Методические требования к конспекту
Классификация уроков информатики по объему и характеру использования компьютера
Урок как основная форма организации учебного процесса
Урок
Урок – это основная форма учебного процесса, основными признаками которой являются постоянный состав учебных групп учащихся, строгое определенное содержание обучения в каждом классе, расписание учебных занятий, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, ведущая роль учителя, систематическая оценка, проверка знаний. Важнейшими характеристиками урока являются: цель, содержание, средства и методы обучения, организация учебной деятельности.
Уроки можно классифицировать по различным признакам: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и т.п.
Кабинет вычислительной техники обычно используется учителем на уроках для демонстраций, фронтальных лабораторных работ, проведения практикума и внеклассной работы.
Демонстрации учитель обычно проводит, используя монитор большого размера, подключенный к компьютеру. В последнее время все большее распространение получают мультимедийные электронные проекторы, которые можно использовать в незатененных помещениях для демонстрации цветного изображения с компьютера. Интерактивная доска также позволяет проводить демонстрации различных объектов: блок‐схем алгоритмов, графиков, фрагментов программ и т.п. При работе с локальной сетью учитель может посылать с учительского компьютера демонстрируемое изображение на компьютеры учащихся и даже пересылать им целые демонстрационные программы. Все это позволяет эффективно реализовывать принцип наглядности и достигать основной цели демонстрации – восприятие учениками новой учебной информации.
Лабораторная работа проводится обычно в виде фронтальной работы, когда все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами. Эти средства могут использоваться с различными дидактическими целями: освоение нового материала (обычно с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (с помощью программы‐тренажера), проверка усвоения полученных знаний и умений (с помощью контролирующей программы). При этом действия учеников могут быть синхронными, или они могут работать в различном темпе. Роль учителя при фронтальной лабораторной работе состоит в наблюдении за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть) и оказании им оперативной помощи. Фронтальные лабораторные работы могут быть как кратковременными, так и проводиться целый урок. В старших классах они могут выполняться на спаренных уроках, но так чтобы время работы на компьютере на первом часе занятий не превышало 30 минут, а на втором – 20 минут. Поэтому вначале учитель дает общий инструктаж по работе, выдает индивидуальные задания, показывает приемы их выполнения, а затем учащиеся делают работу. После перерыва они продолжают её выполнение в течение ещё 20 минут, а оставшуюся половину второго урока учитель принимает отчеты по работе и подводит итоги.
Практикум проводится по индивидуальным заданиям в ходе самостоятельной работы в течение одного, двух или более уроков. При этом часть задания может выполняться вне урока и дома. Обычно такие задания выдаются для отработки умений по целому разделу или теме курса. Учащиеся сами решают, когда им работать за компьютером, а когда – с книгой или с тетрадью. В ходе практикума учитель наблюдает за ходом работы учеников, оказывает им помощь. При необходимости он может остановить работу и обратить внимание всех учащихся на типичные ошибки, или провести обсуждение общих вопросов. Учитель также должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало допустимых норм.
План‐конспект может иметь следующую примерную структуру: