ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Лекция представляет собой теоретическое занятие, на ко-* тором руководитель методом устного изложения и показа передает обучаемым знания по основным вопросам темы. Ее назначение состоит в том, чтобы убедительно и доказательно раскрыть сложные теоретические положения, нацелить обучаемых на глубокое изучение учебного материала, а также оказать им помощь в овладении научной методологией применения полученных знаний на практике.
Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий. Она дает возможность передать большой аудитории значительный объем знаний в ограниченное время, сообщить новые сведения из научных исследований и опыта боевой подготовки строевых частей, формировать коммунистическое мировоззрение. Проблемные лекции, кроме того, развивают творческую активность обучаемых, нацеливают их на решение вопросов, имеющих важное значение для боевой подготовки авиационных частей. Важность лекции обусловлена и тем, что новизна ее материала соответствует моменту ее чтения, а положения учебников и изданных учебных пособий часто устаревают.
Лекция способствует идейному, воспитательному воздействию на аудиторию. Вместе с тем она служит важным отправным пунктом для углубленной самостоятельной работы офицеров, что является, как известно, основным условием приобретения знаний.
Лектор в процессе лекции, имея непосредственный контакт с обучаемыми, используя примеры, сравнения, наглядные пособия и технические средства обучения, в состоянии максимально активизировать работу офицеров. При необходимости он имеет возможность повторить или глубже разъяснить отдельные положения, сосредоточить внимание на главном, в результате чего преподносимый материал воспринимается обучаемыми более полно и осмысленно.
К лекции предъявляются следующие требования: идейно-политическая направленность; научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов, конкретность и целеустремленность изложения материала по ним; соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов; обоснованность положений, выводов и рекомендаций; соответствие принципам обучения, руководящим документам; учет опыта мировых и локальных войн, боевой подготовки частей; наличие необходимой наглядности; побуждение потребности у обучаемых к самостоятельному углублению знаний; учет уровня подготовки обучаемых.
Идейно-политическая направленность является главным требованием к лекциям по всем дисциплинам. Лекциям придается и воспитательный характер, так как процессы обучения и воспитания взаимосвязаны. Поэтому необходимо во введении и изложении материала отражать политику КПСС, и Советского правительства; факторы, связанные с формиро-ванием-у обучаемых передовых взглядов, убеждений, морально-политических и психологических качеств, активной жизненной позиции, любви к Родине. Для воспитания высоких морально-политических качеств и воли к выполнению поставленных задач следует использовать примеры из опыта мировых и локальных войн, боевой подготовки авиационных частей и соединений.
Важным требованием к лекции является научность излагаемого материала, его достоверность, учет закономерностей военного дела. На лекции необходим® не столько сообщать факты, излагать справочный материал, давать рецепты для решения конкретных задач, сколько показывать научный подход к решению возможных задач боевой подготовки, обучать офицеров творчески мыслить и активно применять полученные знания на практике.
• Любая лекция призвана ввести обучаемых в конкретную область знаний на основе последних научных исследований, в логической последовательности осветить основные вопросы темы и методологию их изучения. Поэтому содержание и построение лекции должно соответствовать теме н способствовать последовательному раскрытию ее главных положений.
По назначению лекции подразделяются на следующие виды: вводные, по конкретным темам дисциплины, заключительные и обзорные.
Во вводной лекции излагаются основные задачи дисциплины, содержание и последовательность ее изучения, значение тем для практической деятельности обучаемых, связь с другими дисциплинами при формировании у обучаемых знаний, умений и навыков.
Лекции по конкретным темам читаются в целях изучения основного их содержания, а также оказания помощи обучаемым для самостоятельной работы по закреплению и углублению знаний с использованием учебников, учебных пособий, уставов, наставлений, руководств и другой литературы. Заключительные лекции читаются для обобщения изученного материала по дисциплине, а также доведения новых и проблемных вопросов, путей их решения.
Обзорные лекции служат для восстановления в памяти у обучаемых основных положений ранее изученных тем, для доведения данных о новых типах самолетов и тактических приемах, а также новых взглядов на боевое применение авиации, освоение и эксплуатацию боевой и специальной техники, на вопросы обеспечения. • .
Подготовка лекции включаетее разработку и ..подготовку лектора к проведению занятия,
Разработка лекции включает: получение задания; уяснение темы; составление календарного плана работы; подбор и изучение литературы по теме; составление плана лекции; моделирование и выполнение расчетов; написание текста лекции;
обсуждение (рецензирование) рукописи; доработку лекции;
подготовку наглядных пособий; оформление лекции и представление ее на утверждение.
Задание на разработку лекции автор получает от старшего начальника в устной или письменной форме. В задании указывается тема лекции, учебное время, состав обучаемых, срок представления ее на утверждение.
Получив задание, автор уясняет местотемы в изучаемой дисциплине, ее значение для практической деятельности обучаемых, учебную цель, главные и второстепенные вопросы, связь с другими видами занятий по данной теме и содержанием других тем изучаемых дисциплин.
Для всестороннего уяснения темы необходимо проанализировать тематику занятий, предусмотренных планами командирской подготовки, предшествующие и последующие за лекцией темы, их взаимосвязь, ознакомиться с известной литературой.
После уяснения темы разрабатывается календарный план работы. В нем указывается весь перечень работы автора над лекцией по срокам с учетом отведенного времени, своих возможностей, занятости по службе и сложности учебных вопросов. При необходимости он может утверждаться начальником, поставившим задачу на разработку лекции.
Учебная цель лекции формулируется, исходя из названия темы, и отражает ее направленность, содержание, конечные результаты. Она начинается со слов «Изучить», «Дать знания», а когда лекция преследует только ознакомительный характер,—то со слова «Ознакомить». Основные учебные вопросы лекции определяются в соответствии с темой, учебными целями, отведенным временем, служебным положением и уровнем подготовки обучаемых.
При изучении тем по тактикеВВС с летным составомналекции больше внимания уделяется ведению боевых действий, способам и тактическим приемам нанесения ударов по заданным объектам и методам преодоления ПВО противника. Если занятие проводится с офицерами штаба, то главное внимание обращается на подготовку к боевым действиям, мероприятия по их обеспечению и управлению.
Содержание лекции во многом зависит от правильного подбора литературы и глубины ее изучения автором. Рекомендуется следующий порядок работы с литературой. Подбирая литературу, автор сначала должен бегло просмотреть ее, ознакомиться с оглавлением, содержанием глав; определить, в какой степени тот или иной источник освещает учебные вопросы лекции; отметить разделы, параграфы и страницы, подлежащие изучению; сгруппировать литературу по учебным вопросам. При подборе литературы удобно использовать список литературы, который приводится в конце многих книг. Это дает возможность ознакомиться с названием главных работ по данной дисциплине или теме и подобрать нужные из них.
Основными источниками для написания лекции служат боевые уставы, наставления, руководства, инструкции, приказы, директивы, учебники, курсы боевой и командирской подготовки, методические и учебные пособия, материалы учений и конференций, статьи журналов. Независимо от используемых источников за правильность изложения материала, его новизну и научность отвечает автор. В связи с этим необходимо стремиться использовать литературу последних выпусков, а также те источники, в которых наиболее полно и доказательно рассмотрены интересующие автора вопросы. При этом предпочтение следует отдавать официальной литературе.
Изучение подобранной литературы производится по учебным вопросам. При этом выписываются те сведения, которые имеют непосредственное отношение к теме. При конспектировании целесообразно делать пометки о том, в какой книге, на какой странице находятся нужные данные. Выписки по каждому вопросу необходимо сравнивать, сопоставлять, анализировать, делая собственные выводы по изучаемому материалу, дополняя его.
Подбор и изучение литературы считается законченным, когда у автора появляется уверенность в том, что собранного материала достаточно для разработки учебных вопросов, или будет установлена необходимость самостоятельной разработки отдельных из них. Собранный и изученный материал служит основой для написания плана лекции, в котором указываются тема, учебная цель, учебное время, учебные вопросы, распределение времени на их изучение и объем каждого вопроса в страницах. План лекции должен обеспечивать строгое и логическое •изложение материала, исключать повторение отдельных положений. Разработанный план может обсуждаться назначенной группой офицеров из числа членов методического совета части и утверждаться начальником, поставившим задачу на разработку лекции.
Моделирование и выполнение расчетов производится после составления плана лекции, а также в процессе разработки материала по учебным вопросам. Это обусловлено тем, что материал лекции должен излагаться обоснованно, с необходимыми доказательствами и конкретными практическими рекомендациями.
Для выполнения моделирования и расчетов следует широко использовать электронно-вычислительную технику. Полученные данные, представленные в виде схем, графиков и таблиц, могут быть оформлены как наглядные пособия и использоваться при чтении лекций.
Помимо этого при изучении литературы лектор намечает, какие таблицы, графики, рисунки и номограммы можно использовать в готовом виде или после определенной доработки . в соответствии с содержанием учебных вопросов. Заимствованные у других авторов таблицы, графики, формулы оговариваются по тексту.
Лекция оформляется следующим образом: титульный лист;
лист с указанием учебных вопросов лекции, рекомендованной литературы и наглядных пособий; введение; с новой страницы излагается первый учебный вопрос и последовательно все остальные; в конце на отдельном листе помещается заключение.
Титульный лист оформляется по следующей установленной форме. В верхней части пишется номер войсковой части или название учебного заведения. В левом верхнем углу—кто утверждает, в правом—гриф секретности. Ниже, посредине, указываются звание, инициалы и фамилия автора и после интервала—тема лекции.
Учебные вопросы перечисляются без указания страниц и отводимого на них времени. В списке литературы указывается наименование, издательство, год издания. В перечне наглядных пособий даются названия схем, диапозитивов, кинофрагментов и др.
Во введении излагаются требования ЦК КПСС, Министра обороны СССР по теме лекции, ее актуальность и важность" для практической деятельности обучаемых, взаимосвязь рассматриваемых положений с другими темами изучаемой дисциплины, цель лекции или учебные вопросы. Введение по объему обычно не превышает двух страниц машинописного текста.
Основной частью лекции являются учебные вопросы, рассмотренные в логической последовательности. Каждый учебный вопрос излагается полно, доходчиво, с доказательствами, обобщениями и рекомендациями и логически увязывается с предыдущим и последующим. По тексту делаются ссылки на таблицы, схемы, рисунки, которые при чтении лекции демонстрируются обучаемым. .
. Если в тексте приводятся цитаты из документов, то они сохраняются во всей точности и по смыслу увязываются с содержанием, подкрепляя обоснованность отдельных положений. При этом указывается источник цитируемого материала.
Одной из задач лекции является оказание помощи обучаемым в понимании основных положений рассматриваемых во-' просов, требований руководящих документов и творческом применении их в практической деятельности. Поэтому в тексте следует больше внимания уделять разъяснению и обоснованию главных положений, показывая при этом, что делать, как делать и почему.
Наиболее важные положения текста лекции целесообразно подкреплять примерами из опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и боевой подготовки частей и соединений.
Примеры, наглядные пособия и удачно подобранные цитаты оживляют лекцию, возбуждают интерес у обучаемых и способствуют глубокому усвоению материала. Однако излишнее количество схем, графиков и цитат из документов отвлекают обучаемых от понимания главного содержания лекции. На двухчасовую лекцию достаточно иметь три — пять схем.
При изучении военных дисциплин от лекций требуется особая политическая острота, тесная связь с жизнью, практикой, поставленными задачами по боевой и оперативной подготовке. На лекции должны раскрываться коренные изменения в средствах и способах вооруженной борьбы, тактические приемы, основные проблемы современной войны и подготовки к ней авиационных частей и соединений.
Одним из требований к написанию текста считается точность изложения определений, формулировок, выделение главного и логическая последовательность рассмотрения теоретических положений.
В заключении излагаются выводы по основным вопросам,, значение изученного материала для боевой и политической подготовки авиационных частей, 4юрмулируются предложения и рекомендации по пройденной теме, а также могу-г ставиться проблемные вопросы. Объем заключения—одна страница.
При определении объема лекции нужно исходить из того, что на один час лекции требуется 12—15 страниц машинописного текста. Таким образом, объем двухчасовой лекции составляет 25—30 страниц.
Наглядные пособия автор готовит параллельно с разработкой материала лекции. При их выборе необходимо исходить из того, чтобы каждый график (схема, таблица) органически увязывался с основным содержанием и облегчал усвоение обучаемыми материала.
Качество лекции проверяется, как правило, через некоторое время после написания полного текста. Это позволяет автору более объективно оценить свою работу, выявить допущенные погрешности в содержании, стиле изложения и доработать материал, чтобы придать ему большую четкость, последовательность и согласованность всех положений.
В учебных заведениях разработанные лекции рецензируются, обсуждаются, после этого дорабатываются с учетом полученных замечаний, оформляются и утверждаются. Этот метод может быть применен и в строевых частях при разработке лекций по новым темам, содержащим вопросы, по которым имеются различные точки зрения, а также при оказании методической помощи офицерам, не имеющим опыта разработки лекций. Лекции могут также обсуждаться на методическом совете части.
Разработка и оформление лекции требуют определенного-времени, необходимого опыта и знаний. Поэтому к организа-' ции занятий с чтением лекций, особенно по новым и сложным темам, следует подходить ответственно, доверять разработку и чтение лекций наиболее подготовленным офицерам. От этого будет зависеть качество занятий и подготовка обучаемых.
Успех чтения лекции зависит от качества разработанного материала, подготовки лектора и его методического мастерства.
Подготовка лектора к чтению лекции включает: уяснение места лекции в изучаемой дисциплине, порядка прохождения темы; изучение текста лекции и методики применения наглядных пособий; составление личного плана лектора; тренировку в чтении лекции; проверку готовности помещения и технических средств обучения к чтению лекции.
Уяснение места лекции в изучаемой дисциплине и порядка прохождения темы подразумевает определение ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий в целях углубления знаний или приобретения умений и навыков. Уяснение состава и уровня подготовки обучаемых необходимо для выяснения их служебной категории, уровня знаний и других данных, которые позволяют лектору определить рациональный вариант изложения материала на лекции и степень его детализации.
Изучение текста лекции производится для того, чтобы лектор хорошо знал содержание материала, последовательность изложения вопросов, основные понятия, определения,
•формулировки; умел обосновать, в том числе с использованием математических методов, главные положения лекции.
В процессе изучения материала уточняются и вносятся необходимые изменения в текст с учетом новых данных науки, техники, тактики, руководящих документов, отрабатывается методика применения наглядных пособий. В тексте выделяются основные положения и выводы, определяется темп речи, делаются пометки о порядке и месте демонстрации иллюстративного материала.
Тщательная подготовка позволяет лектору в более доступной форме изложить материал, правильно распределить время по учебным вопросам с учетом их важности и на этой основе достигнуть хороших знаний у обучаемых по изучаемой теме.
Личный план лектора составляется в произвольной форме. 'В нем отражаются тема, учебная цель, отводимое время, средства учебно-материального обеспечения, рекомендованная литература, учебные вопросы и время на их изложение.
Тренировка лектора обычно проводится по вновь разработанным темам в целях отработки четкости речи, методики изложения материала и применения наглядных пособий, а также проверки правильности распределения времени по учебным вопросам. Для отработки дикции и самоконтроля качества чтения лекции целесообразно при тренировке записать ее на магнитофон и прослушать.
Когда лекция читается по материалам других авторов, то наряду с общей подготовкой лектор изучает всю рекомендованную для обучаемых литературу, тщательно анализирует применяемые наглядные пособия.
За 10—15 мин до начала занятий лектор должен проверить готовность к лекции помещения и технических средств обучения, т. е. убедиться в том, что в классе смогут разместиться все обучаемые, а также в наличии наглядных пособий. '
Всесторонняя подготовка лектора и учет всех моментов вселяет уверенность и служит важной предпосылкой для качественного чтения лекции.
Психология обучаемого такова, что всякое внешнее воздействие (содержание материала, речь, поведение, настроение лектора и т. д.) отражается в его сознании, вызывая или положительные или отрицательные эмоции, что определяет степень усвоения материала. Наибольший результат достигается, когда обучаемые понимают необходимость материала для их практической деятельности.
К лектору предъявляются следующие основные требования: высокий уровень общей и специальной подготовки; глубокие знания темы и последних достижений науки по изучаемым вопросам; знание методики чтения лекций и психологии '-обучаемых; тщательная подготовка к чтению лекции; высокая культура речи; хорошо развитое внимание, наблюдательность, память, самостоятельность мышления; личная примерность и чуткое отношение к аудитории; уверенность и убежденность 'при изложении материала; умение применять различные виды наглядности, примеры, а также изменять темп речи, интонацию голоса в процессе лекции; способность осуществлять постоянный контроль за аудиторией и учебным временем;. непрерывное совершенствование личных качеств.
В авиационных частях и учебных заведениях получили распространение традиционное и проблемное чтение лекций и их сочетание. Традиционное чтение лекции начинается с краткого вступительного слова, в котором лектор при необходимости напоминает содержание прошлых занятий, затем объявляет тему, учебную цель, учебное время, отводимое на изучение темы, виды занятий, которые применяются при ее изучении, и учебное время по ним, степень секретности материала, рекомендуемую литературу. Для интенсификации занятий целесообразно название темы и перечень литературы воспроизвести на экране с помощью технических средств обучения. После вступительного слова излагается введение.
Основное назначение вступительного слова и введения состоит в том, чтобы довести до обучаемых все необходимые данные, всесторонне раскрыть ценность изучаемой темы для их практической деятельности и тем самым активизировать сознание, возбудить интерес и потребность усвоить материал, рационально распределить время самоподготовки.
За введением излагается содержание учебных вопросов лекции. Учебные вопросы, предусмотренные планом, освещаются в строго установленной последовательности с раскрытием и обоснованием наиболее сложных теоретических положений. По каждому учебному вопросу даются четкие формулировки основных положений и закономерностей, раскрывается сущность изучаемого процесса, доказываются и обосновываются выдвигаемые положения. Доказательства и обоснования подкрепляются демонстрацией графиков, рисун-' ков, таблиц. На основе доказательств делаются обобщения, выводы и даются рекомендации по применению полученных знаний на практике. Если в процессе лекции используется классная доска,то расчеты, рисунки и таблицы на ней выполняются с соблюдением требований штабной культуры.
Особое внимание в ходе лекции следует уделять контролю' за временем, ибо при недостатке времени, особенно в конце лекции, темп изложения обычно возрастает, выводы не обосновываются,а схемы, графики анализируются недостаточно.
Темп речи выбирается лектором в зависимости от значения и трудности материала и должен позволить обучаемым осмыслить, понять и законспектировать основное содержание лекции. В связи с этим он должен быть не более 60 слов в минуту с учетом пауз.
•Снижение темпа тяготит обучаемых, а быстрая речь приводит к непониманию ее содержания и исключает конспекти" рование. В том случае, когда в конце занятия ощущается недостаток времени, лектору не следует спешить, лучше кое-что второстепенное опустить или дать отдельные вопросы на самостоятельное изучение.
Бодрое настроение лектора, опрятный внешний вид, спокойный, уверенный тон, живая эмоционально-выразительная речь, научный подход к изложению материала всегда вызывают устойчивое внимание и повышенный интерес у обучаемых до конца лекции.
Постоянный или нарастающий интерес до конца лекции имеет место только при овладении лектором вниманием обучаемых. Внимание более устойчивым бывает тогда, когда обучаемые понимают важность изучаемых вопросов, в содержании лекции отражены последние достижения науки и техники, лектор, свободно владея материалом, выделяет самое существенное, иногда повторяя главное, приводит примеры. •
Лекция заканчивается заключением, в котором освещаются выводы и рекомендации, вытекающие из содержания изученного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам в единое целое, определяются методы применения полученных знаний в практической деятельности.
В конце занятий рекомендуется оставлять 3—5 мин на то, чтобы дать задание обучаемымна самостоятельную работу, ответить на возникшие вопросы.
Проблемные лекции при сохранении общей структуры построения и методических приемов, рассмотренных применительно к традиционному чтению, имеют отличия в изложении материала. В авиационных частях и учебных заведениях наибольшее применение имеют следующие три типа проблемных лекций.
Первый тип лекции—проблемное изложение материала. В этом случае преподаватель в ходе лекции, создав проблемную ситуацию или поставив проблему, дает ее решение, раскрывает логику движения к решению проблемы, показывая источник возникновения противоречий, аргументируя каждый шаг на пути к ее решению. Деятельность обучаемых в этом случае протекает почти так же, как при традиционном изложении материала. Однако при проблемном изложении материала имеется особый характер восприятия его обучаемыми. Такие лекции учат методам решения проблем боевой подготовки. В связи с этим необходимо не только рассказывать, как решаются проблемы, но и вовлекать обучаемых в работу по решению проблем, аналогичных рассмотренным руководителем занятия. Ряд учебных проблемных вопросов можно давать обучаемым на самостоятельное решение.
Этот тип лекции дает очень хороший результат и обеспечивает рациональное сочетание традиционного и проблемного изложения материала.
Второй тип лекции—с проблемными вопросами. В данном случае лекция читается традиционно, а в ходе нее осуществляется постановка двух-трех проблем или вопросов, подлежащих решению. Проблемы и проблемные вопросы указываются в плане лекции или в ее тексте. В качестве проблем указываются те элементы и направления, которые способствуют развитию тактики рода авиации, повышению качества боевой подготовки в частях и соединениях, которые еще не решены наукой или теоретически решены, но практически не реализованы. Например, разработан алгоритм планирования боевой подготовки части на год на ЭВМ, его рассматриваем на лекции. При этом проблемой является практическая реализация его на ЭВМ различных типов для решения задачи в войсках. Опыт показывает, что этот тип лекции широко применяется преподавателями военно-учебных заведений и может успешно использоваться в строевых частях.
Третий тип лекции—комплексный. Сущность лекции состоит в следующем. Строго выдержать изложение материала по первому или второму типу лекции в ряде случаев не представляется возможным, да к этому не.следует и стремиться, так как форма преподавания будет сковывать лектора. Поэтому в зависимости от содержания материала и уровня подготовки обучаемых преподаватель может применять методы первого и второго типов проблемных лекций комплексно, в запланированном сочетании. Это позволит наиболее полно использовать проблемное обучение для активизации творческой деятельности обучаемых и повышения качества их подготовки по дисциплине.