Особенности построения квазиэлектронных АТС

Тема 23. Коммутационные станции квазиэлектронной системы.

Развитие коммутационной техники на современном этапе идет в направлении:

  • повышения надежности системы за счет применения новейших электронных элементов и герметизированных контактов, обладаю­щих высокой надежностью и большим сроком службы;
  • централизации управления процессом установления соединений путем применения специальных электронных управляющих машин;
  • уменьшения габаритов, массы и потребляемой мощности обору­дования за счет применения малогабаритных элементов;
  • централизации и автоматизации эксплуатационно-технического обслуживания станции с целью уменьшения эксплуатационных рас­ходов;
  • введения новых видов обслуживания, создающих удобства або­нентам и способствующих повышению производительности труда.

Особенно сильное влияние на развитие коммутационной техни­ки оказывают достижения в развитии электронной и вычислитель­ной техники. Применение новейших элементов электронной техни­ки и электронных вычислительных машин позволило создать каче­ственно новые системы автоматической коммутации. К ним отно­сятся два новых типа АТС, появившиеся в последние годы: квази­электронные и электронные.

Квазиэлектронные (почти электронные) АТС представляют со­бой автоматические телефонные станции с электронным централи­зованным управлением, в коммутационной системе которых при­меняются быстродействующие реле с герметизированными контак­тами.

В электронных АТС полностью исключены механические кон­такты и пространственная коммутация заменена временной. Элект­ронным АТС принадлежит будущее.

 

Укрупненная структурная схема квазиэлектронной АТС мало отличается от схемы обычной АТС (рис. 32). Она состоит из трех основных частей: коммутационной системы (КС), центрального уп­равляющего устройства (ЦУУ) и периферийных управляющих уст­ройств (ПУУ).

Основой коммутационной системы АТСКЭ являются матричные соединители, построенные на герконовых реле. Матричные соедини­тели— это устройства, имеющие п входов и т выходов и способ­ные соединять любой вход с любым выходом. Причем п и т всег­да кратны 2k(k— целые числа). Это условие связано с принципом действия управляющих устройств, использующих двоичную систе­му счисления.

Из матричных соединителей путем звеньевого включения соз­даются коммутационные блоки различной емкости, подобно тому, как это делается в координатных АТС. Коммутационные блоки бы­вают двух типов, блоки абонентских линий (БАЛ) и блоки соеди­нительных линий (БСЛ). На станциях АТСКЭ средней емкости (до 10000 номеров) используются БАЛ на 1024 входа и 256 вы­ходов. На станциях большей емкости применяются БАЛ на 4096 входов и 1024 выхода. Блоки абонентских линий выполняют функ­ции концентрации (сжатия) и смешивания исходящей абонентской нагрузки. Блоки соединительных линий предназначены для сме­шивания нагрузки, поэтому имеют число входов, равное числу вы ходов. Квазиэлектронная АТС средней емкости имеет БСЛ на 256 входов и 256 вы­ходов, а станции большей емкости имеют БСЛ на 1024 входа и выхода.

На рис. 33 приведена упрощенная схема коммута­ционной системы квазиэлек­тронной АТС. Система со­держит четырехзвенные бло­ки БАЛ и БСЛ. К входам БАЛ через абонентские ком­плекты (АК) подключены абонентские линии, к выхо­дам— линии к БСЛ и шну­ровые комплекты (ШК). К выходам БСЛ через исходя­щие (ИКСЛ) и входящие (ВКСЛ) комплекты подклю­чены соединительные линии к другим АТС и узлам. Кро­ме указанных комплектов

Рисунок 32 - Структурная схема квазиэлек­тронной и электронной АТС

 

Рисунок 33 – Схема построения коммутационной системы квазиэлектронной АТС

Кро­ме указанных комплектов к выходам подключаются служебные комплекты (СК), предназначенные в основном для при­ема и передачи различных акустических сигналов и сигналов управления и взаимодействия элементов в процессе установления со­единения.

Приведенная коммутационная система позволяет осуществлять внутристанционные, исходящие, входящие и транзитные соедине­ния. В установлении внутристанционного соединения участвуют только АЛ, которые соединяют абонентов, включенных в один или в разные блоки с помощью шнуровых комплектов (ШК). При ис­ходящей связи соединение проходит через АК, точки коммутации блоков БАЛ, БСЛ и ИКСЛ. Входящее соединение проходит через ВКСЛ, БСЛ, БАЛ и АК. В транзитном соединении участвуют БСЛ и комплекты соединительных линий (ИКСЛ и ВКСЛ). Во всех случаях соединительный тракт образуется через одинаковое число звеньев — восемь.

Работой коммутационной системы управляет центральное уп­равляющее устройство (ЦУУ) (см. рис. 32), в качестве которого используется специализированная ЭВМ, называемая электронной управляющей машиной (ЭУМ). Помимо ЭУМ в процессе установ­ления соединений принимают участие периферийные управляющие устройства (ПУУ), являющиеся промежуточными элементами ме­жду ЦУУ и коммутационной системой. Они по командам от ЭУМ непосредственно управляют работой коммутационной системы с учетом состояния абонентских соединительных линий и служебных комплектов. Кроме того, они обеспечивают согласование времен­ных и энергетических параметров сигналов, передаваемых между ЦУУ и коммутационной системой.

Высокая степень концентрации управления в квазиэлектронных АТС предъявляет особые требования к надежности работы ЦУУ (ЭУМ). Повышение надежности достигается за счет резервирова­ния ЭУМ. На АТС получили распространение двухмашинные ЦУУ. Использование двух параллельно работающих машин позволяет не только повысить надежность работы управляющих устройств, но и поднять верность обслуживания вызовов благодаря тому, что машины, выполняющие одни и те же операции, на каждом этапе сравнивают результаты своей работы и только при их совпадении выдаются команды в ПУУ.

На телефонных сетях нашей страны в настоящее время идет внедрение квазиэлектронных АТС. Для сельских сетей разрабо­таны телефонные станции «Исток» емкостью до 4000 номеров. В учреждениях устанавливаются станции типа «Квант» емкостью от 64 до 2048 номеров.