Таким образом, антикризисное управление – это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации.
Сущность и содержание антикризисного управления предприятием
ТЕМА 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА МАКРОУРОВНЕ
РАЗДЕЛ 2. ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
На какой стадии кризисного процесса, мобилизовав все необходимые ресурсы и потенциал, предприятие может справиться и преодолеть кризис?
Какие характерные признаки соответствуют коммутантному этапу развития организации?
Какая фаза НЕ относится к стадиям кризисного процесса по Финку?
а) продромальная;
б) острая непреодолимая;
в) хроническая;
г) фаза разрешения.
5. На продромальной фазе кризисного процесса основной задачей менеджера является…
а) удержать контроль над кризисной ситуацией и найти возможность повлиять на источники ее возникновения;
б) свести продолжительность кризисного события к минимуму;
в) своевременно заметить и распознать симптомы кризиса;
г) вычислить оптимальный план по достижению благоприятного разрешения кризиса.
а) организация находится в состоянии деструктуризации, прекращения её существования в прежнем виде;
б) требуется перестройка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности организации;
в) организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке;
г) организация находится в состоянии упадка, старения, её структура упрощается.
7. Характерными признаками банкротства как одного из типов организационных кризисов являются…
а) угроза потенциалу развития (инновационного потенциала) предприятия или его потеря;
б) неплатёжеспособность и/или дефицит бюджета предприятия;
в) угроза потери платёжеспособности (или её отсутствие) и/или опасность возникновения дефицита бюджета;
г) угроза целям и результатам деятельности предприятия или их потеря.
а) острый преодолимый кризис;
б) латентный кризис;
в) острый непреодолимый кризис;
г) потенциальный кризис.
9. Выберите правильное неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса:
а) Кризис = Денежные средства > Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах;
б) Кризис = Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах – Текущая финансовая потребность в оборотных средствах;
в) Кризис = Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах;
г) Кризис = Денежные средства = Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах.
4.1 Сущность и содержание антикризисного управления предприятием
4.2 Антикризисное управление на различных этапах экономического цикла
4.3 Методология антикризисного управления организацией
4.4 Сущность антикризисного процесса
4.5 Формирование антикризисной команды
Основные понятия:управляемый процесс, неуправляемый процесс, антикризисное развитие, антикризисное управление: превентивное и реагирующее, антикризисный мониторинг, антикризисный процесс, антикризисные процедуры: реорганизационные и ликвидационные, антикризисный механизм, антикризисные мероприятия: тактические и стратегические, защитная тактика, наступательная тактика, антикризисная команда, эффективность антикризисного управления.
Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые.
Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определённом направлении при сознательном воздействии на них[32].
Неуправляемые процессы – это такие процессы, когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов всё равно случится то, что должно случиться.
Различия между этими двумя видами процессов относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов. Более того, управляемые процессы (при определённых условиях) могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведёт к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведёт к кризисным ситуациям. Так, например, бюрократизм в отрицательных формах своего проявления рождает социальную напряжённость, конфликтные ситуации, снижение эффективности управления.
Как уже отмечалось ранее, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система (предприятие, регион, государство) развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Таким образом, управление социально-экономической системой в определённой мере должно быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие социально-экономической системы (организации).
Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям её развития.[33]
Антикризисное управление – это такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.[34]
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Антикризисное управлениеможно рассматривать также как особую систему управления предприятием, которая направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента (разработка и реализация на предприятии специальной программы, позволяющей устранять временные затруднения, сохранять и приумножать рыночные позиции при любых обстоятельствах).[35]
Здесь объединены две составляющие антикризисного управления:
1) предотвращение ещё не наступившего кризиса;
2) преодоление уже наступившего кризиса.
Достижение этих задач требует от менеджеров предприятия использование различных инструментов управления.
Так, решение первой задачи – предотвращение кризиса – предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Поэтому такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.
Тогда, антикризисное управление в широком смысле – это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска.[36] В этом смысле антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения и от его стадии жизненного цикла. Оно должно обеспечить организации в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованную рынком продукцию и достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств.
Решение второй задачи – преодоление кризиса – всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле – это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из этой кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности.[37] Чаще всего применяется на стадии спада деловой активности.
Концептуально сущность антикризисного управления социально-экономическими системами (организациями) отражается в следующих основных положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определённой степени можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать, кризисными процессами в определённой степени можно управлять, управление процессами выхода из кризисных ситуаций способно ускорить эти процессы и минимизировать (или даже нейтрализовать) их негативные последствия;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.
Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.
К объектам антикризисного управления относятся социально-экономические системы во всём своём многообразии – организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. При этом возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.
Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры – антикризисные управляющие (в судебных процедурах банкротства – арбитражные управляющие).
Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (см. рис. 4.1).