В. 4.3. Реформа федеральных органов исполнительной власти 2004 г.

Управление государственным имуществом.

•осуществление полномочий собственника в отношении феде­рального имущества;

управление находящимися в федеральной собственности ак­циями открытых акционерных обществ;

функции по оказанию государственных услуг — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредст­венно или через подведомственные им федеральные государст­венные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области:

• образования; • здравоохранения;• социальной защиты населения;

• в других областях, установленных федеральными законами.

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти. Основные цели реформы системы федеральных органов государ­ственной власти 2004 г.:

построение новой структуры федеральных органов исполни­тельной власти;

перераспределение между ними функций и полномочий в целях:

• повышения эффективности работы системы государствен­ного управления;

• исключения дублирования функций и полномочий феде­ральных органов исполнительной власти;

• сокращение ряда полномочий и функций (особенно — разре­шительных и регистрационных в области экономики);

• централизация управления.

До реформы 2004 г. в России было 6 видов федеральных органов исполнительной власти:

• федеральные министерства;

• государственные комитеты;

• федеральные службы;

• федеральные агентства;

• федеральные комиссии;

• федеральные надзоры.

Особенностью прежней системы было то, что:

• она была не упорядочена и не соответствовала мировой практи­ке (слишком много органов с похожими функциями, отсутст­вие иерархии между ними, подчиненность слишком большого количества структур непосредственно Председателю Прави­тельства РФ);

полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались;

федеральных органов было более 60 и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа ор­ганов подчинялись Председателю Правительства РФ (некото­рые — Президенту РФ) - система была плохо управляема.

Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 01.12.2004) была установлена новая система федеральных органов исполнительной власти. Суть ее в том, что:

1) сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти их осталось 3:

• федеральные министерства;

• федеральные службы;

• федеральные агентства;

2) между органами разных видов установлена иерархия — большин­ство служб и агентств были переданы в ведение министерств (т. е. в настоящее время Председатель Правительства РФ непо­средственно руководит работой не всех (или большинства) глав федеральных органов, а только министров; министры, в свою очередь, руководят деятельностью подчиненных им мини­стерств и курируют деятельность нескольких подведомствен­ных служб и агентств - произошло делегирование управленче­ских полномочий);

3) укрупнены министерства (ряд из них — ликвидированы, другие, имеющие похожие функции, — объединены) — в результате общее количество министерств сокращено почти вдвое (с бо­лее чем 30 до 15-17 (число министерств периодически меня­ется), структура стала более управляемой;

4) дальнейшими нормативными актами, принятыми во исполне­ние Указа, между федеральными органами исполнительной вла­сти перераспределены функции и полномочия вцелях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органовисполнительной власти, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Прези­дент РФ, и их заместители назначаются на должность и осво­бождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью ко­торых осуществляет Президент РФ, назначаютсяна должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров,осуществляющих коорди­нацию и контроль деятельности федеральных служб, феде­ральных агентств.