Тема 1. Сущность, цели и задачи аудита
Вопросы по теме:
1. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.
2. Виды аудита и аудиторских услуг
3. Принципы аудита
4. Профессиональная этика аудитора
1. С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необходимость создания системы контроля за деятельностью частных предпринимательских структур.
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой - стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 - 1993 гг.)
Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности") - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и ряда других документов.
Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Третий этап: Принятие Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". На данном этапе подтвердилось окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в РФ.
За прошедший с основания аудита период (около 20 лет) произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона N 119-ФЗ были уточнены, но современные экономические условия потребовали внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Примечание: Сравнительный анализ двух Законов показывает, что все основные статьи Закона N 119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита" и 17 "Лицензирование аудиторской деятельности", которые в новый Закон не попали. В связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в новом Законе серьезное внимание уделено саморегулируемым организациям аудиторов и связанным с этим организационным вопросам, ведению реестров аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов и др.).
Внимание! Закон N 307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 г., за исключением ч. 1 - 9 ст. 11, ст. ст. 12 и 16.
Части 1 - 8 ст. 11 Закона N 307-ФЗ вступают в силу с 1 января 2011 г. Часть 9 ст. 11, ст. ст. 12 и 16 - с 1 января 2010 г.
Знание Закона необходимо прежде всего аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.
Закон «Об аудиторской деятельности» представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: ГК РФ, НК РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и др.
Закон «Об аудиторской деятельности» включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация, саморегулируемая аудиторская организация и др.
В Законе «Об аудиторской деятельности» установлены:
· права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
· критерии проведения обязательного аудита;
· понятие аудиторской тайны;
· сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
· понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того, в Законе «Об аудиторской деятельности» разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
В п. 2 и 3 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года (принят Государственной Думой 24 декабря 2008 г.) дается следующее определение аудиторской деятельности и аудиту:
· Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п.2. ст. 1 Закона № 307-ФЗ).
· Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составуотчетность,предусмотренная иными федеральными законами (п.3. ст. 1 Закона № 307-ФЗ).
Примечание:В п. 1 ст. 1 ранее действовавшего (до 01.01.2009г.) Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07 августа 2001 года (принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.) дается следующее определение аудиторской деятельности:
«Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом,
· в старом Законе аудиторская деятельность и аудит рассматривались как единая категория.
· в новом Законе четко определено, что аудиторская деятельность не только проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (п.4. ст.1 Закона № 307-ФЗ):
а) обзорные проверки (правило-стандарт № 33); б) согласованные процедуры (правило-стандарт № 30); в) компиляция финансовой информации (правило-стандарт № 31).
Внимание! Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность).
Одновременно с этим в п. 6 ст. 1 Закона № 307-ФЗ указано ограничение на осуществление деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а именно:
· Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
Примечание: Такое же ограничение было и в старом Законе (№ 119-ФЗ, действовавшем до 01.01.2009г.)
Аудиторские фирмы регистрируются как организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением формы открытого акционерного общества (ОАО), государственного или муниципального унитарного предприятия(п. 2 ст. 18 Закона № 307-ФЗ);
Цель аудита приведена в самом определении аудита, данном в Законе № 307-ФЗ, а именно:
· Цель аудита - выражение мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Примечание: В старом Законом «Об аудиторской деятельности» указано, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Внимание! В новомЗаконе № 307-ФЗ, действующем с 01.01.2009г. целью аудита является только выражение мнения о достоверности отчетности.
· Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, и принимать обоснованные решения.
Примечание: Такое определение «достоверности» было дано в старом Законе. В новом Законе никаких определений достоверности не приводится, тем не менее это не означает, что данное определение не соответствует действительности.
Внимание! Невозможно обеспечить абсолютную уверенность в отношении финансовой отчетности в силу присущих аудиту ограничений, которые влияют на возможность обнаружения аудитором существенных искажений.
Аудиту присущи следующие ограничения:
· в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
· любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора; риск представления аудитору руководством заведомо ложной информации или непредставление руководством необходимой информации, например информации о связанных сторонах);
· преобладающая часть аудиторских доказательствлишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.
Кроме того, работа, выполняемая аудитором для формирования мнения, основывается на его суждениях, в частности, в отношении:
· сбора аудиторских доказательств, например, при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур;
· выводов, сделанных на основе собранных аудиторских доказательств, например, путем оценки разумности расчетов руководства в ходе подготовки финансовой отчетности.
Существуют и другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов по определенным предпосылкам, на основе которых подготовлена финансовая отчетность (например, в отношении хозяйственных операций между связанными сторонами).
Для таких случаев предусмотрены особые аудиторские процедуры, которые, в силу характера отдельных предпосылок, обеспечивают достаточные и уместные аудиторские доказательства при отсутствии:
· необычных обстоятельств, которые усиливают риск существенного искажения сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;
· любого признака, указывающего на наличие существенного искажения.
Внимание! Таким образом, аудит не является гарантией того, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений, а аудиторское мнение не может приниматься ни как уверенность в жизнеспособности субъекта в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного субъекта.
С точки зрения методологии общий метод аудита состоит в определении с вероятностью Р ожидаемой ошибки М бухгалтерской отчетности (либо определение предельного значения Мп), которое ожидаемая ошибка бухгалтерской отчетности с вероятностью Р не превысит) и сравнении ее с допустимой ошибкой бухгалтерской отчетности (уровнем существенности) S.
Ожидаемая ошибка М и допустимая ошибка S при этом могут иметь относительное (проценты) или стоимостное (рубли) выражение.
Если М < S (или М < S), то с вероятностью Р информация, представленная в бухгалтерской отчетности, достоверна.
2. Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит
С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:
· общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
· банковский аудит;
· аудит страховых организаций;
· аудит бирж;
· аудит внебюджетных фондов;
· аудит инвестиционных институтов.