Международные формы регулирования международных торговых отношений. Деятельность ГАТТ-ВТО.

Важнейшими чертами мирового хозяйства являются углубление международного экономического сотрудничества и усиление взаимозависимости государств. Следовательно, проблемы и противоречия между странами не могут быть решены только на национальном уровне. Для эффективного использования преимуществ интернационализации необходимо регулярно согласовывать средства внешнеторговой политики, разрабатывать взаимоприемлемые правила и процедуры, определяющие рамки поведения государств и других экономических субъектов во всех формах международных экономических отношений. В послевоенное время решение таких задач осуществляется на многосторонней основе в рамках международных экономических организаций. Среди них можно выделить ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, региональные комиссии ООН, МТП, а также межправительственные организации по регулированию отдельных рынков (ОПЕК). Благодаря деятельности данных организаций и особенно ГАТТ-ВТО, средняя ставка тарифа была снижена с 40% до 3%.

Одна из таких организаций возникла в 1947году. Для ускорения процесса либерализации торговли 23 страны разработали и подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Первоначально предполагалось, что на базе ГАТТ будет создана Международная торговая организация (МТО). Однако реализация этой идеи по ряду причин была отложена почти на 50 лет.

Среди причин создания ГАТТ следует назвать следующие. После второй мировой войны мировой рынок характеризовался высокой степенью протекционизма, т.е. защиты внутренних рынков. Средняя ставка тарифа составляла 40%. Эта ситуация в первую очередь не устраивала США, поскольку по окончании войны они стали наиболее сильным государством с очень развитым производством, однако их экспорт сдерживался тарифными и нетарифными ограничениями других стран. Экспорт США также сдерживался тем, что колониальные страны (Великобритания, Франция, Португалия, Голландия) торговали со своими колониями на преференциальной основе со множеством льгот, чего США были лишены.

Поэтому США решили инициировать создание международной торговой организации с целью либерализации мировой торговли. Для этого они разработали в 1945 г. «Предложения по расширению торговли и занятости», где зафиксировали отмену некоторых ограничений в торговле. США также разработали устав МТО – так называемая «Гаванская хартия». Однако устав МТО не приняли, поскольку он не соответствовал интересам всех участвующих 23-х стран.Тем не менее был принят и остался в силе один документ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), который вступил в силу 1 января 1948 г.

Главной целью ГАТТ являлось обеспечение условий для развития международной торговли, ослабление торговых барьеров и регулирование торговых споров.

Механизм функционирования ГАТТ был основан на проведении крупных международных переговоров – раундов. Каждый тур переговоров проходил в течение длительного периода времени (несколько лет). На них обговаривались основные проблемы торговой политики и вырабатывались правила, принципы, в соответствии с которыми должна вестись международная торговля. Всего их состоялось восемь.

Первые шесть туров (раундов) переговоров способствовали существенному снижению тарифных барьеров. В результате шестой встречи – «Кеннеди раунда» – (1963—1967 гг.) была достигнута договоренность о взаимном снижении пошлин на промышленные товары на 36 % в течение последующих пяти лет. Также был принят антидемпинговый кодекс.

«Токио раунд» (1973—1979 гг.) рассматривал вопросы дальнейшего снижения тарифов, сельскохозяйственные проблемы и нетарифные препятствия на пути обмена. В результате переговоров развитые индустриальные страны согласились на сокращение таможенных тарифов на 25—30 % до уровня 4-5% на промышленные товары. Бал пересмотрен и дополнен антидемпинговый кодекс. Были подписаны пять кодексов (соглашений) добросовестной конкуренции, в которых определены единые формы использования основных нетарифных барьеров. Это кодекс о субсидиях и компенсационных мерах, кодекс технических стандартов, кодекс о государственных закупках, кодекс о таможенной оценке, кодекс о процедуре лицензирования импорта.

В ходе Токийского раунда было заключено Соглашение о торговле гражданской авиационной техникой. Его страны-участницы полностью либерализовали торговлю гражданскими самолетами и их компонентами, запчастями и устранили все тарифные и нетарифные барьеры в этой отрасли.

«Уругвайский раунд» (1986—1994 гг.) обсуждал проблемы дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами, а также сельскохозяйственной продукцией. На время проведения раунда страны договорились не вводить новые нетарифные барьеры. Среди подписанных документов в рамках «Уругвайского раунда» можно выделить соглашение о защите прав интеллектуальной собственности в торговле (ТРИПС), призванное пресечь нарушение прав в таких сферах интеллектуальной собственности, как патенты, торговые знаки, авторские права и коммерческие тайны. Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Важность этого соглашения обусловлена тем, что на услуги в среднем приходится порядка 20% стоимости мировой торговли.

На уругвайском раунде был заключен договор о текстиле и одежде. Он подразумевал поэтапную отмену дискриминационных мер, которые применяются развитыми странами в отношении более дешевой продукции из развивающихся стран.

На завершающем этапе «Уругвайского раунда» был подписан договор о создании в рамках ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), способной обеспечить эффективное регулирование международных торговых отношений. ВТО вступила в силу 1 января 1995 г. Главная задача ВТО — содействовать либерализации мировой торговли и соблюдению правил ее ведения.

 

Сфера деятельности ВТО более широка по сравнению с ГАТТ. Помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Штаб-квартира находится в Женеве.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к концу 2005 г. ее членами являлись уже 149 стран — развитых, развивающихся и постсоциалистических. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95 % мирового товарооборота. Украина подала заявку на вступление в данную организацию в 1999 г., однако до настоящего времени не является ее членом.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г., Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений — оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

ФункциямиВТО являются:

1. наблюдение за состоянием мировой торговли предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;

2. обеспечение механизмов разрешения международных торговых споров;

3. разработка и принятие мировых стандартов торговли;

4. наблюдение за торговой политикой стран;

5. обсуждение проблем международной торговли.

Деятельность ВТО основывается на следующих принципах:

1. принцип наибольшего благоприятствования (принцип недискриминации).Заключается в том, что страна должна предоставить своему партнеру по ВТО такие же привилегии, которые она предоставляет любой другой стране. Т.е. если правительство страны применяет какую-либо новую льготу в торговле с другим государством (например, снижение тарифа, увеличение квоты и т.д.), то эта льгота должна обязательно распространяться на торговлю с остальными странами-участницами ВТО. Т.о. не должно быть односторонних льгот, т.к. это будет означать дискриминацию остальных партнеров.

2. Принцип национального режима. Он заключается в том, что страны-участницы должны устанавливать для товаров других стран-участниц ВТО такой же режим, как и для отечественных товаров. Т.е. должен применяться равный подход к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов и т.п.

3. Принцип защиты национальной промышленности.В случае, если стране необходимо ввести импортные тарифы для защиты своей промышленности, то это должны быть именно тарифы, а не нетарифные методы (квоты, стандарты и т.д.). Т.е. в случае, если возникает сильная угроза со стороны внешней конкуренции, предпочтительными являются тарифные методы ограничения импорта, т.к. это ограничение легче регулировать, оно более прозрачно.

4. Принцип создания устойчивой, стабильной основы торговли. Предусматривается, что отдельная страна в одностороннем порядке не может пересматривать уровень тарифа, согласованный в ВТО.

5. Принцип содействия справедливой конкуренции. Заключается в запрете применения субсидий и демпинга. Если же какая-либо страна их применяет, то ее торговый партнер имеет право использовать компенсационные меры (т.е. антидемпинговые и компенсационные пошлины), которые нивелируют эти действия.

6. Принцип действий в чрезвычайных ситуациях. Если страна находится в чрезвычайном положении (действие стихии, социальные переполохи и др.), то она может временно выйти за пределы взятых на себя торговых обязательств, т.е. может повысить тариф, ввести квоту и т.п. Однако это необходимо заранее согласовать в ВТО.

7. Принцип региональных торговых соглашений. Означает, что для региональных интеграционных объединений может устанавливаться особый режим, исключения из общих правил. Например, в ЕС страны-участницы установили наиболее благоприятный режим без каких-либо ограничений. Эти льготы не распространяются на другие страны ВТО, что как бы нарушает принцип наибольшего благоприятствования. Однако последний принцип позволяет в рамках региональных объединений использовать сверхльготы.

Поскольку в ВТО участвуют страны с разным уровнем экономического развития, торговые правила устраивают не всех участниц. Более слабые страны имеют слабую промышленность, которая беззащитна перед товарами индустриально развитых стран. Этим странам необходимо применять протекционистские меры для защиты своей экономики. Поэтому для них применяется «принцип невзаимности». Он означает, что если богатая страна предоставляет бедной льготы, последняя не обязана отвечать предоставлением каких-либо льгот. Т.о. развитые страны-участницы ВТО обязаны либерализовать торговую политику, а развивающиеся могут ее сохранять на определенное время и не в полной мере. Если же в стране повышается индустриальный уровень, она лишается льготного режима «невзаимности».