отношение нашей политической элиты к федерализму.
Четвертое.Суть федерализма заключается в выводе системы управления на местные сообщества, в корректировке управленческой деятельности с учетом потребностей и особенностей местных сообществ. У нас же местное самоуправление не только оторвано от государственной власти, но и отделено от системы федеративных отношений. Разграничивая полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, мы не довели принцип федерализма до местных сообществ. Начавшаяся реформа местного самоуправления должна исправить эту ситуацию.
Пятое.Наша Федерация была и остается конституционной, а не договорно-конституционной или конституционно-договорной, как считают многие. Договоры и соглашения лишь определяют механизмы реализации положений действующей Конституции. Можно согласиться с теми, кто говорит, что нет необходимости сохранять практику договорного регулирования федеративных отношений — но это лишь если будут срочно приняты необходимые законы. А их только в связи со статьей 72 необходимо более тридцати.
Шестое.Некорректны и необоснованны рассуждения о том, что так называемый этнический принцип формирования Федерации является ее разрушителем, и что республики якобы обладают особыми правами, — начиная с формально-декларативного гражданства и кончая необходимым государственным статусом родных языков. Борьба с национальностями и республиками ничего созидательного для Федерации не несет. Мы очень много говорим о льготах для республик, а на деле из 21 республики 18 относятся к категории депрессивных. Кроме того, почему-то у нас господствует мнение, что, скажем, Рязанская область не имеет отношения к этническому принципу. Все это проявление старых и пагубных подходов, когда русская нация была искусственно исключена из отношений этничности. Тут фундаментальная проблема, решение которой отдано на откуп крайним силам. Вместо дальнейшей разработки и реализации программы этнокультурного развития русской нации, - чем мы начали заниматься в Миннаце, - началось навязывание безграмотного по своей сути закона о русском народе. Соответственно национальные вопросы русского и других народов обретают этнополитическую окраску. Это опасная ситуация и справиться с ней будет трудно. Этнические и конфессиональные проблемы развития нашего общества и государства пока не стали предметом единой стратегии, предметом повседневных управленческих усилий чиновников и гражданского общества.
Седьмое.В первую очередь необходимо реализовать федеративный потенциал, заложенный в Конституции, и создать правовые механизмы для регулирования всего комплекса федеративных отношений. Парламентская группа «Федерация» с самого начала предложила разработку пакетного федерального закона «О правовых основах развития федеративных отношений в Российской Федерации». Главное требование федерализма — создание единой системы гарантий прав и свобод человека независимо от его национальной принадлежности и места проживания. И здесь основополагающую роль играет экономический фактор. Сегодня бюджетная система устроена так, чтобы уничтожить всякие стимулы к эффективному хозяйствованию. Видимо, следует перейти на метод поощрения деятельности регионов-лидеров как локомотивов экономического развития, а для остальных продумать систему «выживаемости» при стандартной ситуации и «мощных рывков» при благоприятных условиях.
Федеративные отношения у нас сводятся почему-то к взаимодействию между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. На деле же все уровни федеративных отношений напрямую должны выходить на гражданина Российской Федерации, в том числе в плане ответственности органов власти, чиновников, законодателей перед гражданином.
От стратегически выверенного правового, а не субъективно-административного, конъюнктурно-политического решения задач федеративной реформы зависит перспектива целостности развития Российского государства, благополучие граждан и самочувствие народов. На смену импульсивным, до конца не продуманным временным мерам должна прийти серьезная работа по переходу от декларированной Федерации к Федерации прочной, реальной.