Информатизация как новый фактор производства и глобализации экономики. Роль информационного обеспечения в системе управления маркетингом

Предмет информационных систем маркетинга

Эффективность информационных систем

Электронная коммерция как тенденция глобализации коммерческой деятельности

Функциональное назначение и ресурсы Интернет. Виртуальное маркетинговое пространство и технологии Интернет в маркетинге

Функции, принципы построения и структура глобальной сети Интернет. Понятие и виды информационных ресурсов. Ресурсы Интернет и их использование в маркетинговой деятельности. Виртуальное маркетинговое пространство как составная часть глобального маркетингового пространства. Технологии Интернет в маркетинге. Их содержание и применение.

Понятие об электронной коммерции. Ее содержание и сущность. Платежные системы электронной коммерции. Организация электронной торговли. Виды и услуги компьютерных сетей. Юридические и правовые аспекты электронной коммерции.

Понятие эффективности применительно к информационным системам. Методики расчетов эффективности применения информационных систем.

 


Важным фактором экономического и технологического развития общества является информатизация различных сфер деятельности человека. Также как и информатизация глобализация технологического развития неизбежно ведет к обострению межфирменной конкуренции в глобальном масштабе. В итоге, промышленные компании и предприятия самых разных стран мира вынуждены ориентироваться при организации производства на лучшие технические решения, приспосабливая их к условиям и потребностям локальных рынков. Это создает мощные стимулы для торговли технологиями и углубления международной научно-технической кооперации на принципах стратегического партнерства. По отношению к предприятиям стран с переходной экономикой, то включаясь через такие партнерства в международное разделение труда, они могут снизить входные барьеры для своей продукции на внешних более конкурентных рынках. Все это способствует как скорейшему удовлетворению формирующихся под воздействием технологического прогресса новых потребностей населения, так и повышению эффективности использования имеющихся общественных ресурсов, а, в конечном итоге, повышению темпов экономического роста во многих странах. Вместе с тем, широкий обмен научной и технологической информацией создает мощные предпосылки для дальнейшего развития международного разделения труда и углубления отраслевой специализации в масштабах одного или нескольких государств. Это обстоятельство будет иметь в перспективе важное значение с учетом неравномерного распределения и использования природных, материальных, финансовых, интеллектуальных и иных производительных ресурсов.

Прогнозируется, что процесс технологической интеграции продолжится еще более высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальное экономическое явление. Этому будут способствовать многие причины, среди которых зарубежные исследователи ставят на передний план:

1) формирование глобального финансового и фондового рынка;

2) обострение международной конкуренции и усиление ее глобального характера;

3) рост масштабов экономической деятельности транснациональных корпораций;

4) совершенствование и дальнейшее развитие средств связи, в том числе, глобальной сети “ИНТЕРНЕТ”, применение оптоволоконных линий и запуск специальных искусственных спутников Земли.

Наличие технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации в режиме реального времени, в сочетании с имеющимися в различных регионах ресурсами человеческого капитала, приведет к концентрации инвестиций в наиболее перспективных с экономической точки зрения направлениях и повышению темпов экономического роста в целом.

В этой связи резко возрастает роль маркетинга в целом, и отдельных направлений маркетинга в частности. Теория управления социально-экономическими системами выделяет управление маркетингом как системную функцию в управлении отдельными элементами экономической системы государства.

Управление маркетингом — одна из важнейших функций общей системы управления предприятием, согласующая его внутренние возможности с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли. Управление маркетингом рассматривается в трех направлениях: управление деятельностью (маркетинговое управление), управление функцией, управление спросом.

Управление деятельностью подчинено требованиям рынка и основано на концепции открытых систем.

Управление функцией маркетинга направлено на формирование теснейших связей между ней и традиционными функциями предприятия (производственной, снабженческо-сбытовой, финансовой, административной и т.д.). Маркетинговая функция формируется из-за перестройки системы управления предприятием при переходе от принципа «покупают то, что производим», к.принципу «производим то, что покупают».

Управление спросом — это формирование механизма, основанного на использовании следующих средств и инструментов: продукт, продажная цена, позиция, продвижение. Определенную комбинацию средств маркетинга, направленную на достижение поставленных целей по управлению спросом, называют маркетинг-микс.

Таким образом, маркетинг как объект управления — это своего рода технология взаимоотношений людей на рынке. Одни производят, другие потребляют. И все должны быть довольны.