Таким образом, работы по осуществлению стадий управленческого цикла образуют функции управления: планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование.
Классификация функций управления.
Правовое содержание функций органов государственного и муниципального управления.
Соотносительность функций государственного управления с функциями государства.
Сущность и классификация функций управления.
Тема 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В. 2. 1. Сущность и классификация функций управления
Функция является одной из основных категорий науки социального управления.
В литературе по управлению отсутствует общепринятое определение функций управления.
В наиболее общей форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.
В основе всего многообразия различных определений функций управления лежат два подхода. Представители первого подхода рассматривают функции управления как результат исторического разделения труда в сфере управления, начало которому было положено Тейлором. Сторонники этого подхода под функцией управления понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления .
С точки зрения второго подхода функции управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса (выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль, или цикла принятия и реализации решения.
Как отмечается в литературе по управлению, учесть и обобщить все отдельные точки зрения по вопросу определения функции управления даже в специальных работах оказалось сложно.
В управлении производством функции управления определяется как особый вид деятельности, выражающей направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства и управления им или «определенный род трудовой деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда».
В литературе по государственному управлению под функциями государственного управления понимаются «виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы» или как «наиболее типичные однородные и четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия».
В науке социального управления функция управления рассматривается в качестве определенного вида работ по управлению, отличающегося обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач посредством адекватной ей организационной структуры управления.
Таким образом, наиболее общим в различных определениях функции управления является их рассмотрение в качестве видов однородных работ по управлению.
Большое внимание, уделяемое функциям управления в литературе по управлению, объясняется определяющим влиянием функций на структуру и процесс управления. Отсюда развитие теории функций управления по праву рассматривается в качестве одной из актуальных проблем науки социального управления, тесно связанной с организацией управленческой деятельности.
Центральным вопросом учения о функциях управления является их классификация, т. е. состав, поскольку на основе состава функций управления осуществляется формирование организационной структуры и процесса управления. В литературе по управлению единой точки зрения на состав функции управления пока не сложилось.
Французский ученый и инженер А. Файоль выделил с точки зрения предприятия административную функцию и ее составляющие виды деятельности (функции управления): прогнозирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.
В целом ряде работ указанные функции управления повторяются с некоторыми изменениями. Эти функции управления получили название общих или основных. Так, в литературе по управлению производством в качестве основных (общих) функций управления рассматриваются планирование, организация, координация (регулирование), стимулирование (активизация), контроль (учет). К конкретным функциям управления относится управление отдельными объектами производства: управление научно-технической подготовкой производства, управление основным производством и т. п.
В литературе по социальному управлению функции управления разделяются на социально-экономическую, социально-политическую, духовно-идеологическую и социальную.
Социально-экономическая функция осуществляет регулирование системы экономических отношений через воздействие на отношение собственности и распределение.
Социально-политическая функция, находясь в тесной связи с социально-экономической, отражает содержание политики и показывает, каким способом политика претворяется в жизнь.
Духовно-идеологическая функция управления осуществляет воздействие на субъективные факторы поведения человека через его сознание, проявляющееся в виде социальных стремлений и становящихся идеальной силой.
Социальная функция управления направлена на регулирование отношений между отдельными общностями людей в соответствии с целями развития общества.
В литературе по государственному управлению в качестве общих функций государственного управления рассматриваются организация, осуществление кадровой политики, планирование, регулирование, координация, контроль и учет. При этом выделяются подгруппы специфических функций в сфере политики, экономики, социальных отношений, духовно-идеологической деятельности.
Нет единой точки зрения на структуру функций и у зарубежных теоретиков управления.
Как отмечает академик Д. М. Гвишиани, в классификации функций управления за последние десятилетия произошли определенные изменения. Если А. Файоль в 20-е годы рассматривал пять универсальных функций (предвидение, организация, руководство, координирование и контроль), то на более зрелом этапе развития идей «классической школы Л. Гьюлик расширил и уточнил эту классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Г. Кунц и С. О'доннел предложили свою классификацию функций управления: планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль. Американский специалист в области управления Роберт Фалмер в качестве основных функций рассматривает: «планирование, организация, исполнение (иногда называемое «руководством») и контролирование».
Отсутствие единого подхода к определению функций управления, когда каждый автор предлагает свой их перечень, включающий от 5 до 50 только основных функций, объясняется отсутствием обоснованных доказательств того или иного перечня функций.
При рассмотрении ранее функций в качестве системного понятия оно было определено как свойство системы в динамике, приводящее к достижению цели системы. Таким свойством, может быть только процесс. Отсюда можно сделать вывод о том, что реализация функций управления образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.
Ранее было определено, что под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность исполнительно-распорядительного органа по воздействию на управляемый объект для его перевода в состояние, соответствующее цели территориального образования, на котором функционирует данный орган и управляемый им объект, путем организации и контроля исполнения актов органов власти и управления.
Такой перевод осуществляется посредством реализации цикла управления, включающего четыре стадии.
На первой стадии цикла управления ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т. е. определить модель его будущего состояния. Те работы, которые должен выполнить субъект управления, чтобы достичь этой цели, составляют содержание функции управления «планирование».
На второй стадии цикла управления должна быть достигнута цель: изменить организацию управляемого объекта таким образом, чтобы она соответствовала найденным параметрам его оптимального функционирования и развития, т. е. перевести управляемый объект в новое, запланированное состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции управления «организация».
На третье стадии цикла ставится цель: сравнить новое состояние управляемого объекта с найденным оптимальным. Для достижения этой цели осуществляются работы по функции «контроль и учет». Необходимость осуществления этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод объекта в заданное состояние происходит в течение определенного промежутка времени. За это время изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними и внешними возмущениями. Поэтому на стадии контроля и учета представляется возможным определить фактическое состояние объекта управления после его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного состояния объекта управления, возникает необходимость в осуществлении еще одной стадии цикла управления.
На последней стадии цикла управления требуется ликвидировать рассогласование нового состояния объекта управления с заданным. Эта цель достигается посредством осуществления работ по функции управления «регулирование и координирование».
Эти функции реализуются в любых сферах социального управления, поэтому они получили название основных функций социального управления. На их базе формируются функции управления в конкретной социальной сфере.
В соответствии с принципом двуединости управления в системе системного подхода к управлению объектом необходимо управлять в целом и одновременно каждой его подсистемой. Посредством реализации общих функций осуществляется управление объектом в целом; с помощью частной функции выполняется управление каждой подсистемой. Общая функция образуется на базе одной или двух основных.
К общим функциям государственного и муниципального управления, например, относятся:
1. Прогнозирование, программирование и планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ.
Образуется на базе основных функций «планирование» и «контроль и учет». Реализуется экономическим органом государственного или муниципального управления.
2. Организация деятельности органа государственного и муниципального управления. Образуется на базе основной функции «организация». Реализуется руководителями органа управления и их аппаратом.
3. Контроль цен и тарифов. Образуется на базе основной функции «контроль и учет». Реализуется отделом цен.
4. Учет записи актов гражданского состояния. Образуется на базе основной функции «контроль и учет». Реализуется отделом ЗАГСа.
5. Регулирование функционирования хозяйства территориального образования. Образуется на базе основной функции «регулирование, координирование». Реализуется руководителями органа государственного или муниципального управления общей компетенции.
Приведенными общими функциями государственного и муниципального управления не ограничивается их состав. Полный их перечень определяется для каждого уровня государственного и муниципального управления на основе компетенции органов управления, устанавливаемой соответствующими законодательными актами.
Кроме общих функций государственного и муниципального управления, как выше указывалось, конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства соответствующей территории.
В качестве частных функций государственного и муниципального управления рассматривается управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т. п. При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли хозяйства в заданное состояние.
Общие и частные функции государственного и муниципального управления реализуются соответствующими органами государственного и муниципального управления. Кроме того, эти органы управления выполняют также вспомогательные функции, направленные на организационное, информационное, правовое, делопроизводственное, финансовое, хозяйственное обеспечение деятельности органа управления.
На основании вышеизложенного под термином «функция государственного или муниципального управления» понимается комплекс однородных работ либо по осуществлению управления соответствующим территориальным образованием в целом (общая функция) или отдельной отраслью хозяйства (частная функция), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная функция).
Функции государственного или муниципального управления служат основой для формирования организационной структуры и процесса государственного или муниципального управления соответствующим территориальным образованием.
От функций государственного или муниципального управления необходимо отличать функции органов и структурных подразделений государственного или муниципального управления.
Под функцией органа или структурного подразделения государственного или муниципального управления понимается комплекс однородных работ, направленный на достижение цели органа или структурного подразделения.
Обе группы функций взаимосвязаны: функции органов государственного или муниципального управления образуются на базе соответствующих функций государственного или муниципального управления.