Вопросы к лекциям за осенний семестр I курса – 2008 год
Лекция 10. Селекция культурных растений в Беларуси (СУРС)- 2 ч
Лекция 8. Оценка селекционного материала – 2 ч
Генетическая инженерия растений (СУРС) – 3 ч
Лекция 6. Использование биотехнологии в селекции растений – 6 часа
6.1. Методы использования биотехнологии в селекции растений – 3 ч
1 Культура клеток и тканей высших растений
2 Основные методы использования биотехнологии в селекции растений:
2.1 Вспомогательные для селекции технологии;
2.2 Методы получения новых форм и сортов растений
1 Технология рекомбинантных ДНК
2 Получение трансгенных растений: основные проекты, успехи, проблемы
3 Вопросы биобезопасности генетически модифицированных растений
Лекция 7. Гаметная и зиготная селекция растений – 2 ч
1 Селективная элиминация рекомбинантов
2 Пыльцевая селекция
1 Классификация методов оценки
2 Оценка по отдельным признакам
3 Международная система оценок по ПРОУ (UPOV)
Лекция 9. Методы отбора -2 ч
1 Теоретические основы отбора
2 Массовый отбор
3 Реккурентный отбор
4 Индивидуальный отбор
1 Частная селекция картофеля (2 студента)
2 Частная селекция зернобобовых (ячмень, рожь, тритикале, рапс, люпин (в том числе для декоративных целей)) (7студентов)
3 Частная селекция льна (2 студента)
4 Частная селекция овощных культур и корнеплодов (томат, сахарная свекла, лук, и др.) 3 студента)
5 Частная селекция плодовых, ягодных и орехоплодных культур (яблоня, …) ( 3 студента)
Лекция 1. Введение в анатомию человека. (Сапин М. Р.)
- Почему анатомию относят к фундаментальным наукам?
- Для чего анатомия нужна клиническим дисциплинам?
- Что изучает анатомия человека?
- Почему анатомия одновременно и аналитическая и синтетическая наука?
- Какие основные периоды выделяют в анатомии человека?
- Для чего нужно изучать индивидуальную изменчивость человека?
- Чем определяются индивидуальные анатомические особенности человека?
- Основные методы изучения человека.
- Что такое орган? Назовите 1 – 2 органа и ткань, которая в каждом из них является основной.
- Система органов. Определение. Аппарат органов.
Лекция 2. Общая анатомия скелета. (Чава С. В.)
- Отличительные особенности костей.
- Функции костей скелета.
- От каких факторов зависит форма костей?
- Чем объясняются механические свойства костей?
- Направления ориентирования коллагеновых волокон в пластинках остеона.
- Расположение промежуточных пластинок в кости.
- Почему кости дают тень при рентгене?
- Какие свойства приобретает кость при потере органических и неорганических веществ?
- Анатомические образования, называемые скелетом.
Лекция 3. Кости верхней и нижней конечности. Особенности строения и функции. (Литвиненко Л. М.)
- Назовите морфологические и функциональные особенности костей плечевого пояса.
- Функциональное значение ключицы, клиническое значение.
- Назовите признаки, характерные для таза человека, их функциональное значение.
- Какие признаки бедренной кости, костей голени характерны для прямохождения.
- Объясните и покажите, как произошла ротация первичных конечностей, превратившая их в руку и ногу. Назовите и покажите сгибательные и разгибательные поверхности верхней и нижней конечности.
- Назовите функциональные зоны стопы.
- Почему опорная стопа является важнейшим этапом в развитии человека.
- Назовите существенные признаки кисти человека, отличающие ее от кисти приматов.
- Назовите гомологи скелета передних и задних конечностей наземных животных и конечностей человека.
Лекция 4. Начальные стадии развития человека. (Литвиненко Л. М.)
- Назовите 4 периода онтогенеза человека, 2 периода внутриутробного развития и 5 стадий развития зародыша.
- Что такое дифференцировка, тотипотентность, рестрикция и детерминация?
- Что такое морфогенез?
- В какие сроки у эмбриона появляется 2, затем 3 зародышевых листка? Как называются пузырьки, между которыми они залегают?
- Какие части выделяют у сегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
- Какие части выделяют у несегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
- Какие органы развиваются из наружного зародышевого листка?
- Какие сосуды входят в состав пупочного канатика?
Лекция 5. Развитие черепа в онтогенезе. (Мирошкин Д. В.)
- Какие стадии окостенения проходят кости основания черепа и кости свода черепа?
- Какой отдел черепа во внутриутробном периоде растет наиболее быстро и почему?
- Сколько периодов быстрого роста черепа выделяют после рождения, и в каком возрасте эти периоды наблюдаются?
- Какая часть основания черепа (передняя или задняя) растет быстрее в детском возрасте?
- В каком возрасте заканчивается рост черепа в ширину и в длину?
- Чем отличается мужской череп от женского? Причины таких отличий.
- Причины ассиметрии черепа.
- В каком возрасте начинается облитерация швов черева?
Лекция 6. Анатомия и топография основания черепа. (Никифорова Е. Е.)
- Укажите границу между сводом и основанием черепа.
- Какие кости образуют основание черепа?
- Какие черепные ямки различают на внутренней поверхности основания черепа. Назовите границы между ними.
- Какие отверстия видны на наружной поверхности основания черепа. Их назначение.
- Какие отверстия видны на внутренней поверхности основания черепа? Их назначение.
- Какими костями образована крыловидно-нёбная ямка? Какими полостями черепа она сообщается и через какие отверстия?
Лекция 7. Общие вопросы медицинской антропологии. (Швецов Э. В.)
- Научные направления, выделяемые в антропологии.
- Вопросы, которые изучает антропологическая морфология. В чем отличия антропологической морфологии и анатомии?
- Назовите проблемы, общие для антропологии и медицины.
- Что такое антропометрия и антропоскопия? Методы, применяемые в антропологии.
- Вопросы, которые изучает антропогенез.
- Что такое антропометрические точки? Приведите примеры.
- Что такое «норма» в морфологии и как она определяется?
- Назовите основные закономерности акселерации.
- Назовите типы конституции и соответствующие им типы телосложения.
- Структуры рельефа кожи, свойства волос, глаз, строение черепа, мозга, которые учитывает антропология в своих исследованиях.