Компьютеризация СТО
Функции и задачи основных производственных подразделений.
Метод экспертной оценки
Информационное обеспечение методов управления техническими системами.
Роль информации при принятии управленческих и инженерных решений имеет большое значение.
Процесс принятия решения - это выбор варианта решения из нескольких возможных. Он складывается из характерных этапов. При принятии решений используют метод инженерных решений.
Последний классифицируется в зависимости от способа принятия решения, имеющейся информации, применяемого аппарата.
В зависимости от способа принятия решении они подразделяются на стандартные и нестандартные.
Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производственных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации, опыте других специалистов и организаций.
Решения при этом принимаются по следующей схеме:
1. Анализ рыночной или производственной ситуации;
2. Ее идентификация с одной из стандартных;
3. Принятие решения по правилам или аналогии со стандартным.
Это, во-первых, сокращает время на принятие решения, разработку и реализацию соответствующих мероприятий.
Во-вторых, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений.
В-третьих, у специалиста высвобождается время для принятия решений в нестандартных, новых или сложных производственных и рыночных ситуациях, требующих сбора информации, ее анализа, расчетов, объединяемых понятием «исследование операций».
В условиях недостаточной информации при принятии решений широко используются методы интеграции мнений квалифицированных специалистов - экспертные оценки. Методы получения экспертных оценок подразделяются на две основные группы: коллективная работа экспертных групп и получение, а затем суммирование индивидуальных оценок членов экспертных групп. К первой группе относятся совещания, т.е. метод открытого обсуждения и принятия решений (метод «комиссий»); метод «мозговой атаки», в процессе которой внимание участников концентрируется на выдвижении идей возможных путей решения одной конкретной задачи; метод «суда» воспроизводит правила ведения судебного процесса, причем рассматриваемое решение выступает в качестве «подсудимого», а группы экспертов исполняют роли «прокурора» и «защиты».
Техническая служба в своей повседневной деятельности решает ряд вопросов планирования и управления производством, которые условно можно свести к следующим четырем комплексам взаимосвязанных задач.
1. Определение программы работ, номенклатуры и объемов ремонтных работ.
2. Распределение наличных запасных частей и материалов по автомобилям, агрегатам, постам и пополнение их запасов.
3. Распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащенности и занятости.
4. Распределение заданий между ремонтными рабочими и рабочих между постами и участками.
Директор распоряжается средствами и имуществом предприятия, заключает договоры, открывает счета и распоряжается ими, издает приказы по предприятию, принимает и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания. Вместе с тем директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охраны труда.
Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Главная его задача - это разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно - технической базы предприятия. Главный инженер возглавляет производственно - технический совет предприятия, являющийся совещательным органом.
Главный экономист руководит работой планово-экономического отдела, а также осуществляет методическое руководство бухгалтерией (в области организации учета и совершенствования первичной документации), которая подчиняется непосредственно директору.
Начальник планово-экономического отдела ведет контроль за планово-экономической деятельностью предприятия. Организовывает работу: по рациональному использованию резервов производства; снижению материальных, трудовых и денежных затрат, по эффективному использованию основных фондов и оборотных средств на предприятии; соблюдению правильного соотношения между ростом производительности труда и средней заработной платой. Проводит работу по повышению рентабельности производства, снижению трудоемкости и себестоимости продукции.
Производственно-технический отдел:
- разрабатывает планы и мероприятия по внедрению новой техники и технологии производственных процессов, организует и контролирует их выполнение;
- проводит техническую учебу по подготовке кадров и повышению квалификации рабочих и ИТР;
- организует изобретательскую, рационализаторскую работу и внедрение рационализаторских предложений;
- составляет технические нормативы и инструкции, конструирует нестандартное оборудование, приспособления и оснастку.
Инженер по охране труда и ТБ:
- разрабатывает и проводит мероприятия по охране труда и техники безопасности, изучает причины производственного травматизма и принимает меры по их устранению;
Отдел главного механика осуществляет содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, энергосилового и санитарно- технического хозяйств, а также монтаж, обслуживание и ремонт производственного оборудования, инструментальной оснастки и контроль за обеспечением правильного их использования; занимается изготовлением нестандартного оборудования.
Отдел материально-технического снабжения:
- обеспечивает материально-техническое снабжение АТП, составляет заявки по снабжению и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства.
Отдел технического контроля:
- осуществляет контроль за качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделениями, проводит периодический выборочный контроль технического состояния подвижного состава, контролирует техническое состояние подвижного состава при его приеме и выпуске на линию на КТП, анализирует причины возникновения неисправностей подвижного состава.
Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается производственно-технической службой, которая несет ответственность за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных нормативов, эффективную организацию труда персонала, соблюдение нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту.
В настоящее время работа фирм (СТО, ПТБ и др.) без их компьютеризации практически невозможна. Стоимость рабочей силы сейчас выше затрат на компьютеризацию, а ошибки персонала просто не позволяют повысить рентабельность СТО.
Следует отметить, что эффект от компьютеризации очень высок и влияет на результативность работы всего СТО (фирмы).
Современные фирмы должны иметь соответствующие программы и профессиональных специалистов в области компьютерной техники. Известно, что даже самые известные программные комплексы не дадут полной отдачи, если их внедрение не поручить специалистам, хорошо разбирающимся в организации управления фирмы и если руководство не будет тесно сотрудничать с ними.
Компьютеризация фирмы должна быть первостепенным делом. Компьютеризация требует введения в штат администратора компьютерной системы для ежедневного контроля её работы и устранения сбоев, ежевечернего копирования всей информации на спецдиски, хранимые в сейфах на случай поломки компьютеров.
Набор основных комплексов программ должен обеспечивать следующее:
· Раздельный учет автомобилей с накоплением истории обслуживания и ремонтов;
· учет запасных частей и материалов со статистикой и анализом расхода за ряд лет;
· учет трудозатрат, расценку услуг по ремонту;
· бухгалтерский учет для всех направлений деятельности СТО;
· учет обслуживающих автомашин, статистику их изменения для планирования потребности в запасных частей, материалах, а также трудозатрат.