Методология антикризисного управления организацией
Методология антикризисного управления (в широком смысле) отражается в его цели, задачах, основном принципе, функциях, стратегиях, этапах, стиле, механизме и свойствах.
Главными целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
Кроме того, можно выделить ещё следующие цели антикризисного управления:
1) предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему;
2) воспрепятствование опасным факторам кризиса;
3) управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить);
4) обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;
5) ослабление негативных последствий кризиса;
6) использование факторов и последствий кризиса для дальнейшего развития организации.
Задачи антикризисного менеджмента можно объединить в следующие группы:
1. Прогнозирование предкризисных состояний, поскольку своевременное обнаружение первых признаков (симптомов) и причин кризиса позволит выровнять ситуацию и не понести больших потерь;
2. Экономическое обоснование применяемых программ;
3. Определение средств и методов управления в условиях кризисных ситуаций (прежде всего, методологические задачи);
4. Дифференциация технологий менеджмента – в антикризисном управлении большую роль играют анализ и оценка кризисных ситуаций, поиск требуемой информации, разработка управленческих антикризисных решений, а также инновационных стратегий, с помощью которых предприятие может выйти из кризиса;
5. Разработка селекции (отбора) персонала и исследование конфликтологии, так как конфликты являются неотъемлемой частью кризисных ситуаций.
Основной принцип антикризисного управления – постоянный мониторинг внутренней и внешней среды организации в целях раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса и своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения предприятия на рынке, его конкурентного статуса.
Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они заключаются в том, чтобы предпринимать только те меры, которые приведут к положительным эффективным результатам в преддверии, процессе и после кризисной ситуации. Можно выделить следующие основные функции антикризисного управления (см. рис. 4.3).
Рисунок 4.2 – Функции и потребность в антикризисном управлении[40]
К основным функциям антикризисного управления относятся:
предкризисное управление;
управление в условиях кризиса;
управление процессами выхода из кризиса;
стабилизация неустойчивых положений;
минимизация потерь и упущенных возможностей;
своевременное принятие необходимых мер и решений.
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
Для антикризисного управления особое значение имеет обоснование стратегии развития предприятия.
Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов организации. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию.
В рыночной экономике в условиях жёсткой конкуренции ранее благополучное предприятие может достаточно легко оказаться в состоянии кризиса и неплатёжеспособности. Как показывает опыт, нарушение платёжеспособности в современных условиях является, как правило, следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям, происходящим в его внешней и внутренней среде, т.е. методы и технологии управления неадекватны условиям её развития.
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:
противодействие кризисным явлениям, замедление процессов кризиса;
предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
последовательный вывод предприятия из кризиса.
Однако в антикризисном управлении применяются и такие стратегии, как:
стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
рассчитанный риск;
предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.
В целом стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:
1) управление кризисами – ограничение его последствий, компенсация причинённого ущерба и возврат к предшествующей ситуации;
2) подготовка к кризисам – формирование специального отдела по проблемам кризисов и необходимых резервов, например;
3) предупреждение кризисов – снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон деятельности предприятия;
4) предотвращение контрпроизводства – деструктивных последствий производства как в нормальных, так и в кризисных условиях.
Этапы антикризисного управления:
1. Анализ состояния внешней среды (макро- и микросреды) и определение миссии предприятия;
2. Исследование экономического механизма возникновения кризисных ситуаций – создание системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения кризиса;
3. Стратегический контроллинг деятельности предприятия (система обеспечения долгосрочного существования компании на рынке) и выработка стратегии предотвращения его несостоятельности;
4. Оперативный контроллинг – оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
5. Разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;
6. Постоянный учёт риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Таким образом, антикризисное управление – это такое управление, в котором предусмотрены и эффективно применяются меры по:
предвидению опасности кризиса;
анализу его симптомов и причин;
разработке и реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия;
использованию кризиса для последующего развития предприятия.
Многообразие антикризисного управления помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления (см. рис. 4.3).
Рисунок 4.3 –Антикризисное управление: требования к системе,
механизму и процессу управления[41]
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Основными её свойствами являются:
гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления, – основаны на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений;
склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
снижение уровня централизма в управлении для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции;
тщательный отбор персонала, способного эффективно действовать в условиях высокой неопределённости, нехватки ресурсов и времени.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными процессами и технологиями являются:
мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
интеграции по ценностям профессионализма;
инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.
Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:
профессиональным доверием, гибкостью и адаптивностью;
целеустремлённостью и уверенностью;
антибюрократичностью, инициативностью и мотивацией энтузиазма;
мобильностью;
исследовательским подходом, поддержкой инноваций;
самоорганизацией;
корпоративностью;
принятием персональной ответственности.
Факторы эффективности антикризисного управления организацией. Чаще всего эффективность антикризисного управления оценивается по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.
Основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления, следующие:
профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка персонала;
высокое качество подготовки управленческого персонала;
методология разработки рискованных решений;
анализ ситуации и прогнозирование тенденций;
корпоративность персонала – понимание и принятие всеми работниками целей организации и проводимых изменений;
опора на лидерство;
оперативность и гибкость управления;
стратегия и качество антикризисных программ;
человеческий фактор;
мониторинг кризисных ситуаций.