ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРА
Семинар представляет собой теоретическое занятие, на котором методом беседы углубляются знания обучаемых по ранее изученным вопросам.
Подготовка руководителя к проведению семинара включает: уяснение места семинара в изучаемой дисциплине, порядка прохождения темы; подбор и изучение литературы;
разработку плана проведения семинара; разработку личного плана проведения занятия; выполнение расчетов; доведение плана проведения семинара до обучаемых; оказание помощи, обучаемым в подготовке к занятию.
В плане семинара указываются наименование темы, учебная цель и время, основные вопросы, перечень основной и-дополнительной литературы по теме. В строевых частях план утверждается непосредственным начальником руководителя
занятия и вручается обучаемым не позже, чем за 5 дней до-его проведения. В высших военно-учебных заведениях плав:
разрабатывается лицом, читавшим лекцию по данной теме, и утверждается начальником кафедры.
Личный план преподавателя включает: наименование темы:
семинара; учебную (воспитательную) цель; тезисы вступительного слова; основные вопросы, подлежащие обсуждению,,. и распределение времени по ним; дополнительные и наводящие вопросы; иллюстрированные примеры для связи предмета изучения с практикой; отдельные формулировки; перечень. учебно-наглядных пособий; тезисы (план) заключительного слова.
В процессе подготовки к занятию обучаемые изучают рекомендованную литературу, разрабатывают рефераты (доклады), готовят выступления, получают консультации у руководителя семинара.
В авиационных частях и военно-учебных заведениях получили распространение три основных способа проведения' семинара. При первом способе занятие проводится в виде беседы или выступлений обучаемых без предварительного распределения вопросов, выносимых на обсуждение. При втором способе заранее из числа обучаемых назначаются докладчики и содокладчики, которые представляют на обсуждение свои рефераты. Третий способ проведения семинара предполагает сочетание обсуждений рефератов и свободные выступления обучаемых как по тематике докладов, так и по другим вопросам, включенным в план проведения занятия.
Независимо от способа проведения руководитель в начале занятия объявляет тему и учебную цель семинара, подчеркивает актуальность темы для роста профессионального мастерства обучаемых, указывает порядок проведения занятия,. проверяет готовность обучаемых к обсуждению вопросов.
Методически обоснованное проведение семинара требует, чтобы все выступления обучаемых были содержательными,. интересными для всей группы. Интерес и активность слушателей во многом зависит от руководителя, от его отношения к' их выступлениям. Ему следует поправлять выступающих, когда они отклоняются от темы, отвечают не по существу, допускают неправильное изложение материала, не укладываются в отведенное для выступления время. В процессе занятий следует активизировать деятельность обучаемых, обращаясь к ним с вопросами, а также вызывать для ответа слушателей, отвлекающихся от участия в обсуждении вопросов..
Наибольшая эффективность занятия достигается в том случае, когда ему присущи творческая дискуссия,' обмен мнениями и взаимная объективная творческая критика, когда по каждому вопросу, вынесенному на обсуждение, подводится итог с указанием положительных сторон и недостатков выступления. ,
Известны некоторые типичные методические нарушения в проведении семинаров, которые обычно допускают начинающие преподаватели. К таким нарушениям относятся: подмена выступления обучаемого своим сообщением; излишнее корректирование речи обучаемых; превращение вступительного слова в лекцию с изложением основного содержания тематики выступления обучаемого, стремление все рассказать самому;
превращение семинара в занятие по повторению пройденного материала курса, замена его подготовкой к зачетной сессии или экзамену. •
В заключительном слове преподаватель подводит общий итог семинарского занятия, отмечает степень достижения учебных целей, дает оценку выступающим и задание на подготовку к очередному занятию.