Какие мероприятия характерны для стратегии усиления кадрового потенциала предприятия?

Задания для самостоятельной работы

Таблица 11.1 – Варианты финансовой реструктуризации

Категория предприятия Состояние бизнеса Вариант реструктуризации
Низкая или отрицательная рентабельность активов тормозит рост рыночной стоимости бизнеса Реструктуризация капитала совместно с реструктуризацией организационной единицы

 

 

Окончание таблицы 11.1

Приносит незначительную прибыль, имеет неоптимальную структуру капитала. Приносит доход при высокой стоимости бизнеса в условиях текущего менеджмента. Однако чистая стоимость активов предприятия, по не зависящим от управления причинам, меньше стоимости обязательств Реструктуризация требований (отсрочка, рассрочка долга и т.п.). Реструктуризация капитала с распределением обязательств между претендентами на собственность по полной сумме требований кредиторов
Может приносить доход, но бизнес трудно управляем. Погашение обязательств возможно после смены руководства и/или стратегии бизнеса Реструктуризация капитала. Новая структура капитала при смене стратегии действий и/или управления позволит распределить требования в соответствии с приоритетами
Предприятия легче ликвидировать, чем оживить (плохое управление, экономический упадок отрасли, конец жизненного цикла предприятия и др.) Ликвидация активов предприятия и распределения конкурсной массы по приоритету интересов

Успех финансовой реструктуризации во многом будет зависеть от умения руководства:

Ÿ тщательно планировать движение потоков денежных средств с учётом меняющихся обстоятельств и последствий принимаемых решений по реструктуризации активов, имущества и капитала;

Ÿ сочетать тактические решения по реструктуризации предприятия со стратегической задачей роста рыночной стоимости.

Все проводимые меры должны рассматриваться через призму добавления стоимости предприятия:

Ÿ гибкого реагирования на изменение рыночной, политической и экономической ситуации;

Ÿ комплексного подхода к планам финансовой реструктуризации с использованием таких инструментов управления и контроля, как рентабельность активов, финансовый рычаг, цена и структура капитала.

Таким образом, несостоятельность предприятия можно преодолеть, применяя финансовую реструктуризацию как основной инструмент антикризисной финансовой стратегии.

Выбор и использование критерия эффективности варианта стратегии финансовой реструктуризации, с одной стороны, завершают моделирование финансовых процессов на предприятии, с другой стороны, дают толчок рассмотрению новых, более перспективных вариантов реформирования бизнеса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как антикризисная стратегия управления помогает избавиться от несостоятельности (банкротства)?

2. Какая существует связь между антикризисной стратегией, структурой предприятия, ресурсами и организационной культурой?

3. Назовите цель и задачи маркетинга в антикризисном управлении.

4. В чём заключается маркетинговая стратегия антикризисного управления?

5. Каковы особенности управления текущими финансовыми потоками в период финансового оздоровления?

6. Что включает в себя программа финансового оздоровления неплатёжеспособной организации?

7. Как влияет инвестиционная политика предприятия на опасность появления кризиса?

8. Каковы задачи кадровой политики в условиях кризиса?

9. Дайте характеристику основным направлениям кадрового аудита.

10. В чём состоят основные задачи реструктуризации?

11. Какие существуют концепции и направления реструктуризации?

12. Объясните алгоритм финансовой реструктуризации.

13. Какие существуют варианты финансовой реструктуризации?

14. В чём суть периода достигнутой стабилизации?

15. Объясните стратегию предприятия на стадии динамичного развития.

16. Какие существуют меры восстановления платёжеспособности в период выживания?

17. В чём суть процессов изменений в производстве, структуре капитала и собственности?

 

Задание 1. Укажите, являются ли следующие утверждения верными. Ответьте «да» (+) или «нет» (–):

1. Одним из главных принципов маркетинга в стратегии антикризисного управления является производство таких товаров, которые считаются наиболее ходовыми на рынке и приносят основную массу прибыли.

2. Маркетинговая стратегия разработки товара применяется предприятиями, которые стремятся расширить сбыт своих товаров в результате поиска и создания новых рынков сбыта.

3. План финансового оздоровления представляет собой совокупность главных целей предприятия и основных способов их разрешения.

4. Если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения, то такое предприятие можно считать несостоятельным.

5. Реструктуризация кредиторской задолженности может быть осуществлена только путем отсрочки или рассрочки платежей.

6. Финансовая реструктуризация меняет статус юридического лица предприятия.

 

Задание 2. Решите задачи:

Задача 1. Ваше предприятие нуждается в приобретении нового оборудования. Покупку можно сделать одним из двух способов: за счёт банковского кредита или по лизингу. Какие основные моменты нужно принимать во внимание при анализе альтернатив?

Задача 2.Годовая потребность предприятия в сырье составляет 96 тонн при годовых затратах на хранение 1 тонны 80 000 руб. и издержках на организацию поставок 60 000 руб. по каждой партии. Используя формулу Уилсона (формула определения оптимального размера партии товара), определите оптимальный размер партии поставки сырья, интервал между поставками, оптимальное число поставок в планируемом периоде (год), средний уровень текущего запаса, среднегодовые издержки на организацию поставок и содержание запасов.

Задача 3. Компания «Синица» хочет диверсифицировать свою деятельность. По расчетам развертывание нового бизнеса «с нуля» стоит 250 млн. долл. Можно пойти и другим путем: присоединить готовую фирму. Стоимость активов потенциальной компании-цели 140 млн. долл., ее прибыль до выплаты процентов и налогов (EBIT) равна 30 млн. долл. Обычно подобные компании имеют продажную стоимость собственного капитала приблизительно в 13 раз больше текущих доходов, 40 % долгов в структуре капитала, проценты за кредит составляют 10 % годовых, налоги на прибыль – 34 %. Следует оценить, целесообразно ли слияние.

Задача 4. Компания «Конрад» хочет купить компанию «Белла» за 1 млн. долл. Компания «Белла» будет давать денежный поток 500 тыс. долл. (400 тыс. долл. прибыль и 100 тыс. долл. амортизация) ежегодно следующие 4 года. Цена капитала – 13 %. Компания «Конрад» платит налоги по ставке 24 %. Следует ли проводить сделку?

 

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ из четырёх предлагаемых вариантов для каждого вопроса:

 

1. Сворачивание бизнеса, в том числе стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации называется:

а) стратегия стабильности;

б) функциональная стратегия;

в) стратегия сокращения;

г) стратегия выживания.

2. Что из ниже перечисленного можно отнести к организационным механизмам оздоровления неплатёжеспособных предприятий:

а) приватизация имущества предприятия путем продажи его как имущественного комплекса;

б) получение максимальной прибыли от реализации продукции предприятия;

в) снижение затрат на производство продукции предприятия;

г) повышение образовательного уровня производственного персонала и улучшение условий труда.

3. Совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации по работе с персоналом называется…

а) кадровая политика;

б) управление персоналом;

в) оргштатная политика;

г) кадровый потенциал.

4. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей называется…

а) соперничество;

б) целеполагание;

в) конфликт;

г) мотивация.

а) подбор соответствующих необходимой квалификации специалистов, смена некомпетентного менеджмента, повышение квалификации персонала;

б) внедрение систем оперативного и целевого управления, улучшение информационной базы управления, внедрение новой информационной системы для принятия управленческих решений;

в) реорганизация организационной структуры, внедрение концепции центров финансовой ответственности, внедрение новой культуры производства, ориентированной на рынок;

г) внедрение системы всеобщего управления качеством, создание кружков качества, изменение системы оперативного управления.