ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

"Техника -- это совокупность действий знающего человека, направленныхна господство над природой". К. ЯСПЕРС (1883--1969), немецкий философ. "Прогресс наук и машин -- это полезное средство, но единственной цельюцивилизации является развитие человека". Э. ФЛАЙАНО, современный итальянский историк. "Назначение человека -- в разумной деятельности". АРИСТОТЕЛЬ (384--322 гг. до н. э.), древнегреческий философ. ї0 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономическиеинтересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Является лиреволюция средством разрешения общественных противоречий? Как сложилисьсудьбы марксизма в XX в.? Кто такие технократы?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Основные идеологии XX в., марксистское учение об общественно-экономических формациях. Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменамиво взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи (отметим,что социология как область обществознания появилась в XIX в., само понятие"социология" ввел в употребление французский философ О. Конт) выдвинули рядтеорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни.Складывающаяся социальная картина мира существенно расходилась сосредневековыми представлениями об обществе и месте человека в нем. Мы остановимся на некоторых направлениях развития обществознания вНовое и Новейшее время. МЫСЛЯЩИЙ И ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК -- ОСНОВА ОБЩЕСТВА В XVII--XVIII вв. в работах выдающихся мыслителей того времени всеболее отчетливо проводится мысль о приоритете личностного начала в развитииобщества. В укреплении этой идеи важную роль сыграла теория общественногодоговора, в основе которой лежали представления о естественности (врожденномхарактере) основных прав человека на жизнь, собственность, свободноераспоряжение ею. А раз так, то человек может выступать своего рода партнеромгосударства (а не его подданным) и согласовывать с ним условия, при которыхон добровольно отдает часть своих прав, с тем чтобы государство обеспечилоему необходимую безопасность и защиту собственности. Так рождаетсяобщественный договор. Английский философ Т. Гоббс (1588--1679) считал, что объем отошедшихгосударству прав должен быть очень значительным. Только сильное государство,где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться дажежизнью отдельного человека, способно положить конец "войне всех противвсех", раздиравшей общество в догосударственный период. Другой английскийфилософ Дж. Локк (1632--1704), развивавший взгляды Т. Гоббса, пришел квыводу о нецелесообразности такой концентрации власти в одних руках либо водном органе. Дж. Локк выдвинул идею разделения законодательной иисполнительной власти. Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689--1755)сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти --судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознанииважнейшая политико-правовая мысль новой эпохи -- идея разделения властей. Вдальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих странЗапада и стала основой политического устройства современных государств. Личность человека возвышали и философы-просветители, исходя изпризнания неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на немобщественного прогресса. "Из всех живых существ человек наиболеесовершенен",-- утверждал французский философ Вольтер (1694--1778). Одним изведущих принципов справедливого общественного устройства просветителисчитали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое, т. е. равенство передзаконом и правом. Иным смыслом наполнил это понятие Ж.--Ж. Руссо(1712--1778), доказывая необходимость установления имущественного исоциального равенства. Разделяя в целом идею общественного договора, Руссоиначе, чем предшественники, объяснял причины его появления. Он утверждал,что человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ростнаселения и географические факторы (климат, почвы и т. д.) ведут квозникновению сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство всилах и дарованиях людей с появлением частной собственности ведет кнеравенству политическому. Чтобы предотвратить постоянные столкновениямогущественных и обездоленных, установить гражданский мир, люди приходят кнеобходимости заключить общественный договор. В соответствии с ним человектеряет естественную свободу, но приобретает свободу гражданскую и правособственности на все, чем обладает. Любые правители лишь представителинарода, который всегда может отказаться от ранее принятого закона и принятьновый. Возможности экономической деятельности человека в условиях защищеннойчастной собственности и конкуренции показал английский экономист и философА. Смит (1723--1790). По его мнению, общественные связи между людьмиустанавливаются на основе общественного разделения труда с последующимобменом плодами их труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужденработать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя. Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главнымиисточниками общественного богатства. Высоко оценивая с экономической точкизрения значение общественного разделения труда, Смит видел и его недостаток-- усиление односторонности развития людей. Однако эту односторонность,считал Смит, можно преодолеть путем введения всеобщего образования. Смит выделял три основных условия процветания государства: господствочастной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствиепрепятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре обществаСмит выделил основные классы -- наемных рабочих, капиталистов и крупныхземельных собственников, различая их главным образом по источникам дохода:заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанныйс предпринимательской деятельностью). Положение, при котором интересырабочих противоположны интересам имущих классов, Смит считал неизбежным. Значительная роль Смита в истории цивилизации определяется тем, что егоидеи оказали большое влияние на последующее развитие научной мысли, а такжена умонастроение многих передовых людей первой половины XIX в., в том числедекабристов в России. Во время следствия по их делу среди названных ими ванкетах авторов, произведения которых могли стать источником "вольнодумных илиберальных мыслей", фигурировало и имя А. Смита, упоминались его сочиненияпо политической экономии. У Смита их привлекала в первую очередь идеясвободы.

"МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ..."