Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.
Рисунок 3.2 – Возникновение и распознавание кризиса
Факторы кризиса – события (явления, процессы, тенденции), создающие возможность появления кризисов, т.е. «настораживающие события». Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации можно классифицировать следующим образом:
1) Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но всегда влияют на неё. Их можно подразделить на три подгруппы:
а) общеэкономические факторы – негативно воздействуют на хозяйственную деятельность конкретного предприятия и формируют угрозу его банкротства, например:
рост инфляции;
спад объёма национального дохода;
замедление платёжного оборота;
нестабильность налоговой системы;
нестабильность регулирующего законодательства;
снижение уровня реальных доходов населения;
рост безработицы и др.;
б) рыночные факторы – негативные для данной организации тенденции развития товарных (сырье и материалы и выпускаемая продукция) и финансового рынков:
снижение ёмкости внутреннего рынка;
усиление монополизма на рынке;
существенное снижение спроса;
рост предложения товаров-субститутов;
снижение активности фондового рынка;
нестабильность валютного рынка и др.;
в) прочие факторы – их состав определяется предприятием самостоятельно с учётом специфики своей деятельности:
политическая нестабильность;
негативные демографические тенденции;
стихийные бедствия;
ухудшение криминогенной ситуации и т.д.
2) Внутренние факторы зависят от деятельности организации, они также подразделяются на три подгруппы в зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия:
а) операционные факторы – факторы, связанные с операционной деятельностью, например:
неэффективный маркетинг;
неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек)
низкий уровень использования основных средств;
высокий размер страховых и сезонных запасов;
недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;
неэффективный производственный менеджмент и др.;
б) инвестиционные факторы – факторы, связанные с инвестиционной деятельностью, например:
неэффективный фондовый портфель;
высокая продолжительность строительно-монтажных работ;
существенный перерасход инвестиционных ресурсов;
недостижение запланированных объёмов прибыли по реализованным реальным проектам;
неэффективный инвестиционный менеджмент и т.д.;
в) финансовые факторы – факторы, связанные с финансовой деятельностью:
неэффективная финансовая стратегия;
неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
чрезмерная доля заёмного капитала;
высокая доля краткосрочных источников привлечения заёмного капитала;
рост дебиторской задолженности;
высокая стоимость капитала;
превышение допустимых уровней финансовых рисков;
неэффективный финансовый менеджмент и др.
2. Общие и специфические факторы. Изменения во внешней и внутренней среде могут влиять на развитие достаточно большого числа организаций или иметь отношение только к одной организации.
Причины кризиса – это источники возникновения кризиса на предприятии, это события (явления, процессы), вследствие которых наступил кризис. Причинами кризиса в организации могут быть финансово-экономические просчёты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования и т.п.
Симптомы кризиса – это признаки его проявления, т.е. сигналы о возникновении кризисной ситуации. Симптомы – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить и которые свидетельствуют о необходимости принятия адекватных мер.
Приведём основные симптомы, свидетельствующие о приближении кризиса:
1. Снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов;
2. Негативная динамика со стороны внешней среды организации: снижение объёмов материальных и сырьевых ресурсов, рост цен на сырьё и техническое оснащение;
3. Сокращение темпов производства соседних отраслей;
4. Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке;
5. Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля;
6. Нестабильная обстановка (социальная, экологическая, политическая и т.д.) в регионе, где находится предприятие;
7. Нестабильность действий иностранных партнёров;
8. Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами;
9. Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции;
10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности;
11. Недостаточная организация управленческой структуры, её застойность;
12. Финансовая политика характеризуется наличием заёмных средств, падением курса акций предприятия.
Итак, симптомов кризисов очень много. Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Например, анализ таких показателей, как производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала, финансово-экономические и социально-экономические показатели. Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т.д.
Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков.
Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средствами распознавания кризиса являются интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
К примеру, инфляция является фактором кризиса, причиной будет увеличение денежной массы, симптомами – повышение цен, неожиданный рост заработной платы и т.д.
На предприятии признаком (симптомом) кризиса могут быть, например, снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам, причиной – финансово-экономические затруднения, ухудшение общего состояния экономики, недостаточный уровень профессионализма сотрудников. Симптомы – это первые показатели отрицательной динамики, рост финансовых вопросов и т.д.
В менеджменте организации знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы – основной базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.