В.1.3. Предмет и методы государственного и муниципального управления
Сущность и содержание государственного и муниципального управления
Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления
Предмет и методы государственного и муниципального управления
Сущность и содержание государственного и муниципального управления
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Общие вопросы науки государственного и муниципального управления
1.2. Развитие науки государственного управления
Для выявления сущности государственного и муниципального управления (ГМУ) необходимо вспомнить, что окружающий нас мир имеет три составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
Управление в неживой природе или технических системах (производственные процессы, механизмы и пр.) называют управлением вещами и его изучают в основном технические науки.
Управление в живой природе называют управлением биологическими системами, которое является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на людей, их группы, коллективы, классы относят к социальному управлению и оно изучается общественными (социальными) науками.
Социальное управление: в узком значении – это процесс воздействия на коллективы людей для достижения поставленных целей;
в широком смысле - это сфера деятельности людей или определенный вид человеческой деятельности.
Управленческий труд возникает всегда, как только процесс производства приобретает общественный характер (по Марксу).
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих (управленцев). При этом в сферу деятельности по социальному управлению кроме управленческих работников входят научные работники этой области, а также преподаватели, готовящие управленческие кадры.
Сущность социального управления заключается в целенаправленном, организующем воздействии на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий их жизнедеятельности.
Социальное управление разделяется соответственно сферам общественной жизни на: управление социально-политической сферой или управление государством; управление экономикой (производством); управление сферой духовной жизни; управление семейно-бытовой сферой.
В государствоведении управление рассматривается на трех уровнях управления:
1. Управление делами общества, которое осуществляется посредством социального управления. Субъект последнего – политическая система общества, включающая государство, политические и общественные организации, объединения граждан;
2. Управление делами государства, которое включает:
- непосредственно осуществление государственной власти (субъект – законодательные органы государственной власти);
- государственное управление (субъект – исполнительные органы государственной власти);
- правосудие и прокурорский надзор (субъекты – органы суда и прокуратуры):
3. Непосредственно государственное управление, понимаемое как деятельность государственных органов исполнительной власти – органов государственного управления.
Следует отметить, что термин «орган государственного управления» до принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году применялся наряду с термином «орган исполнительной власти». Так, в заголовке статьи первой Закона Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» указывается, что «Совет Министров Российской Федерации — высший орган государственного управления Российской Федерации». Далее в тексте этой статьи говорится, что «Совет Министров —Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти Российской Федерации».
Рассматривая вопрос о соотношении категорий исполнительной власти и государственного управления, необходимо учитывать, что первая в значительной степени является политико-правовой, а вторая — организационно-правовой. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации не упоминается о государственном управлении, оно является реальностью, без которой невозможно функционирование государственно-властного механизма.
Все это позволяет сделать вывод: государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Несмотря на широкое распространение термина «государственное управление», единого определения содержания данного термина нет.
Одни авторы под государственным управлением понимают практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Другие — как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами. Третьи — как практическую организующую деятельность государства на основе и во исполнение законов, состоящую в осуществлении исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом государственного управления. Четвертые — как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. (Атаманчук Г.В., Курашвили Б.Н., Манохин В.М., Васильев П.Т.)
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Однако эта единая система исполнительной власти включает лишь те органы субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая, принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Кроме того, пункт I статьи 77 Конституции Российской Федерации дает право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти. Поэтому в субъектах Российской Федерации могут образоваться органы государственной исполнительной власти, не входящие в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, что характеризует ограниченность вышеуказанной единой системы органов государственного управления.
Муниципальное управление осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно пункту 5 статьи 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
Для реализации функций исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления осуществляют распорядительные функции, длячего они наделяются законодательством правом издания (принятия) правовых актов в пределах своей компетенции.
Таким образом, органы исполнительной власти - органы государственного и муниципального управления по характеру деятельности являются исполнительно-распорядительными.
Ранее приведенные определения государственного управления не вызывают возражений. Однако они носят общий характер и не являются конструктивными, т. е. не содержат идей, указывающих на то, как следует строить и совершенствовать государственное управление.
Наиболее конструктивным определением понятия управления является его определение, которое дается, в кибернетике как перевод системы в заданное состояние.
В соответствии с вышеизложенным под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти.
В. 1.2. Развитие науки государственного управления
Возникновение науки государственного управления восходит к Древнему Китаю, древнеиндийской культуре, античным временам. Активное становление науки государственного управления в Европе началось в 17 веке, но первой серьезной работой, созданной на собственной концептуальной основе, стали «Очерки об администрации» (1845 г.) Александра Франсуа Вивьена, имевшей практические результаты. Эта работа послужила основой для создания во Франции специализированных министерств, разработки закона о государственных служащих и процедуры их набора, проведения деконцентрации аппарата. По предложению Вивьена была создана Школа администрации.
В конце XIX и в начале XX в. период господства, по выражению Ф. Энгельса, юридического мировоззрения, когда государство выполняло преимущественно охранительные функции, изучение проблем государственного управления осуществлялось в пределах зародившейся науки административного права. Одновременно с этим в ряде развитых стран формировалась наука государственного управления.
Административное право рассматривалось как совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью органов государственного управления, а также осуществлением другими государственными органами управленческой деятельности внутриорганизационного характера.
В государствах со сложившейся наукой административного права возникала тенденция расширения ее предмета с включением в него проблем государственного управления.
В качестве таких государств могут рассматриваться Германия и Италия, где наука административного права сближается с наукой о государственном управлении и обогащается ею, однако продолжает развиваться на собственной основе. В тех же странах, где получила развитие наука государственного управления, наблюдалась обратная картина. Например, в США наука административного права рассматривалась в широком плане, включая в изучение проблемы организационной структуры государственной администрации. С возникновением в США науки государственного управления проблемы организационной структуры администрации отошли к ней. Существующая в США наука административного права ограничивается исследованием вопросов правового регулирования в области государственного управления.
Основоположником американской науки государственного управления (public administration) считают Вудро Вильсона (1856—1924), ставшего впоследствии президентом США. В статье «Наука государственного управления» Вильсон доказывал необходимость изучения правительственных учреждений США как аппарата управления независимо от политики. При этом он предлагал методы проведения таких исследований. Наличие огромных материальных средств позволило создать во всех ведущих университетах США школ государственного управления, которые обеспечивали решения трех основных задач: подготовку государственных служащих, повышение их квалификации и проведение научных исследований в сфере государственного управления. Это способствовало быстрому развитию науки государственного управления. Главным стимулом ее развития явилась необходимость совершенствования государственного управления в условиях самоуправления местных сообществ — городов и графств.
Значительное место в работах американских авторов по государственному управлению отводится изучению конкретных ситуаций в управлении (метод «кейс стади»), в которых большое внимание уделяется социологической и психологической мотивации.
Метод «кейс стади» издавна применялся в США в сфере права и частного предпринимательства (деловые игры). С 1944 г. этот метод широко стал использоваться в школах государственного управления ведущих университетов страны. При таком изучении в качестве объекта берутся отдельные события, например, подготовка нормативного акта или рассмотрение обращения гражданина. В процессе изучения и анализа события определяются различные варианты решений, выявляются общие тенденции.
Метод «кейс стади» нашел широкое распространение в других странах. Например, во Франции он применяется для обучения государственных служащих в Национальной административной школе и других учебных заведениях, а также для повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в центральной службе организации и метода, Техническом институте государственной администрации.
В 1937 г. в США Лютер Гулик, Урвик и другие авторы выпустили труд «Сборник докладов по проблемам науки государственного управления». Основной идеей этой работы явилось применение Р.О.S.D.CO.R.B. как схемы построения любой администрации Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом:
«Р»-Planning -означает общее представление о целях управления и среднесрочное планирование, осуществляемое администрацией.
«0»-Organizing-организация нижестоящих подразделений в администрации
«S» -Staffing -организация штабов в различных управленческих службах, являющимся определенным способом передачи команд.
«D» - Directing - процедура принятия решений, как в федеральных, так и в местных звеньях администрации.
«СО» - Coordinating - изучение взаимодействий внутри административных единиц и между административными единицами одного уровня
«R» - Reporting - информирование управляемых и подчиненных.
«В»-Budgeting - финансирование и оценка стоимости управленческих решений.
В результате этих исследований в США, азатем в Англии были созданы службы «С — М» (организации и метода). Такие службы сейчас существуют также почти во всех министерствах Франции. Целью этих служб является постоянное изучение возможностей совершенствования аппарата государственного управления.
Декретами о деконцентрации управления от 14 марта 1964 г. эти методы распространены на префектуры регионов и департаментов Франции. Возглавляет эту работу созданная при министерстве финансов центральная служба организации и метода (УСОМ).
После Второй мировой войны по предложению министра обороны США Макнамары в государственное управление США внедрена система Р.Р.В. (планирование, программирование, составление бюджета)
Во Франции эта система применяется над названием R.С.В. (рационализация бюджетных альтернатив). Она применяется с использованием системного анализа, предусматривающего полное и точное определение поставленных целей (точность обеспечивается использованием ЭВМ) и оценку усредненной стоимости каждой операции. На основе этих методов удается получение ясного представления о вариантах решений, выбор которых осуществляют политические органы.
В Англии исследование проблем государственного управления осуществляется наукой административного права, которая не имеет обособленной системы норм. Ее предмет «тесно соприкасается с внеправовым явлением, изучаемой политической наукой, т. е. с управлением». При этом административное право не отличается по своему содержанию от конституционного. Они имеют общие источники и регулируют осуществление функций государственной власти. И конституционное право, и административное право является частью публичного права. Они различаются тем, что конституционное право имеет дело с организацией и функциями государственной власти в статике, административное право—в динамике.
Особенностью английского государственного управления является создание новых форм органов управления — публичных корпораций. Они представляют собой нечто среднее между национализированным и частным предприятием, осуществляют руководство предприятиями, имеющими общенациональное значение. Основу деятельности публичных корпораций может составлять коммерческое предпринимательство, например, для руководства газовой и электрической промышленностью.
Наиболее характерными чертами публичных корпораций являются, во-первых, наличие индивидуальной корпоративной правосубъективности, представленной ей статусом или по патенту, во-вторых, наличие круга обязанностей управленческого характера, закрепленных в учредительном статусе или патенте; в-третьих, обладание независимостью от центрального правительства и способностью действовать от своего имени.
На английские исследования в сфере государственного управления значительное влияние, так же как и на исследование в этой сфере в других странах, оказывает североамериканская наука государственного управления. В основном это влияние осуществляется посредством использования науки предпринимательского менеджмента в государственном управлении, представленных различными школами американского менеджмента: классической (Ф У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Гьюлик, Л. Урвик, М. В. Вебер, Т. Форд), «Человеческих отношений» - (Э. Мейо, Д. Макгрегор), эмпирической (П. Дракер, Л. Ньюмен, Т. Саймон и др.), «Новой» школы (Р. Акофф, Л. Бертаманфи, С. Бир и др.).
Исследования в сфере государственного управления в Скандинавских странах характеризуются спецификой своеобразной системы контроля за деятельностью администрации «омбудсмен» (или «человек по рассмотрению жалоб»). Например, в Швеции с 1809 г. существует инспекторский орган парламентского омбудсмена, включающий четырех парламентских омбудсменов. Один из них считается главным. Избираются они на четырехлетний срок. Омбудсмены следят за действиями должностных лиц всех уровней, расследуя и пресекая злоупотребления властью и нарушения закона.
Омбудсмены, назначаемые правительством, следят за соблюдением норм торговли и прав потребителей, за осуществлением закона о равноправии мужчин и женщин, соблюдением этнических норм органами прессы. При нарушении прав любой гражданин может обратиться с письменной жалобой к парламентскому омбудсмену.
В России до 1917 г. существовала школа административного права, в границах которой исследовались проблемы государственного управления
Земская реформа в России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы Андриевского И. Е. «О наместниках, воеводах и губернаторах», Лохвицкого А. В. «Губерния, ее земские и правительственные учреждения» (1864), Васильчикова А. И. «О самоуправлении» (1870- 1871), Алексеева А С. «Начала современного правового государства и русский административный строй» (1905), Грибовского В. М. «Государственное устройство и управление Российской империи» (1912), Елистратова А. И. «Основные начала административного права» (1914) .
Вышедшие в предреволюционные годы труды А. А. Богданова (1873-1928) «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913-1917) предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. «Мой исходный пункт,— писал А. А. Богданов,— заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим». Эти идеи в то время большинством не были поняты и не получали широкого распространения.
После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. В связи с тем, что дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, возникла потребность в развитии науки управления. Ее формирование осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления, сформировавшегося на основе работ зарубежных специалистов по управлению: Тейлора, Файоля, Черча, Эмерсона, Форда и других. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций.
Исследования в области наук управления и административного права были прерваны в середине 30-х годов. Исследования по административному праву были возобновлены после первого Всесоюзного совещания по вопросам науки Советского государства и права в июле 1938 г.
Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке административного права. В течение более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления.
В начале 60-х годов в нашей стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой основе. Условно можно выделить три направления, по которым развивались исследования вопросов управления: 1) общая теория социального управления; 2) государственное управление; 3) управление производством.
Относительно сформировавшимся можно считать только третье из перечисленных направлений, по которому читается специальный курс в высших учебных заведениях, издан целый ряд учебников и имеется обширная литература.
Социальное управление представлено неоднородными работами: общефилософского характера, в основном посвященными государственному управлению, и управлению делами общества.
Второе направление исследования проблем управления — государственное управление, представлено в основном работами, выполненными юристами, которые занимались проблемами государственного управления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства и права, государственного и административного права. С одной стороны, это дало им определенную подготовку в осуществлении исследования проблем государственного управления; с другой стороны, не позволяло вырваться из рамок категорий и методов юридической науки. Несмотря на углубление управленческой тематики и расширение неюридической проблематики в целом исследование проблем государственного управления «по общему правилу не отрывалось от традиционной почвы юридико-государствоведческих исследований».
Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления (предмета, метода, принципов) широко исследовались частные вопросы ее проблематики: функции управления, организационная структура управления, аппарат управления; организация управления и т. п.
Исторически сложившийся подход к государственному управлению с юридических позиций не обеспечивал эффективного развития теории и практики государственного управления. Как отмечалось юристами «недостаточность юридического подхода к исследованию проблем государственного управления стала особенно отчетливо обнаруживаться во всех странах в послевоенные годы.»
В начале 60-х годов было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественнонаучные аспекты управления. Этот подход встретил в литературе возражения, в виду того, что в науку управления включились разнородные знания, лишавшие ее предмет необходимого единства.
Были предприняты попытки формирования теории государственного управления как преимущественно социологической науки, что встретило со стороны некоторых государствоведов определенные возражения, связанные с опасностью превращения ее в эклектическую комплексную науку.
Наука государственного и муниципального управления является отраслью общей науки управления - науки социального управления, исследующей общие для управления различными сферами общественной жизни закономерности и принципы создания, функционирования и совершенствования управления. При этом наука социального управления является самостоятельной отраслью научных знаний и не относится ни к экономической, ни к юридической, ни к какой-либо иной науке.
В литературе по социальному управлению существуют различные точки зрения на предмет науки социального управления. Наиболее адекватно отражает его следующее определение:
предметом науки социальногоуправленияявляется исследование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания, функционирования и совершенствования социального управления.
Научные знания о государственном и муниципальном управлении (как части социального управления) являются комплексными и получили название «Научные основы государственного и муниципального управления». Они включают три раздела: «Методологические основы управления» (науки, содержащие методологические вопросы управления)», «Конкретные науки об элементах управления» (планировании, учете, организации и т. п.), собственно «Науку государственного и муниципального управления».
В рамках наукигосударственного и муниципального управления:
Управление - это целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения результата.
Государственное управление (как общественное явление) - это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики. Через процесс государственного управления государство осуществляет свои функции.
Муниципальное управление (как общественное явление) — это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на процессы местного самоуправления с целью решения проблем населения муниципального образования.
Наука иучебная дисциплина "Государственное и муниципальное управление" отвечают на вопрос:
• как осуществляется управление государством;
• кто и на каком основании осуществляет управление государством;
• как происходит процесс реализации управленческих решений, принятых высшими органами власти;
• как осуществляется взаимодействие между государством и обществом, отдельной личностью;
• как осуществляется местное самоуправление и др.
Соответственно объект науки "Государственное и муниципальное управление" – органы государственного и муниципального управления;
предметэтой науки – управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями.
В частности, предмет науки "Государственное и муниципальное управление" включает такие важнейшие области исследования, как:
• государство как публично-правовой институт;
• система органов государственной власти;
• организация системы местного самоуправления;
• государственная служба;
• муниципальная служба;
• административная реформа;
• иные вопросы.
Методами государственного и муниципального управления как управленческого процесса являются:
• императивный метод (основной), предполагающий наличие отношений власти и подчинения, а также предписывающий действовать onределенным образом;
• диспозитивный метод (встречается реже), позволяющий участникам общественных отношений действовать по своему выбору.
При научном исследовании государственного и муниципального управленияиспользуются следующие методы:
• общенаучные (важнейший из которых — диалектика — используется в большинстве наук);
• частные методы, наиболее распространенными из которых являются:
• наблюдение - непосредственное восприятие изучаемых процессов и явлений;
• сравнение — сопоставление изучаемых процессов и явлений, выявление общих черт и различий;
• анализ — разложение общего на отдельные составляющие;
• синтез — получение общего вывода из объединения отдельных явлений;
• эксперимент — моделирование желаемых ситуаций;
• опрос- выяснение мнения различных репрезентативных групп (например, специалистов различного профиля) по одному или нескольким вопросам, что позволяет выявить общие тенденции изучаемых процессов;
• анкетирование — выяснение мнения целевой аудитории посредством постановки заранее определенных вопросов;
• иные методы.
Наука "Государственное и муниципальное управление" отличается от соответствующей учебной дисциплины.
Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Учебная дисциплина — первичные знание об основах науки, которые преподаются студентам для ознакомления с изучаемым предметом.