ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Лекция представляет собой теоретическое занятие, на ко-* тором руководитель методом устного изложения и показа передает обучаемым знания по основным вопросам темы. Ее назначение состоит в том, чтобы убедительно и доказательно раскрыть сложные теоретические положения, нацелить обучаемых на глубокое изучение учебного материала, а также оказать им помощь в овладении научной методологией при­менения полученных знаний на практике.

Лекция является одним из важнейших видов учебных за­нятий. Она дает возможность передать большой аудитории значительный объем знаний в ограниченное время, сообщить новые сведения из научных исследований и опыта боевой подготовки строевых частей, формировать коммунистическое мировоззрение. Проблемные лекции, кроме того, развивают творческую активность обучаемых, нацеливают их на решение вопросов, имеющих важное значение для боевой подготовки авиационных частей. Важность лекции обусловлена и тем, что новизна ее материала соответствует моменту ее чтения, а по­ложения учебников и изданных учебных пособий часто уста­ревают.

Лекция способствует идейному, воспитательному воздей­ствию на аудиторию. Вместе с тем она служит важным отправным пунктом для углубленной самостоятельной работы офицеров, что является, как известно, основным условием приобретения знаний.

Лектор в процессе лекции, имея непосредственный контакт с обучаемыми, используя примеры, сравнения, наглядные по­собия и технические средства обучения, в состоянии макси­мально активизировать работу офицеров. При необходимости он имеет возможность повторить или глубже разъяснить от­дельные положения, сосредоточить внимание на главном, в результате чего преподносимый материал воспринимается обучаемыми более полно и осмысленно.

К лекции предъявляются следующие требования: идейно-политическая направленность; научность; логическая последо­вательность изложения учебных вопросов, конкретность и целеустремленность изложения материала по ним; соответст­вие отводимого времени значимости учебных вопросов; обос­нованность положений, выводов и рекомендаций; соответствие принципам обучения, руководящим документам; учет опыта мировых и локальных войн, боевой подготовки частей; наличие необходимой наглядности; побуждение потребности у обучае­мых к самостоятельному углублению знаний; учет уровня подготовки обучаемых.

Идейно-политическая направленность является главным требованием к лекциям по всем дисциплинам. Лекциям при­дается и воспитательный характер, так как процессы обуче­ния и воспитания взаимосвязаны. Поэтому необходимо во введении и изложении материала отражать политику КПСС, и Советского правительства; факторы, связанные с формиро-ванием-у обучаемых передовых взглядов, убеждений, мораль­но-политических и психологических качеств, активной жиз­ненной позиции, любви к Родине. Для воспитания высоких морально-политических качеств и воли к выполнению постав­ленных задач следует использовать примеры из опыта миро­вых и локальных войн, боевой подготовки авиационных частей и соединений.

Важным требованием к лекции является научность изла­гаемого материала, его достоверность, учет закономерностей военного дела. На лекции необходим® не столько сообщать факты, излагать справочный материал, давать рецепты для решения конкретных задач, сколько показывать науч­ный подход к решению возможных задач боевой подготовки, обучать офицеров творчески мыслить и активно применять полученные знания на практике.

• Любая лекция призвана ввести обучаемых в конкретную область знаний на основе последних научных исследований, в логической последовательности осветить основные вопросы темы и методологию их изучения. Поэтому содержание и построение лекции должно соответствовать теме н способ­ствовать последовательному раскрытию ее главных поло­жений.

По назначению лекции подразделяются на следующие виды: вводные, по конкретным темам дисциплины, заключи­тельные и обзорные.

Во вводной лекции излагаются основные задачи дисцип­лины, содержание и последовательность ее изучения, значе­ние тем для практической деятельности обучаемых, связь с другими дисциплинами при формировании у обучаемых зна­ний, умений и навыков.

Лекции по конкретным темам читаются в целях изучения основного их содержания, а также оказания помощи обучае­мым для самостоятельной работы по закреплению и углуб­лению знаний с использованием учебников, учебных пособий, уставов, наставлений, руководств и другой литературы. Заключительные лекции читаются для обобщения изученного материала по дисциплине, а также доведения новых и проблемных вопросов, путей их решения.

Обзорные лекции служат для восстановления в памяти у обучаемых основных положений ранее изученных тем, для доведения данных о новых типах самолетов и тактических приемах, а также новых взглядов на боевое применение авиа­ции, освоение и эксплуатацию боевой и специальной техники, на вопросы обеспечения. • .

Подготовка лекции включаетее разработку и ..подготовку лектора к проведению занятия,

Разработка лекции включает: получение задания; уясне­ние темы; составление календарного плана работы; подбор и изучение литературы по теме; составление плана лекции; мо­делирование и выполнение расчетов; написание текста лекции;

обсуждение (рецензирование) рукописи; доработку лекции;

подготовку наглядных пособий; оформление лекции и пред­ставление ее на утверждение.

Задание на разработку лекции автор получает от старшего начальника в устной или письменной форме. В задании ука­зывается тема лекции, учебное время, состав обучаемых, срок представления ее на утверждение.

Получив задание, автор уясняет местотемы в изучаемой дисциплине, ее значение для практической деятельности обу­чаемых, учебную цель, главные и второстепенные вопросы, связь с другими видами занятий по данной теме и содержа­нием других тем изучаемых дисциплин.

Для всестороннего уяснения темы необходимо проанализи­ровать тематику занятий, предусмотренных планами коман­дирской подготовки, предшествующие и последующие за лек­цией темы, их взаимосвязь, ознакомиться с известной литера­турой.

После уяснения темы разрабатывается календарный план работы. В нем указывается весь перечень работы автора над лекцией по срокам с учетом отведенного времени, своих воз­можностей, занятости по службе и сложности учебных вопро­сов. При необходимости он может утверждаться начальником, поставившим задачу на разработку лекции.

Учебная цель лекции формулируется, исходя из названия темы, и отражает ее направленность, содержание, конечные результаты. Она начинается со слов «Изучить», «Дать зна­ния», а когда лекция преследует только ознакомительный характер,—то со слова «Ознакомить». Основные учебные вопросы лекции определяются в соответствии с темой, учеб­ными целями, отведенным временем, служебным положением и уровнем подготовки обучаемых.

При изучении тем по тактикеВВС с летным составомналекции больше внимания уделяется ведению боевых действий, способам и тактическим приемам нанесения ударов по задан­ным объектам и методам преодоления ПВО противника. Если занятие проводится с офицерами штаба, то главное внимание обращается на подготовку к боевым действиям, мероприятия по их обеспечению и управлению.

Содержание лекции во многом зависит от правильного подбора литературы и глубины ее изучения автором. Рекомен­дуется следующий порядок работы с литературой. Подбирая литературу, автор сначала должен бегло просмотреть ее, озна­комиться с оглавлением, содержанием глав; определить, в какой степени тот или иной источник освещает учебные во­просы лекции; отметить разделы, параграфы и страницы, под­лежащие изучению; сгруппировать литературу по учебным вопросам. При подборе литературы удобно использовать спи­сок литературы, который приводится в конце многих книг. Это дает возможность ознакомиться с названием главных работ по данной дисциплине или теме и подобрать нужные из них.

Основными источниками для написания лекции служат боевые уставы, наставления, руководства, инструкции, при­казы, директивы, учебники, курсы боевой и командирской подготовки, методические и учебные пособия, материалы уче­ний и конференций, статьи журналов. Независимо от исполь­зуемых источников за правильность изложения материала, его новизну и научность отвечает автор. В связи с этим необ­ходимо стремиться использовать литературу последних вы­пусков, а также те источники, в которых наиболее полно и доказательно рассмотрены интересующие автора вопросы. При этом предпочтение следует отдавать официальной лите­ратуре.

Изучение подобранной литературы производится по учеб­ным вопросам. При этом выписываются те сведения, которые имеют непосредственное отношение к теме. При конспектировании целесообразно делать пометки о том, в какой книге, на какой странице находятся нужные данные. Выписки по каждому вопросу необходимо сравнивать, сопоставлять, анализи­ровать, делая собственные выводы по изучаемому материалу, дополняя его.

Подбор и изучение литературы считается законченным, когда у автора появляется уверенность в том, что собранного материала достаточно для разработки учебных вопросов, или будет установлена необходимость самостоятельной разработ­ки отдельных из них. Собранный и изученный материал слу­жит основой для написания плана лекции, в котором указываются тема, учебная цель, учебное время, учебные вопросы, распределение времени на их изучение и объем каждого воп­роса в страницах. План лекции должен обеспечивать строгое и логическое •изложение материала, исключать повторение отдельных поло­жений. Разработанный план может обсуждаться назначенной группой офицеров из числа членов методического совета части и утверждаться начальником, поставившим задачу на разра­ботку лекции.

Моделирование и выполнение расчетов производится после составления плана лекции, а также в процессе разработки ма­териала по учебным вопросам. Это обусловлено тем, что ма­териал лекции должен излагаться обоснованно, с необходи­мыми доказательствами и конкретными практическими реко­мендациями.

Для выполнения моделирования и расчетов следует широ­ко использовать электронно-вычислительную технику. Полу­ченные данные, представленные в виде схем, графиков и таб­лиц, могут быть оформлены как наглядные пособия и исполь­зоваться при чтении лекций.

Помимо этого при изучении литературы лектор намечает, какие таблицы, графики, рисунки и номограммы можно ис­пользовать в готовом виде или после определенной доработки . в соответствии с содержанием учебных вопросов. Заимствованные у других авторов таблицы, графики, формулы оговари­ваются по тексту.

Лекция оформляется следующим образом: титульный лист;

лист с указанием учебных вопросов лекции, рекомендованной литературы и наглядных пособий; введение; с новой страницы излагается первый учебный вопрос и последовательно все остальные; в конце на отдельном листе помещается заклю­чение.

Титульный лист оформляется по следующей установленной форме. В верхней части пишется номер войсковой части или название учебного заведения. В левом верхнем углу—кто утверждает, в правом—гриф секретности. Ниже, посредине, указываются звание, инициалы и фамилия автора и после интервала—тема лекции.

Учебные вопросы перечисляются без указания страниц и отводимого на них времени. В списке литературы указывается наименование, издательство, год издания. В перечне нагляд­ных пособий даются названия схем, диапозитивов, кинофраг­ментов и др.

Во введении излагаются требования ЦК КПСС, Министра обороны СССР по теме лекции, ее актуальность и важность" для практической деятельности обучаемых, взаимосвязь рас­сматриваемых положений с другими темами изучаемой дис­циплины, цель лекции или учебные вопросы. Введение по объему обычно не превышает двух страниц машинописного текста.

Основной частью лекции являются учебные вопросы, рас­смотренные в логической последовательности. Каждый учеб­ный вопрос излагается полно, доходчиво, с доказательствами, обобщениями и рекомендациями и логически увязывается с предыдущим и последующим. По тексту делаются ссылки на таблицы, схемы, рисунки, которые при чтении лекции демон­стрируются обучаемым. .

. Если в тексте приводятся цитаты из документов, то они сохраняются во всей точности и по смыслу увязываются с содержанием, подкрепляя обоснованность отдельных положе­ний. При этом указывается источник цитируемого материала.

Одной из задач лекции является оказание помощи обучае­мым в понимании основных положений рассматриваемых во-' просов, требований руководящих документов и творческом применении их в практической деятельности. Поэтому в тексте следует больше внимания уделять разъяснению и обоснова­нию главных положений, показывая при этом, что делать, как делать и почему.

Наиболее важные положения текста лекции целесообразно подкреплять примерами из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и боевой подготовки частей и соеди­нений.

Примеры, наглядные пособия и удачно подобранные цита­ты оживляют лекцию, возбуждают интерес у обучаемых и способствуют глубокому усвоению материала. Однако излиш­нее количество схем, графиков и цитат из документов отвле­кают обучаемых от понимания главного содержания лекции. На двухчасовую лекцию достаточно иметь три — пять схем.

При изучении военных дисциплин от лекций требуется осо­бая политическая острота, тесная связь с жизнью, практикой, поставленными задачами по боевой и оперативной подготовке. На лекции должны раскрываться коренные изменения в средствах и способах вооруженной борьбы, тактические прие­мы, основные проблемы современной войны и подготовки к ней авиационных частей и соединений.

Одним из требований к написанию текста считается точ­ность изложения определений, формулировок, выделение главного и логическая последовательность рассмотрения тео­ретических положений.

В заключении излагаются выводы по основным вопросам,, значение изученного материала для боевой и политической подготовки авиационных частей, 4юрмулируются предложения и рекомендации по пройденной теме, а также могу-г ставиться проблемные вопросы. Объем заключения—одна страница.

При определении объема лекции нужно исходить из того, что на один час лекции требуется 12—15 страниц машино­писного текста. Таким образом, объем двухчасовой лекции составляет 25—30 страниц.

Наглядные пособия автор готовит параллельно с разра­боткой материала лекции. При их выборе необходимо исхо­дить из того, чтобы каждый график (схема, таблица) орга­нически увязывался с основным содержанием и облегчал усвоение обучаемыми материала.

Качество лекции проверяется, как правило, через некото­рое время после написания полного текста. Это позволяет автору более объективно оценить свою работу, выявить допу­щенные погрешности в содержании, стиле изложения и дора­ботать материал, чтобы придать ему большую четкость, по­следовательность и согласованность всех положений.

В учебных заведениях разработанные лекции рецензи­руются, обсуждаются, после этого дорабатываются с учетом полученных замечаний, оформляются и утверждаются. Этот метод может быть применен и в строевых частях при разра­ботке лекций по новым темам, содержащим вопросы, по кото­рым имеются различные точки зрения, а также при оказании методической помощи офицерам, не имеющим опыта разра­ботки лекций. Лекции могут также обсуждаться на методи­ческом совете части.

Разработка и оформление лекции требуют определенного-времени, необходимого опыта и знаний. Поэтому к организа-' ции занятий с чтением лекций, особенно по новым и сложным темам, следует подходить ответственно, доверять разработку и чтение лекций наиболее подготовленным офицерам. От этого будет зависеть качество занятий и подготовка обучаемых.

Успех чтения лекции зависит от качества разработанного материала, подготовки лектора и его методического мастер­ства.

Подготовка лектора к чтению лекции включает: уяснение места лекции в изучаемой дисциплине, порядка прохождения темы; изучение текста лекции и методики применения нагляд­ных пособий; составление личного плана лектора; тренировку в чтении лекции; проверку готовности помещения и техниче­ских средств обучения к чтению лекции.

Уяснение места лекции в изучаемой дисциплине и порядка прохождения темы подразумевает определение ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов заня­тий в целях углубления знаний или приобретения умений и навыков. Уяснение состава и уровня подготовки обучаемых необходимо для выяснения их служебной категории, уровня знаний и других данных, которые позволяют лектору опреде­лить рациональный вариант изложения материала на лекции и степень его детализации.

Изучение текста лекции производится для того, чтобы лектор хорошо знал содержание материала, последователь­ность изложения вопросов, основные понятия, определения,

•формулировки; умел обосновать, в том числе с использова­нием математических методов, главные положения лекции.

В процессе изучения материала уточняются и вносятся необходимые изменения в текст с учетом новых данных науки, техники, тактики, руководящих документов, отрабатывается методика применения наглядных пособий. В тексте выде­ляются основные положения и выводы, определяется темп речи, делаются пометки о порядке и месте демонстрации ил­люстративного материала.

Тщательная подготовка позволяет лектору в более доступ­ной форме изложить материал, правильно распределить время по учебным вопросам с учетом их важности и на этой основе достигнуть хороших знаний у обучаемых по изучаемой теме.

Личный план лектора составляется в произвольной форме. нем отражаются тема, учебная цель, отводимое время, сред­ства учебно-материального обеспечения, рекомендованная ли­тература, учебные вопросы и время на их изложение.

Тренировка лектора обычно проводится по вновь разрабо­танным темам в целях отработки четкости речи, методики изложения материала и применения наглядных пособий, а также проверки правильности распределения времени по учебным вопросам. Для отработки дикции и самоконтроля качества чтения лекции целесообразно при тренировке записать ее на магнитофон и прослушать.

Когда лекция читается по материалам других авторов, то наряду с общей подготовкой лектор изучает всю рекомендо­ванную для обучаемых литературу, тщательно анализирует применяемые наглядные пособия.

За 10—15 мин до начала занятий лектор должен проверить готовность к лекции помещения и технических средств обуче­ния, т. е. убедиться в том, что в классе смогут разместиться все обучаемые, а также в наличии наглядных пособий. '

Всесторонняя подготовка лектора и учет всех моментов вселяет уверенность и служит важной предпосылкой для ка­чественного чтения лекции.

Психология обучаемого такова, что всякое внешнее воз­действие (содержание материала, речь, поведение, настроение лектора и т. д.) отражается в его сознании, вызывая или по­ложительные или отрицательные эмоции, что определяет степень усвоения материала. Наибольший результат дости­гается, когда обучаемые понимают необходимость материала для их практической деятельности.

К лектору предъявляются следующие основные требова­ния: высокий уровень общей и специальной подготовки; глу­бокие знания темы и последних достижений науки по изучаемым вопросам; знание методики чтения лекций и психологии '-обучаемых; тщательная подготовка к чтению лекции; высокая культура речи; хорошо развитое внимание, наблюдательность, память, самостоятельность мышления; личная примерность и чуткое отношение к аудитории; уверенность и убежденность 'при изложении материала; умение применять различные виды наглядности, примеры, а также изменять темп речи, интона­цию голоса в процессе лекции; способность осуществлять по­стоянный контроль за аудиторией и учебным временем;. непрерывное совершенствование личных качеств.

В авиационных частях и учебных заведениях получили распространение традиционное и проблемное чтение лекций и их сочетание. Традиционное чтение лекции начи­нается с краткого вступительного слова, в котором лектор при необходимости напоминает содержание прошлых занятий, за­тем объявляет тему, учебную цель, учебное время, отводимое на изучение темы, виды занятий, которые применяются при ее изучении, и учебное время по ним, степень секретности мате­риала, рекомендуемую литературу. Для интенсификации заня­тий целесообразно название темы и перечень литературы вос­произвести на экране с помощью технических средств обуче­ния. После вступительного слова излагается введение.

Основное назначение вступительного слова и введения состоит в том, чтобы довести до обучаемых все необходимые данные, всесторонне раскрыть ценность изучаемой темы для их практической деятельности и тем самым активизировать сознание, возбудить интерес и потребность усвоить материал, рационально распределить время самоподготовки.

За введением излагается содержание учебных вопросов лекции. Учебные вопросы, предусмотренные планом, осве­щаются в строго установленной последовательности с рас­крытием и обоснованием наиболее сложных теоретических положений. По каждому учебному вопросу даются четкие формулировки основных положений и закономерностей, рас­крывается сущность изучаемого процесса, доказываются и обосновываются выдвигаемые положения. Доказательства и обоснования подкрепляются демонстрацией графиков, рисун-' ков, таблиц. На основе доказательств делаются обобщения, выводы и даются рекомендации по применению полученных знаний на практике. Если в процессе лекции используется классная доска,то расчеты, рисунки и таблицы на ней вы­полняются с соблюдением требований штабной культуры.

Особое внимание в ходе лекции следует уделять контролю' за временем, ибо при недостатке времени, особенно в конце лекции, темп изложения обычно возрастает, выводы не обосно­вываются,а схемы, графики анализируются недостаточно.

Темп речи выбирается лектором в зависимости от значения и трудности материала и должен позволить обучаемым осмыс­лить, понять и законспектировать основное содержание лек­ции. В связи с этим он должен быть не более 60 слов в минуту с учетом пауз.

•Снижение темпа тяготит обучаемых, а быстрая речь при­водит к непониманию ее содержания и исключает конспекти" рование. В том случае, когда в конце занятия ощущается недостаток времени, лектору не следует спешить, лучше кое-что второстепенное опустить или дать отдельные вопросы на самостоятельное изучение.

Бодрое настроение лектора, опрятный внешний вид, спо­койный, уверенный тон, живая эмоционально-выразительная речь, научный подход к изложению материала всегда вызы­вают устойчивое внимание и повышенный интерес у обучае­мых до конца лекции.

Постоянный или нарастающий интерес до конца лекции имеет место только при овладении лектором вниманием обу­чаемых. Внимание более устойчивым бывает тогда, когда обу­чаемые понимают важность изучаемых вопросов, в содержа­нии лекции отражены последние достижения науки и техники, лектор, свободно владея материалом, выделяет самое суще­ственное, иногда повторяя главное, приводит примеры. •

Лекция заканчивается заключением, в котором освещают­ся выводы и рекомендации, вытекающие из содержания изу­ченного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам в единое целое, определяются методы применения полученных знаний в практической деятельности.

В конце занятий рекомендуется оставлять 3—5 мин на то, чтобы дать задание обучаемымна самостоятельную работу, ответить на возникшие вопросы.

Проблемные лекции при сохранении общей струк­туры построения и методических приемов, рассмотренных применительно к традиционному чтению, имеют отличия в из­ложении материала. В авиационных частях и учебных заве­дениях наибольшее применение имеют следующие три типа проблемных лекций.

Первый тип лекции—проблемное изложение материала. В этом случае преподаватель в ходе лекции, создав проблем­ную ситуацию или поставив проблему, дает ее решение, рас­крывает логику движения к решению проблемы, показывая источник возникновения противоречий, аргументируя каждый шаг на пути к ее решению. Деятельность обучаемых в этом случае протекает почти так же, как при традиционном изло­жении материала. Однако при проблемном изложении мате­риала имеется особый характер восприятия его обучаемыми. Такие лекции учат методам решения проблем боевой подго­товки. В связи с этим необходимо не только рассказывать, как решаются проблемы, но и вовлекать обучаемых в работу по решению проблем, аналогичных рассмотренным руководите­лем занятия. Ряд учебных проблемных вопросов можно давать обучаемым на самостоятельное решение.

Этот тип лекции дает очень хороший результат и обеспе­чивает рациональное сочетание традиционного и проблемного изложения материала.

Второй тип лекции—с проблемными вопросами. В данном случае лекция читается традиционно, а в ходе нее осуществ­ляется постановка двух-трех проблем или вопросов, подлежа­щих решению. Проблемы и проблемные вопросы указывают­ся в плане лекции или в ее тексте. В качестве проблем ука­зываются те элементы и направления, которые способствуют развитию тактики рода авиации, повышению качества боевой подготовки в частях и соединениях, которые еще не решены наукой или теоретически решены, но практически не реализо­ваны. Например, разработан алгоритм планирования боевой подготовки части на год на ЭВМ, его рассматриваем на лек­ции. При этом проблемой является практическая реализация его на ЭВМ различных типов для решения задачи в войсках. Опыт показывает, что этот тип лекции широко применяется преподавателями военно-учебных заведений и может успешно использоваться в строевых частях.

Третий тип лекции—комплексный. Сущность лекции со­стоит в следующем. Строго выдержать изложение материала по первому или второму типу лекции в ряде случаев не пред­ставляется возможным, да к этому не.следует и стремиться, так как форма преподавания будет сковывать лектора. Поэто­му в зависимости от содержания материала и уровня подго­товки обучаемых преподаватель может применять методы первого и второго типов проблемных лекций комплексно, в запланированном сочетании. Это позволит наиболее полно использовать проблемное обучение для активизации творче­ской деятельности обучаемых и повышения качества их под­готовки по дисциплине.