Кризис предприятия: понятие и сущность возникновения

ТЕМА 3. КРИЗИСЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Упорядочите фазы развития кризиса: 1 – оживление, 2 – кризис, 3 – подъём, 4 – депрессия.

Что порождает экономический кризис?

а) циклическое развитие экономики;

б) спад производства;

в) снижение деловой активности;

г) депрессия.

а) 4, 3, 1, 2;

б) 2, 4, 1, 3;

в) 1, 3, 2, 4;

г) 3, 4, 2, 1.

7. Отличительными чертами такой фазы экономического цикла, как оживление являются:

а) прекращение роста издержек и падения цен, возобновление реализации товарных запасов и обновления основного капитала;

б) активизация инновационной и инвестиционной деятельностей, возникновение новых предприятий и товаров, резкое повышение курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты, затоваривание складов готовой продукцией, рост напряжённости банковских балансов;

в) переход деятельности на более высокий уровень, формирование разветвлённой сети управления, повышение качества производимой продукции и производительности труда, количественный рост всех экономических показателей.

г) рост цен, объёма выпуска продукции и капиталовложений, повышение заработной платы, снижение уровня безработицы, создание новых предприятий;

8. Радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка являются определяющими факторами возникновения…

а) циклов Джаглера;

б) циклов Кузнеца;

в) циклов Китчина;

г) циклов Кондратьева.

9. Циклы Китчина, порождаемые динамикой относительной величины запасов различных товарно-материальных ценностей на предприятиях, продолжаются…

а) 40-60 лет;

б) около 20 лет;

в) 3-5 лет;

г) 7-11 лет.

10. Переключение спроса потребителя на другой вид продукции представляет собой…

а) кризис репутации;

б) кризис потери конкурентных преимуществ;

в) кризис недопроизводства товаров;

г) промышленный кризис.

 

 


3.1 Кризис предприятия: понятие и сущность возникновения

3.2 Экономическая формула кризиса организации

3.3 Типология кризисов предприятия

3.4 Кризис предприятия как процесс, стадии развития кризиса

3.5 Жизненный цикл развития организаций (их продуктов) и кризисы

3.6 Неплатёжеспособность предприятия как форма проявления кризиса

 

Основные понятия: организация, кризис предприятия, экономическая формула кризиса, стратегический кризис, кризис результатов, кризис ликвидности, жизненный цикл организаций, «парадокс Икара», обязательства предприятия (внешние, внутренние), дебитор, должник, кредитор, платёжеспособность, неплатёжеспособность.

В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания страховая, туристическая и др., а также структурные единицы системы государственного управления.

Как показывает многолетний опыт развития организаций в разных странах, и в России в том числе, кризисное состояние возможно для любого предприятия в процессе его эволюции. При этом кризис свидетельствует о накоплении в организации «определённой критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса воспроизводства (функционирования организации) либо перехода её в новое качество»[22].

Сущность кризиса предприятия можно определить следующим образом:

1) кризис – это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

2) кризис– это неплатёжеспособность, нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации;

3) кризис в организации– это «и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьёзное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию компании»[23].

Таким образом, кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий.

Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из неё:

Ÿ или это ликвидация предприятия как экстремальная форма,

Ÿ или успешное преодоление кризиса.

Рисунок 3.1 – Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии[24]

Необходимо различать факторы, причины и симптомы кризиса в организации (см.рис.3.2).