В. 2.2. Соотносительность функций государственного управления с функциями государства
Государственное управление в буквальном смысле означает управление, осуществляемое государством. Поэтому важно выяснить степень влияния функций государства на функции государственного управления. Другими словами, выяснить связь функций государственного и муниципального управления с функциями государства.
Решение этой задачи затрудняет отсутствие единой, общепринятой точки зрения в определении понятия государства.
Одни авторы определяют государство как публичную организацию, представляющую общий интерес и осуществляющую управление делами общества от его имени и в его интересах, или основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом.
Другие авторы под термином «государство» понимают единственно возможную всеобъемлющую универсальную политическую форму организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающую как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Эти авторы считают, что термин «государство» употребляется то в узком смысле в смысле механизма («машины») общественной власти в классовом обществе, то в широком - в смысле формы организации самого классового общества. «Государство в узком смысле, пишут они, выступает в качестве управляющей подсистемы государственной формы организации общества. Соответственно этим двум смыслам термина «государство» следует рассматривать и понятие его функций».
При этом указанные авторы функции государства разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям они относят хозяйственно-организаторскую, регулирование меры труда и меры потребления, охраны правопорядка; к внешним — оборону от нападения извне, борьбу за мир и мирное существование, экономическое сотрудничество с другими странами.
Первые из этих функций (хозяйственно-организаторская и регулирование меры труда и меры потребления) соответствуют понятию государства в узком смысле — как подсистемы управления. Остальные функции — понятию государства в широком смысле.
При таком подходе к определению понятия государства получается, что государство, рассматриваемое в узком смысле, является подсистемой управления государства, рассматриваемого в широком смысле.
На первый взгляд такой подход представляется противоречивым. Но это только на первый взгляд. Далее авторы учебника анализируют назначение государства с социально-классовой позиции и назначение государства как механизма общественной власти в классовом обществе.
В первом случае назначение государства заключается в том, чтобы обеспечить «производство и воспроизводство непосредственной жизни», которое включают в себя производство средств существования и необходимые дляэтого орудия и воспроизводство самого общества. Во втором — в управлении процессом достижения государственной организацией общества стоящих перед ней задач».
Вопросы сущности государства, его функций требуют специальных научных исследований на основе системного подхода. Мы только коснемся этого вопроса.
Указанное противоречие при рассмотрении понятия государства в узком и широком смысле исчезают при условии рассмотрения государства не в качестве управляющей подсистемы, а в качестве сложной социально-экономической, политической, правовой и экологической системы, основными элементами которой являются население, территория, народное хозяйство, природная среда, публичная власть.
Содержание деятельности государства раскрывается в его функциях, которые обеспечивают достижение основной цели государства.
Под функциями государства в литературе по теории государства понимаются основные направления его деятельности.
Маркс указывал, что «цель... как закон определяет способ и характер» деятельности субъекта, подчиняет себе его волю.
В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия рассматривается как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По существу такое определение государства может рассматриваться как его цель. Однако понятие достойной жизни каждый человек определяет по-своему, т. е. оно носит субъективный характер. По нашему мнению одной из главнейшей и первейшей цели государства является не допускать вымирания его населения. По этому в качестве основной цели государства целесообразно рассматривать создание условий, обеспечивающих производство и воспроизводство непосредственной жизни, а также достойной жизни и свободное развитие человека.
Оптимальным путем, с нашей точки зрения, является определение функции государства как системы в виде суммы функции ее управляемой подсистемы (объекта управления) и функции подсистемы управления (субъекта управления).
В соответствии с принципом целеполагания системного подхода к управлению каждая подсистема должна, во-первых, обладать собственной целью; во-вторых, цель подсистемы должна носить подчиненный характер относительно цели системы.
Поскольку все необходимые для достижения цели государства материальные и духовные ценности создаются в управляемой подсистеме государства, в качестве основной ее цели можно рассматривать осуществление технологических и других процессов, направленных на достижение цели государства.
Для достижения этой цели необходима реализация следующих групп функций:
— хозяйственно-экономических;
— научно-культурных;
— природно-охранно-восстановительных;
— правоохранительных;
— внешнеоборонительных;
— внешнего сотрудничества.
Основная цель подсистемы управления государства формируется на основе определения понятия государственного управления как перевод управляемой подсистемы государства в состояние, обеспечивающее достижение основной цели государства.
Достижение основной цели подсистемы управления государства, как указывалось в предыдущем параграфе, осуществляется посредством реализации общих, частных и вспомогательных функций государственного управления. Совокупность функций управляемой подсистемы государства и функции государственного управления составляет функции государства.
В. 2.3. Правовое содержание функций органов