ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРА

Семинар представляет собой теоретическое занятие, на котором методом беседы углубляются знания обучаемых по ранее изученным вопросам.

Подготовка руководителя к проведению семинара вклю­чает: уяснение места семинара в изучаемой дисциплине, по­рядка прохождения темы; подбор и изучение литературы;

разработку плана проведения семинара; разработку личного плана проведения занятия; выполнение расчетов; доведение плана проведения семинара до обучаемых; оказание помощи, обучаемым в подготовке к занятию.

В плане семинара указываются наименование темы, учеб­ная цель и время, основные вопросы, перечень основной и-дополнительной литературы по теме. В строевых частях план утверждается непосредственным начальником руководителя

занятия и вручается обучаемым не позже, чем за 5 дней до-его проведения. В высших военно-учебных заведениях плав:

разрабатывается лицом, читавшим лекцию по данной теме, и утверждается начальником кафедры.

Личный план преподавателя включает: наименование темы:

семинара; учебную (воспитательную) цель; тезисы вступи­тельного слова; основные вопросы, подлежащие обсуждению,,. и распределение времени по ним; дополнительные и наводя­щие вопросы; иллюстрированные примеры для связи предме­та изучения с практикой; отдельные формулировки; перечень. учебно-наглядных пособий; тезисы (план) заключительного слова.

В процессе подготовки к занятию обучаемые изучают ре­комендованную литературу, разрабатывают рефераты (до­клады), готовят выступления, получают консультации у руко­водителя семинара.

В авиационных частях и военно-учебных заведениях получили распространение три основных способа проведения' семинара. При первом способе занятие проводится в виде бе­седы или выступлений обучаемых без предварительного распределения вопросов, выносимых на обсуждение. При вто­ром способе заранее из числа обучаемых назначаются доклад­чики и содокладчики, которые представляют на обсуждение свои рефераты. Третий способ проведения семинара предполагает сочетание обсуждений рефератов и свободные выступ­ления обучаемых как по тематике докладов, так и по другим вопросам, включенным в план проведения занятия.

Независимо от способа проведения руководитель в начале занятия объявляет тему и учебную цель семинара, подчерки­вает актуальность темы для роста профессионального мастер­ства обучаемых, указывает порядок проведения занятия,. проверяет готовность обучаемых к обсуждению вопросов.

Методически обоснованное проведение семинара требует, чтобы все выступления обучаемых были содержательными,. интересными для всей группы. Интерес и активность слушате­лей во многом зависит от руководителя, от его отношения к' их выступлениям. Ему следует поправлять выступающих, ког­да они отклоняются от темы, отвечают не по существу, допускают неправильное изложение материала, не уклады­ваются в отведенное для выступления время. В процессе занятий следует активизировать деятельность обучаемых, обра­щаясь к ним с вопросами, а также вызывать для ответа слушателей, отвлекающихся от участия в обсуждении вопросов..

Наибольшая эффективность занятия достигается в том случае, когда ему присущи творческая дискуссия,' обмен мнениями и взаимная объективная творческая критика, когда по каждому вопросу, вынесенному на обсуждение, подводится итог с указанием положительных сторон и недостатков выступления. ,

Известны некоторые типичные методические нарушения в проведении семинаров, которые обычно допускают начинаю­щие преподаватели. К таким нарушениям относятся: подмена выступления обучаемого своим сообщением; излишнее кор­ректирование речи обучаемых; превращение вступительного слова в лекцию с изложением основного содержания тематики выступления обучаемого, стремление все рассказать самому;

превращение семинара в занятие по повторению пройденного материала курса, замена его подготовкой к зачетной сессии или экзамену. •

В заключительном слове преподаватель подводит общий итог семинарского занятия, отмечает степень достижения учебных целей, дает оценку выступающим и задание на под­готовку к очередному занятию.