Ценность и истина

1.

Аксиология (от axio — ценность, logos — слово, учение) — один из самых молодых разделов философии, исследующий категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания, а также природу и специфику ценностных суждений.

Термин «аксиология» был введен в 1902французским философом П.Лапи и вскоре вытеснил своего «конкурента» – термин «тимология» (от греч. τιμή – цена), введенный в том же году И.Крейбигом, а в 1904 был уже представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

Вопреки традиционному представлению,— истина в отличие от добра и красоты не является по своей природе аксиологической категорией.

Истина не является ценностью, ибо она не есть "значение для субъекта"; понятие "истина" употребляется и в философии, и в обыденной речи в двух значениях — онтологическом и гносеологическом; в первом она обозначает нечто, действительно существующее, подлинное, форму реального бытия ("это истинное происшествие, а не выдумка"), во втором — адекватное знание субъектом объекта ("объективная истина", в терминологии ученых).

Таким образом, понятия "истина" и "ценность" фиксируют два разных типа отношения. Разумеется, истина, как и ценность, порождается деятельностью субъекта, нов своем содержании она является отражением объективности, очищенным отсубъективной, ибо цельпознания — получение такой информации об объективном мире, которая обеспечила быуспешную практическую деятельность, а для этого субъект должен устранить себя из содержания этой информации, устранить именно как субъекта, со всеми его атрибутивными свойствами, в частности, его "отношением к..." (к тому, что он познает).

Вопределенных социокультурных обстоятельствах истина может обладать ценностью — если социокультурный субъект испытывает потребность в истинности знания как таковойили в некоей конкретной, открытой наукой истине. Так, например, как это было в эпохуПросвещения.

Всредние века истина знания вообще рассматривалась как ценность только в той мере, вкакой она была "истиной вероучения", то есть не истиной в точном, гносеологическомзначении этого понятия, или же если добывавшиеся науками истины не противоречилидогматам веры — потому церковь отвергала на протяжении веков и истинностьгелиоцентрической системы мироздания, и истинность учения Ч. Дарвина; по точномузаключению М. Вебера — а кому не видеть этого с такой отчетливостью, как социологу!—" вера в ценность научной истины есть продукт определенных культур".

Таким образом, истина как таковая — ив гносеологическом, и в онтологическом смыслах — аксиологически нейтральна, ибо теорема Пифагора, закон земного притяжения или закономерность образования прибавочной стоимости не имеют никакого отношения к субъектности человека, ценность же есть именно "субъективированность объекта".

Потому-то в реальной жизни истину могут постоянно, приносить в жертву тем или иным ценностям — религиозным, политическим, нравственным, эстетическим... Великий ученик Пдатона говорил: "Платон мне друг, но истина дороже".

Истина может иметь ценность, а может и не иметь, ибо сама она внеценностна, чисто объективна — оттого понятие это и может иметь одновременно гносеологический и онтологический смыслы; но придать ему аксиологический смысл — значит отрицать возможность верного отражения нашим сознанием объективного бытия, а возможность эта доказывается не подлежащим обжалованию авторитетом практики. Совершенно справедливо поэтому утверждение одного из самых крупных мыслителей XX века Б. Рассела, высказанное им в работе "Почему я не христианин", что вопрос о ценностях, в том числе и религиозных, "находится за пределами знания" и потому "ценность не имеет отношения к истине или лжи".

Включение истины в разряд ценностей правомерно либо для религиозного сознания, либо для научного рационализма, который поклоняется знанию законов природы независимо от того, какие трагические последствия для человечества может иметь реализация этих истин.