Понятие об отказах.
Виды работоспособного состояния.
Неработоспособность - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной документации.
Предельное состояние - состояние объекта (технической системы), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Работоспособность агрегата (изделия) - состояние агрегата (изделия), при котором он (оно) может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации.
Ответственность за обеспечение работоспособности транспортного средства (производственно- техническая база, станция технического обслуживания, сервиса и т.п,) вместе с ИТС несут:
-подразделения обеспечения персоналом (управления и отделы кадров, организация труда и заработной платы) за укомплектованность ремонтно- обслуживающим персоналом;
– подразделение материально- техническая служба за обеспечение запасными частями, технологическим оборудованием, оснасткой и инструментом;
– подразделение механика за качественное содержание ПТБ;
– подразделение технического контроля за проведение контроля технического состояния автотранспортного парка (автомобиля), технологического оборудования, стендов, постов обслуживания и т.п.;
– планово- экономическое и финансовые подразделения за качественную организацию учёта ответственности, проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного предприятия.
Причиной снижения работоспособности технической системы автомобиля является износ или поломка его основных агрегатов: двигателя, рулевого управления, тормозной системы, аккумуляторной батареи, и т.п.
Непосредственно по износу определяют только техническое состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления соответственно изменение высоты протектора, по шуму (зазору) в коробке передач и мосту, в шарнирах и других сопряжениях.
Для поддержания работоспособности технической системы (автомобильного транспорта) необходимо осуществлять планово- предупредительное обслуживание и ремонт.
В соответствии (ГОСТ27.002 - 89) отказ– нарушение
работоспособности технической системы является следствием недопустимого изменения её параметров или свойств под влиянием внутренних физико- химических процессов и внешних механических, климатических или иных воздействий.
Ресурсный отказ – отказ, в результате которого объект достигает предельного
состояния.
Независимый отказ – отказ, не обусловленный другими отказами.
Зависимый отказ – отказ, обусловленный другими отказами.
Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта.
Постепенный отказ – отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта.
Явный отказ- отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению.
Скрытый отказ – отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики.
Конструктивный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил или норм проектирования и конструирования.
Производственный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.
Эксплуатационный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.
Отказ работоспособности автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:
· опоздание с выходом на линию;
· прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);
· досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);
· принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая милиция).
Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как неисправности автомобиля.