Бюджетный дефицит (профицит), государственный долг.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение доходов над расходами – профицит бюджета, либо превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.

В случае профицита могут быть сокращены налоговые поступления в бюджеты. Выделяют понятие “первичный профицит”. Под первичным профицитом понимается превышение доходов бюджета над его расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае сумма расходов на обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или наблюдается значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, к которым относятся заработная плата с учетом взносов на социальное страхование, фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия и т.п.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования.

Источниками финансирования дефицита бюджета федерального правительства являются:

- внутренние источники (кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ);

- внешние источники (государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте).

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ выступают:

-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от кредитных организаций.

.Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

- бюджетные суды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от кредитных организаций.

Заимствование средств бюджетами разных уровней на различных финансовых рынках приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга. Государственный и муниципальный долг – это накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов Содержание и структура этих долгов определяется источниками финансирования и их удельным весом в соответствующем бюджете.

Самым крупным заемщиком является федеральное правительство Российской Федерации

Долговые обязательства федерального правительства подразделяются на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 30 лет). Они обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом (государственной казной).

В настоящее время государственный долг федерального правительства РФ складывается из задолженности ЦБ РФ по кредитам на покрытие бюджетного дефицита, предприятиям и населению по ценным бумагам (ГКО-ОФЗ), целевым займам и прочим СССР, по кредитам Лондонскому, Парижскому клубам кредиторам, Международному Валютному Фонду, задолженности по еврооблигациям и т.д.

Большая доля государственного долга приходится на внешний долг. Наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью.

Основная сумма внешнего долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати стран – крупнейших мировых кредиторов. Следующим крупным внешним заимодателем РФ выступает Лондонский клуб кредиторов, в который входят более 600 коммерческих банков.

В 1996 году РФ впервые вышла на мировой финансовый рынок со своими ценными бумагами. Первый выпуск еврооблигаций составил сумму в 1 млрд. долларов, при фиксированном доходе по ставке 9,25% и сроке погашения 5 лет. Аналогичные займы размещались в 1997-1998 годах.

Региональные и муниципальные органы исполнительной власти также могут осуществлять внешние заимствования в соответствии со специальными указами президента и постановлениями правительства Российской федерации. Разрешение на размещение облигационных займов на внешних рынках получили органы исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Республики Коми, Татарстана Ленинградской, Орловской, Самарской, Московской областей, Красноярского края и некоторые другие.

Право на внешние заимствование может быть предоставлено только тем органам региональной и муниципальной, исполнительной власти, которые не получают финансовых средств из других бюджетов.

В настоящее время действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты РФ. муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России, который ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.