Ш группа: Причины предательства Иуды с точки зрения первохристианских церковных преданий.
(Предполагаемый ответ)
Поступку Иуды можно найти и другое объяснение. В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего подлого, безобразного и преступного в человеке, Иуда – чудовище телом и духом. Таков Иуда церковного предания, запечатленный в каноническом Евангелии.
И совершенно другой Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков. Иуда, сохранившийся в этих учениях, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из всех учеников Христа, т.к. принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста. Следовательно, только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания – предательство. Этому апостолу передает свою силу – кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие иудино.
Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.
В индусских поэмах, посвященных жизни и учению Кришны, Иудой является величайший ученик Кришны – царевич Арджуна. Кришна сам проводит его через целый ряд испытаний, заставляя сражаться против друзей, наставников и предков, заставляя предательски убить божественного старца Бхшиму – главу его рода – из-за спины женщины, умертвить его наставника Дрону и.т.д., наконец, требует чтобы Арджуна предал его самого, Кришну, людям, преследующим его.
И Арджуна сам привязывает Кришну к дереву и первым пускает в него стрелу.
Тогда наступает последнее испытание Арджуны. Для царевича уготовано первое место на небе, которое он заслужил свое святостью, но если он согласится спуститься в ад и остаться там до скончания веков, то Кришна изведет оттуда всех, томящихся там.
Арджуна спускается в ад, освобождает всех грешников, а сам остается в аду.
Т.о., учение об Агнце, принимающем на себя грехи мира (или о «козле отпущения»), переносится на Иуду-Арджуну как на истинного козла отпущения вселенской очистительной жертвы.
Если с этой точки зрения посмотреть на Иуду, то становится вполне понятным и традиционный взгляд на Иуду. Так, для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.
VI. Обобщения и выводы (в сильном классе делают учащиеся, в слабом - учитель).
- После выхода в свет произведения в адрес Л.Андреева посыпались обвинения в оправдании предательства. Согласны ли вы с этим утверждением?
(Предполагаемый ответ)
Л.Н.Андреев воспринял от своего великого учителя Ф.М.Достоевского, высочайшую меру нравственной требовательности к человеку, к его сознанию личной ответственности. Повесть «Иуда искариот» отнюдь не снисхождение к предательству, тем более не оправдание его. Более того, повесть – непримиримое неприятие неявного, неочевидного, неподсудного предательства – молчаливого попустительства ему. Самые яркие события произведения те, которые рассказывают о произошедшем после распятия. Л.Андреев как предателей судит всех, кто молчит и бездействует перед лицом предательства. Именно в этом заключается основной идейный пафос произведения.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Только человек ответственен за добро и зло».