Творчество В.А. Жуковского

Субъективно-лирический романтизм.

Василий Андреевич Жуковский – первый и один из крупнейших русских романтиков. Белинский называл Жуковского «литературным Коломбом Руси, открывшим ей Америку романтизма в поэзии». Его творчество свидетельствует об исключительной органичности русского романтизма, о стремлениях поэта, который, впитывая лучшие достижения европейского искусства, стремился выработать оригинальный голос, найти национальное своеобразие.

Обстоятельства времени, сентиментально-меланхолические литературные вкусы, развившиеся в обществе в начале 19 века, как нельзя лучше пришлись к субъективному, личному чувству Жуковского. Внесением романтического содержания в свою поэзию Жуковский значительно расширил утвердившийся до него сентиментализм русской литературы.

Из содержания средневекового романтизма он брал только то, что отвечало его собственным идеально-мистическим стремлениям и мечтам. Значение Жуковского состояло в том, что поэзия его, будучи субъективною, в то же время служила общим интересам умственного развития. Субъективизм Жуковского был важным шагом вперёд по пути отрешения русской литературы от рационального классицизма. Поэт внес в русскую литературу малоизвестный ей дотоле мир внутренней жизни; его творчество развивало идеи человечности и своим неподдельным, задушевным чувством возвышало нравственные требования и идеалы.

Общий характер поэзии Жуковского вполне выразился в первый период поэтической деятельности его –1815 - 16 гг. Высокое совершенство формы, мягкий, плавный и изящный стих пленяли читателей, они важны были и тем, что познакомили русского читателя с лучшими явлениями европейского литературного творчества.

«Благодаря Жуковскому», – говорил Белинский, «немецкая поэзия – нам родная». По тому времени это была высокая задача, открывавшая русскому читателю совершенно новые и широкие горизонты.

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию («Жизнь и поэзия — одно»).

Первые произведения Жуковского созданы в духе сентиментализма. В 1802 году он перевел элегию Грея «Сельское кладбище», и с этого момента в его творчестве главенствующими становятся романтические принципы.

Элегия Грея была произведением, характерным для английского сентиментализма. И Жуковский во многом повторяет его мотивы. Но ему удается с большей силой, чем в подлиннике, выделить образ меланхолического, отрешенного от мира певца. В переводе Жуковского есть определенная романтическая «добавка», большая перспектива. Бедный певец – сквозная тема позднейшей лирики Жуковского. Он искал ее в образцах и усиливал при переводе.

Переложение баллады Бюргера «Ленора» в 1808 году, вышедшее как баллада «Людмила», окончательно утвердило В.А. Жуковского в качестве первого русского романтика. Через четыре года главный мотив «Людмилы» поэт переработал в русском духе в балладе «Светлана».

В 1808-1810 годах Жуковский возглавил «Вестник Европы» и заложил основы целого романтического направления.

Личная и творческая судьба Жуковский, его общественное поприще были воплощением глубокой человеческой порядочности. Он не просто придворный чтец, воспитатель наследника, жмущий руку любому «камер-лакею». Много сделал он в судьбе Пушкина, помогая воспитаться гению, предотвратил дуэль в ноябре 1836 года. Жуковский помог выкупиться на волю М.С. Щепкину, Т.Г. Шевченко.

В глазах Николая I, Жуковский – лидер оппозиционной партии, второе лицо после Пушкина. Когда Жуковский пришел к царю хлопотать за Ивана Киреевского, у которого царским повелением закрыли журнал «Европеец», и заявил, что он, Жуковский, «ручается» за Киреевского, Николай I его оборвал: «А за тебя кто поручится?». Новые материалы позволяют не разъединять Жуковского с декабристами, а сближать. Об был вместе с ними против крепостничества. Читал их устав, «Зеленую книгу», знал о тайных обществах, близок был с кн. С.П. Трубецким, с братьями Тургеневыми. Согласие с их идеями зафиксировано его пометами на книге Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», лично подаренной ему автором. Книга - важнейший документ декабристской идеологии. Недаром она по выходе в свет в 1818 году была запрещена. Жуковский ходатайствовал за Тургенева, проживавшего за границей и заочно приговоренного к смертной казни по делу о восстании 14 декабря. Жуковский в разговоре с Николаем I подчеркивал благородство намерений Николая Тургенева: отмена крепостного права как явления безнравственного и античеловеческого. Хлопотал за облегчение участи Г.С. Батенькова, Ф.Н. Глинки. Знал следственное дело полностью.

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию («Жизнь и поэзия — одно»).

В 1805 году двадцатидвухлетний Жуковский начал вести педагогические занятия со своими племянницами – Протасовыми. Дочь отца Жуковского – Афанасия Ивановича Бунина, – Екатерина Афанасьевна, в замужестве Протасова, овдовела и поселилась с двумя дочерьми – Марией и Александрой – в Белеве. Преподавание вскоре приняло поэтический характер: Жуковский полюбил свою старшую ученицу –Марию. Отъезды в Москву по журнальным делам обостряли чувства. В 1808 году в «Вестнике Европы» молодой редактор напечатал стихотворение под названием «Песнь», с пометкой: «1-го апреля». Это – день рождения Марии Протасовой. Через год он сделал предложение, но мать возлюбленной, Екатерина Афанасьевна, решительно отказала. Ее дочь Мария тоже испытывала ответное чувство к Жуковскому, страдала вместе с ним и опасно заболела. Предлоги для отказа были самые разные: близкое родство возлюбленных и прочее. Но, главное, конечно, то, что Жуковский – незаконнорожденный. Екатерина Афанасьевна оставалась непреклонной и на каждое новое предложение Жуковского отвечала отказом. Любовь принимала мучительный характер «и перерождалась в некое поклонение, исполненное горечи и безнадежности». Страшным ударом для Жуковского был выход в 1817 году Марии Протасовой замуж за профессора Мойера, преподававшего в Дерпте.

Платоническая любовь Жуковского приобрела мистический характер после того, как в 1823 году при родах Мария неожиданно скончалась. Большой цикл стихотворений, посвященных Марии, – лучшая часть его лирического наследия.

Несчастная любовь и разлука – мотив почти всех лирических произведений – имеют явно автобиографическое происхождение. Теон в стихотворении «Теон и Эсхин», рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу.

В «Песне» 1808 года заключены сокровенные поэтические формы для выражения всей силы молодого, искреннего чувства. «Письмо Татьяны к Онегину» в значительной мере имеет перекличку с «Песней» Жуковского. Но у него исповедуется влюбленный юноша, а в пушкинском романе – семнадцатилетняя сельская барышня:

Мой друг, хранитель – ангел мой,