Цели и стратегии переговоров
Лекция 2 Деловые переговоры: подготовка и проведение
Что такое коммуникация? Есть ли коммуникация в животном мире? Опишите механистический и деятельностный подходы к определению коммуникации.
Контрольные вопросы
2. Как строится модель коммуникативного акта, каковы ее ключевые элементы?
3. Что такое шумы и избыточность кода, как они влияют на успешность коммуникации?
4. Как соотносятся цель, результат коммуникации, от чего зависит это соотношение?
5. Что такое вербальная и невербальная коммуникация, чем они отличаются?
6. Какие бывают невербальные формы коммуникации? опишите их.
Тестовые задания для самостоятельного решения
1. К процессу коммуникации НЕ относится ...
- передача сообщения
- жестикуляция
- прослушивание диктофонной записи
- танцы под музыку
- тост
2. К целям коммуникации в президентском послании к Федеральному Собранию НЕ относится ...
- проинформировать депутатов о положении в стране
- проинформировать общественность о положении в стране
- развлечь общественность
- поставить новые задачи перед региональными властями
- отчитаться о проделанной работе
3. В ситуации передачи пресс-релиза в газету адресатом является ...
- редактор профильного отдела
- секретарь редакции
- читатели газеты
- корректор
- руководство Министерства по делам печати
4. В случае, когда пароход подает тройной гудок, причаливая к пристани ... является кодом сообщения
- ритмичность нажатия капитаном на кнопку гудка
- тон гудка
- звуковые колебания, передающие гудок
- комбинация звуков, формирующая определенный тип гудка
- колебания барабанных перепонок у встречающих на пристани
5. К обязательным элементам любого акта коммуникации можно отнести ...
- субъекта (отправитель, адресант)
- объекта (получатель, адресат)
- сообщение
- субъекта (получатель, адресат)
- объекта (отправитель, адресант)
Переговоры – это процесс, в ходе которого две (или более) стороны, имеющие общие интересы, обсуждают предложения, касающиеся конкретных условий возможного соглашения.
Необходимо в первую очередь определить цель
предстоящих переговоров, обозначить собственные интересы. Что будет наилучшим результатом, что – приемлемым, а какой результат является недопустимым? В процессе подготовки к переговорам необходимо узнать максимум информации о ваших партнерах (каково их теку- щее положение на рынке, каковы их интересы, возможности).
Необходимо четко определить, что является предметом переговоров. Выясните, если возможно, кто будет
участвовать в переговорах, каково их положение в компании, каковы их привычки, характер, интересы (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Участники переговоров
Информация о партнерах: | Информация об участниках переговоров: |
• их текущее положение на рынке; • их интересы; • их возможности; • их трудности | • их положение в компании; • их привычки; • характеры; • корпоративные интересы; • личные интересы |
Постарайтесь выяснить всю сопутствующую информацию (где, в каких условиях будут проходить переговоры – климатические, временные особенности, программа дополнительных мероприятий и т.п.).
Поставив перед собой цель и обладая необходимой информацией, можно выбрать основную и альтернативную стратегии ведения переговоров.
Существуют различные классификации стратегии (модели) переговоров. Одна из них, например, предполагает существование двух моделей:
1) модель взаимных выгод. Принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересам обеих сторон. Такие
решения называются интегративными;
2) модель уступок для сближения (модель торга). Каждая из сторон формулирует свою позицию, свои интересы. Затем
происходит процесс взаимных уступок – сближения, часто с
одной стороны. Решения, которые принимаются на основе этой модели, называются компромиссными. Качество
компромиссных решений хуже, чем качество интегративных.