Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка.

Жизненный цикл технических систем

Технические системы.

1.1. Понятие и классификация технических систем

Впервые идея системного подхода, анализа была выдвинута Аристотелем предложившим классификацию, построенную на иерархии общего и частичного: вид→род→класс.

В современном понимании техническая система – это совокупность элементов или подсистем, находящихся во взаимодействии и образующих определенную целостность. Рассмотрим примеры классификации систем различной сложности (табл. 1.1.).

Таблица 1.1. Классификация больших ТС.

Системы Подсистемы (элементы)
1.Транспортный комплекс 1.1 Автомобильный транспорт 1.2 Дорожное хозяйство (катки) 1.3 Железнодорожный транспорт (тепловозы, электрички) 1.4 Речной транспорт и др. (буксир, баржа, теплоходы, катера)
2.Автомобильный транспорт 2.1 Коммерческая Эксплуатация 2.2 Техническая эксплуатация 2.3 Подсистема управления
3.АТП 3.1 Цеха 3.2 Участки 3.3 Колонны 3.4 Службы 3.5 Бригады
4.Автомобиль 4.1 Агрегаты 4.2 Механизмы 4.3 Системы 4.4 Детали

 

Систем бывает обычно не более 7. Они бывают:

· техническими (например автомобиль);

· человеко – машинными (автомобиль – водитель);

· производственно – экономическими (АТП, фирма);

· социальными (персонал, различные группы населения) и др.

Любое изделие или услуга зарождаются в ответ на потребности общества, воспроизводятся в течение определенного времени, со временем устаревают, заменяются более совершенными и постепенно изымаются из сферы эксплуатации. Все это составляет жизненный цикл системы и ее отдельных элементов, которые могут различаться. Типичным примером технической системы является автомобильный парк, например автобусов. Элементами этой системы являются конкретные автобусы, срок службы которых в городских условиях составляет 5…7 лет, а списание осуществляется при наработке 500…700 тыс. км.

Полный жизненный цикл системы, охватывающий науку- технику- производство- эксплуатацию, включает следующие основные этапы:

1. Возникновение идеи нововведения. Например идея применения газомоторного топлива на транспорте.

2. Выдвижение концепции проекта, затем бизнес- плана, т.е. известной комбинации существующих знаний, методов, технологических и других приемов, которые могут давать необходимый эффект. На этом этапе определяются схемы соответствующих решений, предполагаемый потребитель и масштабы применения нововведения.

3. Проверка концепции проекта путем лабораторного эксперимента, демонстрирующего правильность теории или принципиальную осуществимость проекта.

4. Эксплуатационные испытания или рыночная апробация, демонстрирующие работоспособность нового технического средства или процесса. Например применительно к газомоторному топливу: переоборудование автомобилей, приспособление производственно– технической базы к обслуживанию газобаллонных автомобилей.

5. Промышленное внедрение, означающее начало производства нового технического средства или предоставление новой услуги, характеризующее готовность к их практическому применению.

6. Широкое внедрение нововведений, позволяющее оценить действительный эффект с учетом ряда факторов.

7. Постепенная замена предшественников (изделия, услуги, технологии) нововведениями– формирование новой или обновленной системы.

Жизненный цикл элементов системы проще и короче жизненного цикла самой системы. Например, жизненный цикл элемента системы (автомобильного парка), автомобиля складывается из его приобретения и обкатки, перевозочного процесса, хранения, технического обслуживания и ремонта, модернизации; списания и утилизации. Показателем жизненного цикла элемента является его ресурс, т.е. наработка (часы, км.) до списания или реализации.

· Метод обновления технических систем.

В настоящее время цены на современное транспортное средство достаточно высокие, которые для многих транспортных и сервисных фирм является серьезной финансовой проблемой. Для её решения применяют главным образом два метода.

Первый метод– приобретение уже проработавших опредёленное время (1…2 года) у первого владельца автомобилей во вторые руки. Метод основан на том, что рыночная цена такого автомобиля падает в условиях прогрессивной амортизации и насыщенного автомобильного рынка значительно интенсивнее (15…25 %), чем технико– эксплуатационные свойства (3…7 %).

Второй метод– использование лизинга при обновлении и расширении автопарка.

Лизинг– это аренда дорогостоящего транспорта (оборудования) при которой арендатор, пользуется этим средством сразу после подписания контракта, а погашает его стоимость не сразу, а постепенно частями.

Лизинг способствует быстрой замене старого транспорта на более современное, сокращает риск морального износа, тем самым повышает работоспособность технической системы (АТП, СТО, парки: скорой помощи, такси и др.)

При решении вопроса о целесообразности использования лизинга предприятие должно сравнить лизинг с другими методами финансирования: покупкой или займом. Считается, что лизинг предпочтительнее, если он обеспечивает большое финансирование предприятия, чем при займе.

 

Под возрастной структурой (ВС) парка понимается количественное или процентное распределение автомобильного парка по имеющимся возрастным группам. Удельный вес автомобилей данной возрастной группы j в парке в момент времени i (например в 2013 г.) определяется:

,

где - размер парка в момент времени i, являющийся календарным временем существования данного парка;

- количество автомобилей j возрастной группы в парке в момент времени i.

(или 100%).

Возрастная группа j может исчисляться в годах или в км пробега.

Показатель качества автомобиля определяется по следующей зависимости:

,

где – показатель качества автомобиля j-й возрастной группы;

- время списания

Реализуемый показатель качества автомобиля зависит от его возраста. Отсюда важность определения рационального срока службы автомобиля.

Реализуемый показатель качества парка как системы определяется возрастной структурой парка в момент времени i:

.

При равномерном распределении парка по возрастным группам реализуемый показатель качества парка и автомобиля равны.

Это идеальный вариант, который практически не реализуется, так как среднегодовой пробег автомобилей при старении, как отмечалось выше, не остается постоянным, а сокращается.

Равномерное распределение возрастного состава парка по срокам службы возможно при условии, что:

а) поставки новых автомобилей соответствуют списанию старых;

б) списание осуществляется при одинаковом возрасте автомобилей;

в) нет аварийных списаний и передач автомобилей при ;

г) нет поступления поддержанных автомобилей.

Кроме распределения парка по возрастным группам возрастную структуру характеризует также средний возраст автомобилей парка. Средний возраст парка в момент времени i равен:

,

где – середина интервала j-й возрастной группы автомобилей;

удельный вес автомобиля.

Учёт календарного момента существования парка i-го момента времени необходим, так как удельный вес автомобилей различных возрастных групп в парке меняется во времени и в зависимости от соотношения размера поставок и списания автомобилей. В результате могут меняться и реализуемые показатели парка.

При учёте возрастной структуры парка и определении реализуемых показателей качества рекомендуется применять интервал возрастных групп t в 1 год. А для интенсивно используемых (международные и междугородные перевозки) и дорогостоящих автомобилей (автопоезда, городские автобусы большой вместимости, карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности) интервал возрастных групп– 3…6 мес.

Реализуемый показатель качества автомобиля –это средний показатель конкретного свойства автомобиля, определенный за заданную наработку. Чаще всего это наработка до списания или продажи.

Абсолютное большинство свойств автомобиля ухудшается по мере его старения, что влияет на показатели качества (рис. 1.3) не только конкретного автомобиля, но и вышестоящей системы– автомобильного парка.

Рис. 1.3. Изменение показателей качества за срок службы автомобиля.

Технико–эксплуатационные показатели в зависимости от интервала пробега представлены в табл. 1.2.

· Управление возрастной структурой парка

Средний возраст и возрастная структура (ВС) парков отдельных АТП могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразиться на показателях эффективности работы парка в целом и потребных ресурсах: коэффициенте технической готовности и производительности автомобилей, потребности в рабочей силе и базе, запасных частях, т.е. возрастная структура парка влияет на работу ИТС и автомобильного транспорта в целом. Поэтому необходимо, во-первых, уметь прогнозировать характер изменения возрастной структуры парка, во-вторых, уметь управлять возрастной структурой.

Под управлением возрастной структурой парка понимается её прогнозирование и такое целенаправленное изменение, которое обеспечивает получение в необходимый момент времени i заданных реализуемых показателей качества парка . В общем случае на формирование возрастной структуры парка влияют следующие основные факторы:

a) исходная возрастная структура, т.е. распределение парка по возрастным группам j в начальный момент

б) размер поставки новых автомобилей в момент

в) размер списания автомобилей – .

Отношение размера поставки к размеру парка в i-м году называется коэффициентом пополнения :

,

где -размер поставки новых автомобилей в момент времени i.

Отношение размера списания к размеру парка в i-м году называется коэффициентом списания или выбытия :

,

где - размер списания.

При имеет место простое восстановление, а при расширенное, т.е. парк автомобилей постоянно увеличивается. При происходит деградация, т.е. сокращение размера парка.

г) ресурс (срок службы) автомобиля до списания .

Следует различать регулирование и управление возрастом и возрастной структурой парков.

Регулирование ВС проводится на общегосударственном уровне и сводится к установлению такой амортизационной, налоговой, таможенной и лизинговой политики, которая способствует или препятствует быстрому обновлению парков.

Управление ВС проводится на уровне конкретных предприятий и фирм и сводится к регулированию процессов списания–пополнения и соотношений в парке изделий разных возрастных групп при условии обеспечения требуемого (заданного) для парка объема транспортной работы при минимальных затратах или максимальной прибыли.